Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:06, курсовая работа
Основной целью нашей курсовой работы является рассмотрение тоталитарного государства как политический режим.
Для достижения основной цели, нам нужно решить промежуточные задачи:
Дать понятие тоталитаризма
Узнать об исторических корнях тоталитаризма
Рассмотреть признаки тоталитаризма
Определить причины становления тоталитарных режимов
Проследить классификацию тоталитарных режимов
Выявить преимущества и недостатки тоталитарных режимов
Введение……………………………………………………………….3
Понятие тоталитаризма…………………………………………..…..5
Исторические корни тоталитаризма……………………………..….7
Признаки тоталитаризма……………………………………………..9
Причины становления тоталитарных режимов…………………….19
Классификация тоталитарных режимов………………………….…21
Преимущества и недостатки тоталитарных режимов…………...…22
Заключение……………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………27
Тоталитарное
государство использовало всё свою мощь
для утверждения мифологизированной версии
своей идеологии в качестве единственно
возможного мировоззрения. Она была превращена,
по сути дела, в своего рода государственную
религию со своими догмами, со священными
книгами, святыми, апостолами, со своими
бого-человеками (в лице вождей, фюреров,
дуче и т.д.), литургией и т.д. Здесь государство
представляет собой чуть ли не систему
теократического правления, где верховный
жрец-
________________________
9 Власть
при переходе от тоталитаризма к демократии.
Свободная мысль. 1993 - №8 / Кожухов А.П.
идеолог одновременно является и верховным правителем. Это, по удачному выражению Н. Бердяева, "обратная теократия". Здесь все сводится к тому, чтобы добиться единства человека-массы, общества, государства, партии, слитности всех структур общественного бытия.
Тоталитарный
вариант утопической
Абсолютизация некоторых основополагающих постулатов, сформулированных на основе капиталистических реальностей середины XIX в.', их экстраполяция на всю предшествующую историю человечества и на его будущее предопределили ряд серьезных просчетов и сущностных ошибок при реализации марксистской модели. К тому же нужно отметить, что заземление, массовизация, "демократизация" любой идеи ведут к потере ее способности саморазвиваться, к приспособлению к усредненной психологии массы, энтропии познавательных потенций, прогрессирующей потере научности и достоверности. Пропорционально растут нетерпимость и закрытость этой системы, она во все более растущей степени становится достоянием жрецов, существующих благодаря ей и за ее счет.
Марксизм,
по сути дела рассматриваемый как
завершение всей мировой философии,
был выведен из-под критики, а
его положения сделаны
Статус религиозной веры с существенными элементами мистицизма и даже спиритуализма приобрела фашистская идеология, особенно в ее нацистской ипостаси. Ее священными книгами стали работа X. Чемберлена "Основы девятнадцатого века", которую гитлеровская газета "Фелькишер беобахтер" в 1925 г. назвала "евангелием нацистского движения", "Миф двадцатого века" А. Розенберга и др. Разумеется, над всеми ними стояла "Майн кампф" А. Гитлера, предлагавшаяся в качестве идейно-политической платформы "тысячелетнего рейха". Показательно, что почти во всех немецких семьях она выставлялась на почетное место в доме; считалось почти обязательным дарить ее жениху и невесте к свадьбе и школьнику после окончания школы10.
«Великая идея».
"Великая
идея" иррациональна и часто
мистична, глубоко противоречит
действительности, поэтому для нее
смертельно опасны плюрализм,
любая критика, конкуренция с
другими идеями и в
Информационная диктатура открывает колоссальные возможности для манипулирования сознанием. Заглушаются интересы людей, обычно побуждающие их к борьбе за социальные и профессиональные требования, чувство солидарности. В сочетании с деятельностью карательных органов это позволяет практически сводить на нет всякие проявления протеста граждан против тоталитарных порядков. Создаются самые благоприятные условия для эксплуатации государством части трудящихся методами внеэкономического принуждения. Реставрируются отношения рабства (труд заключенных) и крепостничества (инфеодализация беспаспортных колхозников в СССР, остарбайтеры в нацистской Германии и т. д.).
Возврат
к средневековью происходит также
в области морали и права. Равенство
граждан перед законом на практике отрицается,
все население делится на несколько
______________________
10 Мельников Д., Черная Л. Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер. - М., 1991.
сословно-правовых категорий. В целом тоталитаризм можно считать особой формационной флуктуацией, когда происходит реставрация исторически отживших социальных порядков на новой экономико-производственной и технологической основе. Устойчивость же режима обеспечивается за счет целенаправленной деформации личности, извращения человеческой природы. Недаром абсолютно все тоталитарные режимы в той или иной форме выдвигают цель "создания нового человека".
Культ власти.
Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.
Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля.
Культ
власти оказался гораздо жизненнее
культа личности. Мы давно уже научились
критически относиться к самовосхвалениям
власти, понимая незначительность или
относительность ее реальных успехов.
Но считать, что наши беды объясняются
только тем, что руководство недоглядело,
ошиблось, что оно виновно или даже преступно
— значит все еще оставаться в плену культа
власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии
XX съезда: раньше власть была плохой, теперь
власть будет хорошей, но она как была,
так и останется всесильной. Избавление
от тоталитарной мистификации в другом—
в понимании ничтожности реального значения
власти в сравнении с процессами самоорганизации
общества.
Отрицание гуманистической самоценности индивида
Подчинение
человека абсолютному, тотальному целому
— нации, государству, фашистской партии.
Отдельный индивид признается лишь постольку,
"поскольку он совпадает с государством,
представляющим универсальное сознание
и волю человека в его историческом существовании".
Германские национал-социалисты также
провозглашали, что "общая польза выше
личной пользы".
Причины становления тоталитарных режимов
Политические предпосылки
Любой госаппарат (даже в стране
с самыми демократическими
Чем выше уровень маргинализации общества, тем вероятнее его скатывание к тоталитаризму.
Для представителей маргинальных групп особенно характерны культурная неукорененность и связанное с этим острое чувство социальных неполноценности и отчуждения, гремучая смесь забитости и агрессивности, болезненно-извращенное ("обиженное") восприятие окружающего мира, вера в чудеса. "Великая идея" манит маргиналов легкостью социально-психологической адаптации к реальности: все люди делятся на "своих" и "чужих"; в твоем печальном положении виновны только враги (буржуи, империалисты, коммунисты, масоны, евреи, неверные и т.п.), сам же ты предназначен к светлому настоящему и будущему уже своей "анкетой" (как пролетарий, ариец, истинный мусульманин и т.д.); необходимо лишь уничтожить врагов ("до основания!"), вверить заботы о себе "родным" партии и государству с их патерналистским участием, которые автоматически обеспечат тебе счастливую жизнь, снимут с тебя груз социальной, правовой, моральной ответственности в обмен на полную лояльность.
Возникновение тоталитаризма связано прежде всего с трудностями модернизации, перехода общества к индустриальной стадии развития, с попытками правящей элиты преодолеть эти трудности путем "чрезвычайщины" — огосударствления, сверхбюрократизации, униформенной политизации и милитаризации всего общества. Сущность тоталитаризма заключается в том, что в результате указанных процессов устанавливается бюрократическая (военно-бюрократическая) диктатура, фактически отражающая интересы государственного (партийно-государственного) аппарата, а также - отчасти — интересы представителей разного рода маргинальных групп, деклассированных элементов, из которых в значительной степени этот аппарат формируется и которые им подкармливаются.
Исторические ситуации, в которых устанавливается система общественных отношений, под названием тоталитаризм, очень сходны. Одним из важных условий тоталитаризма, ранее никогда не называвшимся, является относительная бедность и монотонность, рутинность существования. Примитивные общества - тоталитарные общества. Общества богатые, с развитой имущественной дифференциацией, обычно не тоталитарны. Вторым условием является общая опасность, объединяющая всех членов общества или большую его часть, которые сплачиваются вокруг государства. Третьим условием, способствующим возникновению тоталитарного государства, является зависимость общества от общего источника жизни (например, вода в восточных государствах древности и средневековья). Так называемые "смутные" времена, поляризующие общество, также являются питательной средой для формирования тоталитарных настроений в обществе и тоталитарной роли государства.
Почему же люди становились участниками тоталитарных движений? Психологические мотивы, которыми они руководствовались, сформировались прежде всего под влиянием распада устоявшихся общественных отношений. В эпоху господства гигантских концернов и бюрократических структур окончательно складывалось из разрозненных индивидов так называемое "массовое общество" с аморфной социальной структурой. Если прежде человек был в значительной мере растворен в системе традиционных групповых, местных, религиозных и иных связей, то теперь он оказывался один на один с миром и потому ощущал утрату своего места в социуме, потерю самого смысла существования. "Ему угрожают, — писал известный психоаналитик Э.Фромм, — мощные силы, стоящие над личностью, — капитал и рынок. Его отношения с собратьями, в каждом из которых он видит возможного конкурента, приобрели характер отчужденности и враждебности... Человек подавлен ощущением своей ничтожности и беспомощности ".