Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования.
Отношения Сирии и Турции пережили несколько трансформаций. До событий т.н. «арабской весны» они более напоминали стратегический альянс и имели все предпосылки к именно такому виду союза. Это движение было обоюдным и объяснялось: для Анкары – стремлением стать лидером арабского мира прежде всего через активное участие в решении палестинской проблемы; для Дамаска – поиск мощного стратегического геополитического союзника для противостояния саудовцам с одной стороны; и с целью влияния на Израиль в рамках решения проблемы Голан и палестинской проблемы в целом. Ну и с учетом членства Турции в НАТО подразумевался проект «некого мостика» с ЕС, прежде всего. Отметим, что последняя задача для Дамаска была второстепенной, так как незадолго до этого президент Франции Н.Саркози предлагал Б.Асаду очень заманчивый с точки зрения расширения контактов с Европой по всем направлениям план интеграции Сирии в создаваемое им «Среднеземноморское содружество». Но этот план был Дамаском отвергнут.
Введение 3
Глава 1. Ближний восток в контексте внешней политики турции 6
1.1 Трансформация внешнеполитической стратегии Турции с 1990 до и после 2002 г 6
1.2 Проблемы безопасности в турецко-сирийских отношениях 16
Глава 2. Эволюция турецко-сирийских отношений после прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития 23
2.1 Проблема Александрийского санджака 24
2.2 Характер турецко-сирийских отношений в регионе 32
Заключение 45
Список литературы 47
Политология
«Турецко-сирийские отношения с 1990 по 2010гг»
содержание
Введение
Актуальность темы исследования.
Отношения Сирии и Турции пережили несколько трансформаций. До событий т.н. «арабской весны» они более напоминали стратегический альянс и имели все предпосылки к именно такому виду союза. Это движение было обоюдным и объяснялось: для Анкары – стремлением стать лидером арабского мира прежде всего через активное участие в решении палестинской проблемы; для Дамаска – поиск мощного стратегического геополитического союзника для противостояния саудовцам с одной стороны; и с целью влияния на Израиль в рамках решения проблемы Голан и палестинской проблемы в целом. Ну и с учетом членства Турции в НАТО подразумевался проект «некого мостика» с ЕС, прежде всего. Отметим, что последняя задача для Дамаска была второстепенной, так как незадолго до этого президент Франции Н.Саркози предлагал Б.Асаду очень заманчивый с точки зрения расширения контактов с Европой по всем направлениям план интеграции Сирии в создаваемое им «Среднеземноморское содружество». Но этот план был Дамаском отвергнут.
Анкара союзом с сирийцами решала
задачу получения рычагов влияния
на тогда еще имеющий очень
серьезный авторитет в палестин
Кроме того, Сирия по мере
сближения с Турцией
Ну и конечно расширение экономических связей. До сих пор Алеппо и пригороды дают до 60% изделий легкой промышленности Турции. Эта кооперация была, кстати, очень серьезной темой для раздумий кабинета Р.Т. Эрдогана, когда «сгоряча» им было объявлено о намерении ввести экономические санкции в отношении режима Б.Асада. Они так и не были введены, поскольку в этом случае серьезно страдала турецкая промышленность, а это - голоса на выборах. Ровно по этой же причине поставки электричества из Турции в Сирию прекращены не были и осуществляются до сих пор. И, кстати, заметим, что ни одного диверсионного акта в отношении ЛЭП совершено повстанцами не было, в отличие от газонефтяной инфраструктуры.
Тема актуальна, потому что отношения Сирии и Турции на сегодняшний день интересны крупным странам, таким как США, Россия. Кроме этого, ослабление Ирана объективно усиливает турецких конкурентов по борьбе за влияние в исламском мире КСА и Катар. А это в Анкаре стараются всеми способами избежать.
Целью исследования данной курсовой работы является политических отношений между Сирией и Турцией.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования нужно решить следующие задачи:
1. Изучить политическую ситуацию на Ближнем Востоке;
2. Рассмотреть позицию Турции после Первой и Второй мировой войны ;
3. Связь Турции и правительства США;
4. Рассмотреть планы Партии справедливости и равенства (ПСР) при осуществлении своей политики в отношении Сирии;
5. Показать свои меры в борьбе с интересами США, России и зарубежных стран.
Объектом исследования является деятельность Турции в отношениях с Сирией и другими зарубежными странами.
Предметом исследования изучение материалов о турецко-сирийских отношениях
Информационной базой исследования является научная литература отечественных и зарубежных авторов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы составляет 48 страниц машинописного текста.
1. Трансформация
Турция возрождается в качестве значимой региональной силы. В некотором смысле, страна стремится вернуть статус, который имела до Первой мировой войны, будучи Османской империей. Это сравнение малозначимо для понимания современной ситуации – оно не учитывает изменений, которые произошли в мире и в регионе. Таким образом, чтобы понять стратегию Турции, надо проанализировать те условия, в которых страна находится сегодня.
Конец Первой мировой войны ознаменовал падение Османской империи, а также сокращение турецких территорий и ограничение их Малой Азией и полоской суши на европейской стороне Босфорского пролива. Такое сокращение лишило Турцию высоких позиций, которые страна пыталась удерживать в бытность империей, когда османские территории простирались от Аравийского до Балканского полуострова. В практическом отношении поражение решило проблему стратегических интересов Турции, которые на тот момент превосходили потенциал страны. После Первой мировой войны Турция соразмерила свои потребности со своими возможностями. И хотя теперь Турция была гораздо меньше, она стала менее уязвимой, чем Османская империя.
В то же время, через оба периода красной нитью проходит страх перед Россией. Россия, в свою очередь, страдала от стратегической уязвимости. Доступ ко всем портовым городам страны – Санкт-Петербург, Владивосток, Мурманск и Одесса – косвенно зависел от потенциально враждебных государств. Великобритания блокировала Датские проливы, Япония закрыла доступ к Владивостоку, а турки – к Средиземноморью. Национальная политика России была направлена на то, чтобы заполучить Босфор, тем самым предотвратив блокаду и спроецировать свою силу на Средиземноморский регион.
Поэтому Россия была особенно заинтересована в реорганизации турецкой независимости. В ходе Первой мировой войны турки были союзниками Германии, которая выступала против русских. В период между двумя войнами, а также во Вторую мировую войну, когда Советский Союз был слаб и сбит с толку, Турция оставалась нейтральной до февраля 1945 года, а затем объявила войну «оси зла». После войны, когда советская Россия стала могущественной и попыталась предпринять секретные операции с целью разрушить государственность Турции и Греции, турки стали близкими союзниками США и вступили в НАТО (несмотря на расстояние, отдаляющее Турцию от Северной Атлантики).
С 1945 по 1991 год Турция была замкнута в своих отношениях с Соединенными Штатами. США продвигали стратегию сдерживания Советского Союза на линии Норвегии и Пакистана. Турция была ключевым элементом стратегии, так как владела Босфором, кроме того, турецкие социалисты могли позволить СССР открыто давить на Иран, Ирак и Сирию. Турция, будучи союзником СССР и подвергшись социалистическому влиянию, могла разрушить основы американской политики сдерживания и изменить тем самым баланс сил. Наравне с Германией, Турция была своеобразной отправной точкой американской стратегии.
Во времена холодной войны Турция была стратегическим «объектом» Соединенных Штатов. На севере турки встречались лицом к лицу с Советским Союзом, на юге – с Сирией и Ираком, которые были зависимы от СССР. Израиль «увел» Сирию от Турции. Но стратегия потеряла целесообразность в 1991 году с крушением Советского Союза. К тому времени советская империя уже разделилась на части. Российские силы покинули южный Кавказ и Балканы, а с Северного Кавказа их вытеснили вооруженные повстанцы. Армения, Грузия и Азербайджан получили независимость. Украина также стала независимой, поставив под вопрос положение российского Черноморского флота в Крыму. Впервые с момента образования Советского Союза Турция освободилась от своего страха перед Россией. Определяющий элемент турецкой внешней политики исчез, а вместе с ним исчезла и зависимость Турции от США.
Туркам и американцам
Гораздо легче проводить стратегическую политику тогда, когда перед тобой четко обозначенная угроза, а не ряд неопределенных вероятностей. Перед Турцией разворачивалось множество возможностей, но наряду с ними появилась серьезная проблема: как применить эти возможности и извлечь из них выгоду? Переломной точкой для Турции стало американское вторжение в Ирак в 2003 году. С точки зрения Анкары, вторжение было бессмысленным, оно угрожало усилением Ирана и представляло угрозу внутренней политике региона. Впервые после окончания Второй мировой войны турки не просто отказались участвовать в американском предприятии, но и не позволили Соединенным Штатам использовать свою территорию, чтобы начать вторжение.
Турция столкнулась с
Таким образом, Турция освободилась, и у нее появилась возможность поразмыслить над другими отношениями. Очевидной была возможность присоединиться к Европе, ведущие державы которой также были против американского вторжения в Ирак. Однако эта общность во взглядах не обеспечила Турции членство в ЕС. Желанию страны вступить в Евросоюз препятствовал ряд причин, начиная страхом перед массовой миграцией и заканчивая враждебностью со стороны Греции. Членство в Евросоюзе рассматривалось во внешнеполитическом контексте по-разному: секуляристы считали, что вступление Турции в европейское объединение подчеркнет приверженность страны западным ценностям. Но от желаний Анкары здесь ничего не зависело. В результате решение европейцев отказать Турции освободило страну, чья экономическая динамика выше показателей во многих западных странах, от обязательств «спасать» погрязшую в долгах Грецию.[1,20]
Неудачная попытка сблизиться с
Европой и переход турецко-
Внешнеполитическую стратегию Турции также определили три процесса. Первый – относительное усиление страны. В регионе неустойчивых правительств сравнительная стабильность Турции продолжает расти, что предоставляет Анкаре новые возможности. Второй – потенциальная опасность, которую влечет за собой региональная неустойчивость; Анкара вынуждена защищать свои интересы и выходить за пределы региона. Третий процесс – это переоценка Соединенными Штатами своей роли на данной территории после окончания Иракской войны, а значит, Америка теперь непредсказуема.
Волна революций в Северной Африке и на Ближнем Востоке усилила претензии Турции на роль лидера исламского мира и стала причиной изменения внешнеполитического курса официальной Анкары на восточном направлении.
На протяжении последних лет
и вплоть до наступления арабской
весны внешняя политика Турции базировалась
на концепции «стратегической
В то же время переориентация внешнеполитических приоритетов Турции с Запада на Восток привела к временному охлаждению отношений Анкары с официальным Вашингтоном, недовольство которого вызывала активизация политических и экономических связей Турции с Ираном, турецко-сирийское сближение, а также поддержка Турцией ХАМАС. В определениях американских экспертов Турция стала фигурировать как «потерянный союзник», а ее восточная политика признавалась конкурирующей с интересами США на Ближнем Востоке.
После начала политических потрясений на Ближнем Востоке руководство ПСР посчитало, что в новых геополитических реалиях внешнеполитические принципы Давутоглу больше не соответствуют стратегическим интересам страны. Вместо того чтобы попытаться выступить посредником между оппозицией и правящими режимами, турецкие власти встали на сторону протестующих и способствовали формированию на территории Турции оппозиционных группировок сначала Египта, а затем Ливии и Сирии. По мнению турецких аналитиков, в нынешней геополитической ситуации, когда изменилась роль Турции в мире и она превратилась из посредника в актора, непосредственно влияющего на региональную политику, концепция «стратегической глубины» потеряла свою актуальность.
Информация о работе Турецко-сирийские отношения с 1990 по 2010гг