Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:06, курсовая работа
Основной целью нашей курсовой работы является рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.
Для достижения основной цели, нам нужно решить промежуточные задачи:
Дать понятие тоталитаризма
Узнать об исторических корнях тоталитаризма
Рассмотреть признаки тоталитаризма
Определить причины становления тоталитарных режимов
Проследить классификацию тоталитарных режимов
Выявить преимущества и недостатки тоталитарных режимов
Введение……………………………………………………………….3
Понятие тоталитаризма…………………………………………..…..5
Исторические корни тоталитаризма……………………………..….7
Признаки тоталитаризма……………………………………………..9
Причины становления тоталитарных режимов…………………….19
Классификация тоталитарных режимов………………………….…21
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов…………...…22
Заключение……………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО
КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ
«Тоталитарное государство»
Содержание
Введение
Еще тридцать лет
тому назад никому и в голову не
приходило включать в науку права понятие
"тоталитарного" государства: не
потому, чтобы идея такого государства
никогда не появлялась на горизонте, а
потому, что такой режим казался невозможным
и никто его не злоумышлял.
Что же такое тоталитарный режим? Это есть
политический строй, беспредельно расширивший
свое вмешательство в жизнь граждан, включивший
всю их деятельность в объем своего управления
и принудительного регулирования. Слово
"тотус" означает по-латыни, "весь,
целый". Тоталитарное государство есть
всеобъемлющее государство. Оно отправляется
от того, что самодеятельность граждан
не нужна и вредна, а свобода граждан опасна
и нетерпима. Имеется единый властный
центр: он призван все знать, все предвидеть,
все планировать, все предписывать. Обычное
правосознание исходит от предпосылки:
все незапрещенное - позволено; тоталитарный
режим внушает совсем иное: все непредписанное
- запрещено. Обычное государство говорит:
у тебя есть сфера частного интереса, ты
в ней свободен; тоталитарное государство
заявляет: есть только государственный
интерес, и ты им связан. Обычное государство
разрешает: думай сам, веруй свободно,
строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь;
тоталитарное государство требует: думай
предписанное, не веруй совсем, строй свою
внутреннюю жизнь по указу. Иными словами:
здесь управление - всеобъемлющее; человек
всесторонне порабощен; свобода становится
преступной и наказуемой.
Отсюда явствует, что сущность тоталитаризма
состоит не столько в особой форме государственного
устройства (демократической, республиканской
или авторитарной), сколько в объеме управления:
этот объем становится всеохватывающим.
Однако, такое всеобъемлющее управление
осуществимо только при проведении самой
последовательной диктатуры, основанной
на единстве власти, на единой исключительной
партии, на монополии работодательства,
на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве
и на беспощадном терроре. Такая организация
управления позволяет придать собственно
государственной форме любой вид; советский,
федеративный, избирательный, республиканский
или иной. Важна не государственная форма,
а организация управления, обеспечивающая
всеохват; - до последнего закоулка городского
подвала, деревенского чулана, личной
души, научной лаборатории, композиторской
фантазии, больницы, библиотеки, газеты,
рыбачьей лодки и церковной исповедальни.
Это означает, что тоталитарный режим
держится не основными законами, а партийными
указами, распоряжениями и инструкциями.
Поскольку законы вообще еще имеются,
они всецело подчинены партийным инструкциям.
Поскольку государственные органы еще
с виду действуют, они слагают только показную
оболочку партийной диктатуры. Поскольку
"граждане" еще существуют, они суть
только субъекты обязанностей и объекты
распоряжений; или иначе: индивидуальные
люди суть рабочие машины, носители страха
и симулянты сочувственной лояльности.
Это есть строй, в котором нет субъектов
права, нет законов, нет правового государства.
Здесь правосознание заменено психическими
механизмами - голода, страха, муки и унижения;
а творческий труд - психофизическим механизмом
рабского надрывного напряжения.
Поэтому тоталитарный режим не есть - ни
правовой, ни государственный режим. Созданный
материалистами, он весь держится на животных
и рабских механизмах тела-души; на угрожающих
приказах рабонадзирателен на их, внушенных
им сверху, произвольных распоряжениях.
Это не государство, в котором есть граждане,
законы и правительство; это социально-гипнотическая
машина; это жуткое и невиданное в истории
биологическое явление общества, спаянного
страхом, инстинктом и злодейством, - но
не правом, не свободой, не духом, не гражданством
и не государством.
Если же всё-таки говорить о форме этой
организации, хотя и неправовой и противоправовой,
то это есть рабовладельческая диктатура
невиданного размера и всепроникающего
захвата.
Правовое государство покоится всецело
на признании человеческой личности -
духовной, свободной, полномочной, управляющей
собою в душе и в делах, т. е. оно покоится
на лояльном правосознании. Тоталитарный
режим, напротив того, покоится на террористическом
внушении.
Все это подтверждает актуальность
выбранной темы на современном этапе
развития общества.
Основной целью нашей курсовой работы является рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.
Для достижения основной цели, нам нужно решить промежуточные задачи:
Объектом нашего исследования является тоталитарное государство.
Предметом данной работы анализ признаков тоталитарного режима.
Методологической базой исследования является общенаучный методологический принцип объективности. Который позволит объективно рассмотреть все стороны тоталитарного режима, как основу тоталитарного государства.
Практическое
значение результатов
исследования заключается в том, что
выводы, ответы и решения могут быть использованы
в учебном процессе.
22 июня 1925 г. Бенито Муссолини выступал в итальянском парламенте. Яростно обрушившись на остатки оппозиции, он угрожал смести ее «нашей тоталитарной волей»1. Само же слово «тоталитаризм» он заимствовал у своего сподвижника, философа Джованни Джентиле, определивший фашизм как «тотальную концепцию жизни». Выразительный термин понравился Муссолини, и он стал использовать его для обозначения фашизма в целом и фашистского государственного строя в частности. Сам термин происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий.
С 1929 года, начиная с публикации в газете "Таймс", его стали применять и к политическому режиму Советского Союза. Позднее из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов и Советского Союза.
На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада."
В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".
Вообще же тоталитаризм — это
общественно-политической
Сейчас не существует общепризнанного понятия тоталитаризма. Вполне возможно, однако, что мы и завтра его не получим. Не получим не потому, что это – сложное, многогранное, многообразное явление. А потому что, за несколько десятилетий своего существования тоталитарный режим претерпел определенную эволюцию, приспособившись, к новым социальным организмам. Не получим еще и потому, что само понятие «тоталитаризм» есть, говоря строго, категория идеологическая, не поддающаяся эмпирической проверке и наполняемая в зависимости от идеологической пристрастности исследователя различным содержанием.
В настоящее время тоталитаризм понимается как политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии2. Это не только политический режим, но и определенный тип политической и общественной системы.
_________________________
1 История Италии. - М., 1971
2 Общая теория
права и государства: Учебник / Под редакцией
В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. И
доп. – М.: Юристъ, 1996 – 427 с.
После
развала Советского Союза и мировой
социалистической системы интерес
к тоталитаризму перешел из плоскости
политической в плоскость скорее историческую.
Надо учитывать то, что науке так до
сих пор и не удалось выработать единого
общепризнанного определения тоталитаризма.
И это также служит стимулом для дальнейших
исследований.
Исторические корни тоталитаризма
По мере расширения функций
политической власти
Тоталитарные идеи находили свое частичное воплощение в практике деспотий Древнего Востока. Например, в Древнем Китае действовала целая школа так называемых легистов - сторонников сильного централизованного государства, неограниченной власти императора, опиравшейся на суровые законы, и тотального контроля над всеми сферами жизни. В Древней Греции - родине демократии появились первые развёрнутые обоснования тоталитарного идеала, совершенного государства. К их числу относятся, прежде всего, работы Платона - одного из крупнейших мыслителей античности и одновременно идейного противника демократии, как "разрушительный", по его мнению, структуры. Всему мировоззрению Платона были присущи консерватизм, идеализация общинного коллективизма и патриархальной аристократии, и страх перед будущей неизвестностью, которую он связывал с демократией (отчасти он был прав, так как афинская городская демократия переживала в IV в. до н.э. глубокий кризис). В особенности эти взгляды проявились в его последнем диалоге "Законы", где он наделяет свое совершенное государство такими по сути тоталитарными чертами: безусловное подчинение индивида государству - в его концепции синониму общества, государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жён и детей, всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма, жёсткая регламентация общественной и частной жизни, общеобязательная государственная религия, запрет на свободное общение с иностранцами, а для граждан до сорока лет – вообще запрет на выезд за пределы государства, очищение государства от неугодных путём смертной казни или изгнания.