Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание

Основной целью нашей курсовой работы является рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.

Для достижения основной цели, нам нужно решить промежуточные задачи:

Дать понятие тоталитаризма
Узнать об исторических корнях тоталитаризма
Рассмотреть признаки тоталитаризма
Определить причины становления тоталитарных режимов
Проследить классификацию тоталитарных режимов
Выявить преимущества и недостатки тоталитарных режимов

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Понятие тоталитаризма…………………………………………..…..5
Исторические корни тоталитаризма……………………………..….7
Признаки тоталитаризма……………………………………………..9
Причины становления тоталитарных режимов…………………….19
Классификация тоталитарных режимов………………………….…21
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов…………...…22
Заключение……………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теории государства и права.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

      Выше  перечисленные идеи стали краеугольным камнем всего последующего развития теории и практики тоталитаризма. Фактически их продолжали и уточняли утопические коммунисты средних веков и нового времени: Т.Мор, Т.Кампанелла, Г.Бабёф, А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др. В их воззрениях вообще ярко просматривается связь утопии - выдуманной, умозрительной конструкции жизни с насилием и подавлением личности, естественно, во имя высшего - коллектива, общего счастья и благосостояния. Идея эгалитаризма (уравнительности), низведение всего до некого одинакового, среднего уровня - центральное в утопическом сознании. Так, Г. Бабёф призывал "навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан. В плане общей структуры идеального общества они в основном следовали за Платоном, иногда внося поправки, еще более усиливавшие уравнительность.

      Значительный  вклад в развитие и обогащение тоталитарной мысли (возможно, помимо своей воли) внёс французский радикальный просветитель VIII в. Ж.-Ж.Руссо. Исходя из благородного желания осчастливить общество на началах разума, справедливости, равенства и свободы он предлагал такую организацию, которая в сущности не оставляла мест для реализации этих принципов и вела к тотальному огосударствлению (что в общем то и есть тоталитаризм). Его концепция - это разновидность коллективистской демократии, при которой добровольно объединившиеся граждане создают совершенное государство для защиты своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе, "из тупого и ограниченного животного" возникает разумное существо - человек. Из отдельных, несовершенных частей появляется "политическое тело", в котором личность, индивид полностью растворяется, поручая свои проблемы и интересы государству. Частный интерес имеет значение лишь постольку, поскольку он согласуется с общим государственным интересом. Лишь государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчинения граждан оно имеет право принудить их силой и тем самым "сделать свободным", так как свобода проявляется в соответствии с общей волей.

      В силу сказанного рационалистические идеи этого видного теоретика Просвещения  нашли применение сначала в якобинском терроре во времена Французской революции, а затем легли в основу многих позднейших тоталитарных концепций. Они получили то или иное развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, ряда других самых разных мыслителей XIX века. Но как система целостных взглядов и, главное, практика общественной жизни, тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития индустриального общества и государотвенно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу. Именно тогда возник "социальный заказ" на подобные идеи и они воплотились в деятельности массовых движений3. 

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

____________________________________

3 Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. И доп. М.: Юристъ, 2004. – 768 с.

3 Теория государства и права / Отв. ред. В.М.Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.                                         

                                   Признаки тоталитаризма.

    Учёные, политологи, написали ряд фундаментальных  работ на тему возникновения и  существования тоталитаризма, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендта "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".

    Авторы  последнего исследования предлагают для  определения "общей модели" тоталитаризма  пять признаков:

  • единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
  • официальная идеология, признаваемая всеми;
  • монополия власти на СМИ (средства массовой информации);
  • монополия на все средства вооруженной борьбы;
  • система террористического полицейского контроля и управления экономикой4.
 

    Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

    Сложность создания приемлемой концепции привела  к критике самой идеи моделирования  тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:

    • с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);
    • не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);
    • модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);
    • тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки" тоталитаризма в СССР (поскольку в фазе своего расцвета он способен демонстрировать вполне реальное единство управляющих и значительной части управляемых.) (А. Инкельс)5.

     Впоследствии оказалось опровергнутым и представление, что тоталитаризм подразумевает обязательное наличие харизматического лидера, поскольку Брежнева едва ли можно было отнести к этой категории.

 

     Подобным образом могут размываться и иные признаки тоталитаризма. Поставив этот вопрос, Линц отметил, что исходные воззрения на тоталитаризм сложились в большой мере под влиянием чисто эмоционального восприятия ужасов гитлеровского террора и массовых сталинских репрессий, при этом оказались «недооцененными многие позитивные черты тоталитарных систем, делающие их привлекательными для людей, в том числе и осведомленных об их худших качествах, не были учтены возможности эволюции тоталитаризма, существования различных его форм, не вполне четко проводилась грань между тоталитарными и просто недемократическими режимами».

 По  мнению Линца, политическую систему  можно считать тоталитарной при  условии, что в ней представлены следующие черты: 
 

___________________________ 

4 Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 1993

Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. М., 1999. 
 
 

  1. Сложился  единый (но не обязательно монолитный) центр власти, определяющий рамки допустимого плюрализма в деятельности различных структур и групп, чаще сам создающий их с целью выявления оппозиции и контроля над ней, что превращает эти группы в чисто политические образования, не отражающие внутренней динамики развития общества, существующих в нем интересов.     
  2. Функционирует одна, целостная и более или менее интеллектуально обоснованная идеология, со служением которой связывает свою легитимность правящая группировка, лидер или партия; идеология, на основе которой определяется политика или которой манипулируют, чтобы оправдать проводимую политику. Устанавливаются пределы, за которыми критическое отношение к господствующей системе взглядов воспринимается как ересь, подлежащая наказанию. Идеология выходит за рамки обоснования политических программ, включает в себя претензии на универсальность истолкования социальной реальности, высшей цели и смысла существования общества и отдельного человека.
  3. Партия и многочисленные контролируемые ею вспомогательные структуры поощряют, вознаграждают и направляют активное участие граждан в выполнении политических и социальных функций. Пассивное повиновение и апатия, согласие людей с ролью отверженных и управляемых, к чему стремятся многие авторитарные режимы, здесь рассматриваются правителями как нежелательные6.
 

         Такое развернутое определение  тоталитарных признаков политической  системы, предложенное в 1975 г.  применительно к данному времени  достаточно четко отражало положение  дел в СССР и союзных ему  странах. В то же время оно  носило скорее описательный, чем аналитический характер.

         В целом можно сказать, что  у большинства ученых и публицистов  в современных условиях использование  определения «тоталитарный» (применительно  к режиму, политической системе), если речь идет об СССР, Германии и Италии периода Сталина, Гитлера, Муссолини, возражений не вызывает. Общепринятыми стали и такие характеристики тоталитаризма, как наличие механизма власти, стремящегося к установлению полного контроля над обществом, опирающегося на определенную идеологию, постоянно или периодически прибегающего к репрессиям. 

    Однако  поиск оптимальной модели продолжается по сей день. 

     

___________________________

6 Теория государства и права / Отв.ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000. 
 

    Можно выделить следующие "родовые" черты, которые в совокупности определяют тоталитаризм при всём разнообразии его этнонациональных, цивилизационных причин:

    а) неприятие демократических прав и свобод — слова, печати, собраний, объединений и т.д.;

    б) всевластие (включая монополию на информацию) корпоративных организаций иерархического типа;

    в) государственная и/или находящаяся  под жестким бюрократическим  контролем частная собственность  на средства производства, по крайней  мере — на основную их часть;

    г) административно регулируемый характер экономики, в т.ч. централизованное распределение сырья, продукции (редистрибуция), значительная роль принудительного труда и внеэкономического принуждения в жизни общества;

    д) официальная регламентация всех сторон жизни общества и человека, включая ограничения в одежде, передвижении, проведении досуга и т.д.;

    е) мощный репрессивный аппарат, использующий методы физического и психологического террора по отношению к массовым и даже элитным группам; система  всеобщей слежки и "стукачества"; развитая сеть тюрем и концлагерей с антигуманными методами содержания;

    ж) мессианская государственная идеология (т.е. копилка убеждений, имеющих  силу веры), долженствующая распространиться (вместе с ее носителями) по всему  миру или хотя бы в его значительной части;

    з) агрессивный характер внешней политики, сочетающийся с самоизоляцией страны (закрытое общество);

    и) милитаризация экономики и всего  общества, перманентное применение насилия (полицейского и армейского) во внутренней политике;

    к) общенациональный, наделяемый сверхъестественными качествами правитель (вождь) как ключевой элемент политико-идеологической системы.

     л) отсутствие реальных механизмов  контроля над властной элитой

     м) сверхцентрализм в государственном  управлении

     н) применение внеэкономических форм принуждения к труду

     о)  осуществляется политика культурно-национального  нивелирования, уничтожается или  подавляется "враждебная культура", господство  искусства прикладного  агитационного характера.

    Рассмотрим  подробнее некоторые черты тоталитарного государства, тоталитарного общества.

    Абсолютная  концентрация власти и отсутствие принципа разделения властей.

    В первую очередь мне бы хотелось выделить именно этот признак.

    Это означает, что власть реализуется  через механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:

  • соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти.
  • принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического типа.

    Тоталитарное  государство не могло и не может  стать правовым, то есть таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались. Такое государство просто немыслимо в условиях существования такой системы. Незыблемость суда и торжество законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции.

Информация о работе Тоталитарное государство