Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:06, курсовая работа
Основной целью нашей курсовой работы является рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.
Для достижения основной цели, нам нужно решить промежуточные задачи:
Дать понятие тоталитаризма
Узнать об исторических корнях тоталитаризма
Рассмотреть признаки тоталитаризма
Определить причины становления тоталитарных режимов
Проследить классификацию тоталитарных режимов
Выявить преимущества и недостатки тоталитарных режимов
Введение……………………………………………………………….3
Понятие тоталитаризма…………………………………………..…..5
Исторические корни тоталитаризма……………………………..….7
Признаки тоталитаризма……………………………………………..9
Причины становления тоталитарных режимов…………………….19
Классификация тоталитарных режимов………………………….…21
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов…………...…22
Заключение……………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………27
В 1920-е — 1930-е годы в ряде индустриальных стран среди широких слоев мелких и средних собственников, разочарованных в беспрепятственной капиталистической конкуренции и в способности буржуазно-демократического государства обеспечить им благосостояние, стабильность и приемлемый социальный статус, распространилась идея создания нового государства, которое защищало бы их классовые интересы. Фашистские лозунги, направленные против господства крупного капитала, находили наибольший отклик именно в среде мелких предпринимателей, торговцев, лавочников, ремесленников и служащих. Им, бунтовавшим против своих могущественных монополистических конкурентов и банков, импонировали заявления вождей, которые именовали их, "маленьких людей", исполнителями высшей миссии нации, истории и провидения, средоточием воли и активности.
Таким
образом, массовое сознание оказалось
в значительной мере подготовленным
к восприятию тоталитаризма всей предшествующей
историей развития капитализма и государства.
Но в то же время, ни в Германии, ни в Италии
"большинство народа не желало фашизма
и выбор ему не принадлежал11. Муссолини
и Гитлер пришли к власти тогда, когда,
об этом договорились сравнительно небольшие
клики, при чем они следовали соответствующему
решению высших хозяйственных кругов,
которые пришли к выводу, что фашизм станет
выходом из переживаемых ими трудностей"12.
____________________
11 Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 1993
12 Мельников Д., Черная Л. Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер. - М., 1991.
По степени централизации :
- руководство полностью в руках одного человека-харизматика (СССР 1937-1953)
- руководство
распределено в
- руководство
рассредоточено между высшими
органами власти (СССР 70-е –
1991)
По степени огосударствливания общественных институтов :
- огосударствливаются все общественные институты (СССР)
-огосударствливаются
наиболее важные общественные
институты (Фашистская Германия
)
По характеру регулирования экономики:
- полностью плановая экономика (СССР)
- планируются
наиболее важные отрасли (Фашистская Германия)
По степени полицейского контроля и его методов:
- тотальный контроль,
атмосфера доносительства и
- сильный
контроль, смертная казнь применяется
редко, значительное
По уровню народной поддержки
- режим поддерживается большинством населения
- режим удерживается
постоянными репрессиями
По характеру объединяющей идеи:
- идея национальной
исключительности и
- идея социальной справедливости (СССР)
(Список не
исчерпывающ)
По уровню развития идеологии и пропаганды:
- идеология является
философской концепцией, идеологическая
машина государства активно
- идеологи отрывочна
и не является идейным целым
, СМИ лишь подают угодную
_________________
13 Теория государства и права / Отв.ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов
Тоталитарные режимы при своей
внешней мощи и надёжности, очень
нестабильные и
Тоталитарные режимы неэффективны :
Экономически:
Тотальная зарегулированность тормозит развитие производства и общественных отношений, как в силу системных законов кибернетики (большие затраты времени и ресурсов на самоконтроль), так и в силу ригидности бюрократического аппарата. Кроме того, органы, осуществляющие контроль со временем разрастаются и поглощают огромные средства (18 млн. аппаратных работников в СССР при населении в 200 млн. человек). Также здесь нарушается один из принципов кибернетики о местной саморегуляции (большинство проблем должно разрешаться на местном уровне, уровне «отдельной клетки».) В тоталитарном государстве имеется тенденция к разрешению малых дел в центральных и высших органах государства. Например ГОСПЛАН СССР занимался проблемами обычно решаемыми на догосурственном уровне - уровне миллионов отдельных предприятий, что сильно снижало качество его регулирования.
Система централизованного планирования производства и нормированного распределения ресурсов и продукции, оказывается менее эффективной, чем формирующийся в условиях рыночной экономики баланс между спросом и предложением.
Закрытость страны для внешнего рынка тормозит развитие экономики в целом. В этом случае, мировой рынок заменяется суррогатом из принудительного разделения труда или созданием цепи завоеванных государств, чья экономика включается в экономику страны-сюзерена (Германия)
Большое количество разнообразной «чрезвычайщины», которая на короткий строк выправляет положение, но в целом убыточна. Одним из следствий этого является распространённость внеэкономических методов принуждения и подневольного труда. При долгосрочном применении это губительно для экономики.
Снижение мотивированности к труду у населения, поскольку наибольшие средства человек может получить только на государственной или партийной должности. Так же в силу малых различий в зарплате между начальником и подчинённым (в СССР) не было стимулов для карьерного роста. Такая система тяготеет в уравнительности в вознаграждении, выгодной не для тех, кто работает с полной отдачей. Это явление несколько нивелируется системой моральных поощрений и идейным ажиотажем населения, но долго поддерживать такое состояние нельзя, и как постоянная основа трудовых отношений она несостоятельна.
Огромные расходы на военную сферу в ущерб социальной, за счет ухудшения быта населения и развития многих необходимых отраслей производства, что приводит к низкой покупательной способности населения и удушению внутреннего рынка.
Большие расходы на пропаганду и агитацию, ненужные иным государственным режимам.
При
огосударствоывании экономики
Политически :
Отсутствие реально обеспеченных прав и свобод личности сковывает общественную и экономическую инициативу граждан, является залогом произвола гос. органов.
Отсутствие
независимых СМИ не позволяет
гражданам иметь достоверную
информацию о делах
В силу закрытости тоталитарного общества граждане не получают полную информацию о других государствах и лишены возможности сравнивать свою жизнь с жизнью заграницей. Это ведёт к отсутствию конкуренции между политическими системами за своих граждан, ставит препятствия для перенимания полезных политических и общественных институтов.
Поскольку высшие чины безответственны перед народом они зависят прежде всего от своего окружения (высших гос. органов, силовых ведомств и др.), то их решения часто определяются внутренними аппаратными интригами и результатами «подковерной» борьбы между ведомствами и начальниками. Наиболее важные решения принимаются единовластным лидером или верхушкой элиты под влиянием идейно-политических соображений, субъективных расчетов. Это обуславливает большую вероятность ошибок при принятии решений (война в Афганистане, нападение на СССР, антиалкогольная кампания). Этот недостаток усиливается чрезмерной централизацией власти в руках отдельных лиц на всех уровнях управления.
Продвижение по службе во многом зависит не от деловых качеств человека, а от его лояльности режиму, способности лавировать и проталкиваться, его способности к интригам. Этот принцип кадрового отбора препятствует продвижению наиболее талантливых людей, что ухудшает качество гос. аппарата.
Тоталитарный режим неудовлетворительно обеспечивает систематическую смену правителей. Здесь новый правитель или приходит к власти через ожесточенную борьбу, угрожающею существованию всего государства (смута), или приводится к власти партийным большинством. В этом случае, личные качества правителя, его талант управления, неважны, выбирается наиболее удобный «лидер» (Брежнев). Часто эти пути сочетаются, но к власти приходит не тот, кто отражает интересы страны и народа, а тот кто отвечает интересам гос. аппарата.
Тоталитарным режимам свойственна тяга к агрессивной внешней политике и силовым методам решения конфликтов. Это увеличивает вероятность начала больших войн, которых можно было бы избежать.
Невозможность построения доброкачественных внешних отношений – всякое независимое государство рассматривается, прежде всего, как потенциальный идеологический и военный противник, с которым возможны лишь временные соглашения. В унии между тоталитарными государствами отношения могут выстраиваться лишь по феодальному принципу сюзеринитета-вассалитета, (Германия-Италия) или же они протекают в форме скрытой конфронтации (СССР-Китай). В то время как прочные, взаимовыгодные внешние отношения – залог стабильности всякого государства.
Господство принципа политической целесообразности в управлении вызывает нестабильность во внешней и внутренней политике государства, снижает доверие к государству как со стороны народа так и со стороны иностранных государств. Ещё один аспект этой проблемы заключается в том, что никакое государство не может долго существовать без твёрдых ценностей и нравственных ориентиров. Ценности создаваемые самим тоталитарным государством очень быстро меняются, оно создаёт их из сиюминутных надобностей, а ценности созданные ранее, наследуемые им, часто отрицаются. Это ведёт к социальной нестабильности, «брожении в умах». Всё это снижает способность государства противостоять сильным кризисам, снижает его кризисоустойчивость, повышает общую вероятность его распада.
Из предыдущего принципа, вытекает отсутствие законности в государстве. По-большому счету, здесь действует «право сильного». В силу этого, борьба за власть может принимать социально-опасные формы, угрожающие существованию всего государства. Я думаю, что отсутствие законности было важнейшей причиной распада СССР.
Господство
единой идеологии рождает догма