Турецко-сирийские отношения с 1990 по 2010гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования.
Отношения Сирии и Турции пережили несколько трансформаций. До событий т.н. «арабской весны» они более напоминали стратегический альянс и имели все предпосылки к именно такому виду союза. Это движение было обоюдным и объяснялось: для Анкары – стремлением стать лидером арабского мира прежде всего через активное участие в решении палестинской проблемы; для Дамаска – поиск мощного стратегического геополитического союзника для противостояния саудовцам с одной стороны; и с целью влияния на Израиль в рамках решения проблемы Голан и палестинской проблемы в целом. Ну и с учетом членства Турции в НАТО подразумевался проект «некого мостика» с ЕС, прежде всего. Отметим, что последняя задача для Дамаска была второстепенной, так как незадолго до этого президент Франции Н.Саркози предлагал Б.Асаду очень заманчивый с точки зрения расширения контактов с Европой по всем направлениям план интеграции Сирии в создаваемое им «Среднеземноморское содружество». Но этот план был Дамаском отвергнут.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Ближний восток в контексте внешней политики турции 6
1.1 Трансформация внешнеполитической стратегии Турции с 1990 до и после 2002 г 6
1.2 Проблемы безопасности в турецко-сирийских отношениях 16
Глава 2. Эволюция турецко-сирийских отношений после прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития 23
2.1 Проблема Александрийского санджака 24
2.2 Характер турецко-сирийских отношений в регионе 32
Заключение 45
Список литературы 47

Работа состоит из  1 файл

политологиия.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

В результате последующего анализа ситуации на территории санджака,  Советом Лиги Наций было принято решение о создании местной Законодательной Ассамблеи, состоящей из 43 депутатов, которые должны были избираться по пропорциональному принципу от каждой этноконфессиональной общины. После длительного обсуждения, резолюция Совета Лиги Наций была опубликована 29 мая 1937 г. Новый режим управления  Александреттским санджаком, гарантом сохранения которого выступила сама международная организация, должен был вступить в силу с 29 ноября того же года. Дальнейшую судьбу данной территории предполагалось решить путем трехсторонних переговоров между Францией, Турцией и Сирией.

Известие о решении Совета Лиги Наций вызвало волну протестов  в Сирии. Сирийское правительство  немедленно выступило с официальным заявлением, подчеркнув, что считает данный вердикт нелегитимным. На территории самого санджака значительно увеличилось число столкновений и инцидентов на этнической почве. Попытки французской администрации остановить волну насилия не привели к существенным результатам. Тем не менее, несмотря на заметное осложнение обстановки на территории санджака, Совет Лиги Наций санкционировал в октябре 1937 г. проведение выборов в местную Законодательную Ассамблею. Для участия в подготовке избирательного законодательства и контроля над ходом самих выборов, была сформирована специальная комиссия из представителей Франции, Турции, Великобритании, Бельгии и Швеции.

В декабре 1937 г. министр иностранных  Турции Рушту Бей выступил в Совете Лиги Наций с официальным протестом, обвинив французскую администрацию в фальсификации избирательных списков с целью уменьшить показатели численности турецкого населения, способного принять участие в голосовании. Все попытки комиссии лиги Наций добиться согласованной политики сторон, призванной стабилизировать ситуацию на территории санджака не привели к существенным результатам. Турецкая община, в своем большинстве, демонстративно проигнорировала состоявшиеся в конце 1937 г. выборы депутатов сирийского парламента. Арабское население санджака, в свою очередь, бойкотировало прошедшие в два этапа, 28 марта и 12 апреля 1938 г. выборы в местную Законодательную Ассамблею.

В начале июня 1938 г. верховным комиссаром Франции в Леванте был назначен полковник Коллет, являвшийся последовательным сторонником сближения с Турцией и достижения «компромисса» по проблеме Александреттского санджака. К этому времени, во французской политике на Ближнем Востоке явно обозначился курс на «сглаживание» противоречий с Анкарой и удовлетворения турецких территориальных притязаний.     4 июля 1938 г. был подписан договор о дружбе между Францией и Турцией. Согласно его положениям, обе стороны обязались уважать особый статус Александреттского санджака, зафиксированный в предыдущих соглашениях, а также решениями Совета Лиги Наций. В тот же день в Антиохи было заключено франко – турецкое соглашение о совместных мерах по поддержанию порядка на территории санджака в соответствии с положениями которого, 5 июля в Александретте и других городах провинции были размещены турецкие воинские подразделения.

При фактическом попустительстве  французской администрации, игнорировавшей протесты сирийского правительства, представители  турецкой общины заняли все ключевые посты в формировавшихся, в соответствии с утвержденным Лигой Нации Статутом, местных органах власти. Многочисленные нарушения, вызывали резко негативную реакцию со стороны комиссии Совета Лиги Наций, выступавшей гарантом справедливого участия всех этноконфессиональных групп в формировании новой административной системы на территории санджака. 26 июня 1938 г. комиссия в знак протеста покинула Александретту.

12 июля на территории санджака  была проведена новая «регистрация»  избирателей. В соответствии с  ее результатами, турецкая община  получила 63% от общего числа голосов.  В Законодательной Ассамблее ее представители заняли 22 из 40 мест, 9 депутатских мандатов получила община алавитов, 5 – армяне, по два мандата досталось представителям греков и арабов – суннитов. Уже в ходе своего первого заседания, Законодательная Ассамблея приняла решение о выходе Александреттского санджака из состава Сирии и образовании на его территории независимой республики Хатай. На ключевые должности в исполнительных и законодательных органах власти нового государства были избраны представители турецкой общины.

В сентябре 1938 г. парламент республики Хатай принял ряд законопроектов, направленных на укрепление ее независимого статуса. В соответствии с ним  предусматривалось создание собственной  жандармерии, налоговой и судебной служб. Кроме того, были утверждены флаг и гимн нового государства, столицей которого стала Антиохия. Тем не менее, руководство самопровозглашенной республики с самого начала не скрывало, что обретение независимости является лишь промежуточным этапом на пути к достижению окончательной цели – интеграции в состав турецкого государства.

В январе 1939 г. на территории республики Хатай было распространено действие уголовного и гражданского кодексов Турции. Турецкая лира получила статус официальной денежной единицы. Вскоре парламент республики Хатай принял решение об унификации местного и турецкого налогового законодательства. В марте 1939 г. на территории республики прошли выборы в Национальную Ассамблею Турции.

В начале 1939 г. начался последний  этап франко – турецких переговоров  по поводу дальнейшей судьбы бывшего Александреттского санджака, проходивших в контексте подготовки нового двустороннего договора. Осознавая слабость позиций французской дипломатии, Анкара выдвинула требование о признании Францией независимости республики Хатай. Стремясь избежать полной дипломатической капитуляции, французский МИД пытался добиться от Турции некоторых уступок, носивших, в основном, чисто символический характер.Для оказания психологического воздействия на Анкару в Восточное Средиземноморье была направлена французская военная эскадра. В качестве ответного шага, Турция усилила группировку своих войск на границе с Сирией. Тем не менее, обе стороны и, в особенности Франция, не желали идти на серьезную конфронтацию.

23 июня 1939 г., в результате продолжавшихся более четырех месяцев переговоров, в Париже была подписана франко – турецкая Декларация о взаимопомощи, предполагавшая сотрудничество двух стран в случае, если одна из них подвергнется агрессии со стороны третьего государства или группы государств. В тот же день, в Анкаре был заключен отдельный договор, касавшийся урегулирования проблемы бывшего Александреттского санджака. Согласно его положениям, французская сторона признавала полную независимость республики Хатай и снимала все возражения относительно ее последующего включения в состав Турции. Турецкое правительство, со своей стороны, обязалось признать новую границу с Сирией и уважать, в дальнейшем, территориальную целостность сирийского государства.

29 июля 1939 г. парламент республики  Хатай принял уже фактически формальное решение о ликвидации самопровозглашенного государства, просуществовавшего менее года, и его добровольном вхождении присоединении к Турции. В течение июля с территории бывшего  Александреттского санджака, превратившегося в турецкую провинцию Антакья были выведены все французские войска. Новую систему местных органов власти возглавил губернатор, присланный из Анкары.

Основным фактором, повлиявшим на окончательное разрешение проблемы Александреттского санджака в пользу Турции, явилось общее осложнение международной ситуации. Угроза войны в Европе,  становившаяся все более очевидной во второй половине 1930 – х гг., побуждала Великобританию и Францию уделять особое внимание обеспечению защиты своих позиций на Ближнем Востоке. Британское правительство стремилось гарантировать безопасность проходивших через ближневосточные территории стратегически важных коммуникаций, которые связывали метрополию с Индией и другими азиатскими владениями. В этой связи, с середины 1930 – х гг., Великобритания взяла курс на  сближение с Турцией, позиция которой, к тому времени, в немалой степени определяла политическую ситуацию на Ближнем Востоке. В 1936 – 1939 гг. Форин Офис оказывал постоянное давление на Францию, побуждая ее к поиску компромисса с Анкарой и удовлетворению турецких притязаний на  Александреттский санджак. Итогом британских усилий явилось подписание 12 мая 1939 г. англо – турецкой Декларации о взаимных гарантиях, сходной по содержанию с подписанным вскоре аналогичным  франко – турецким документом. 19 октября 1939 г. был заключен полномасштабный Договор о взаимопомощи между Великобританией, Францией и Турцией, предусматривавший отказ сторон от каких – либо агрессивных действий в отношении друг друга и сотрудничество в случае, если одно из государств – участников договора станет жертвой агрессии1. В данном контексте, Александреттский санджак явился своего рода платой, полученной Турцией за согласие на свое включение в создаваемую западными державами систему коллективной безопасности в Восточном Средиземноморье.

2.2  Характер турецко-сирийских отношений в регионе  

Взаимоотношения двух соседних государств в конце ХХ века были отягощены  тремя основными проблемами: территориальными, связанными с Александреттским санджаком (ныне турецкий иль-Хатай); проблемой распределения вод реки Евфрат; курдским вопросом и поддержкой Сирией Рабочей партии Курдистана (РПК) во главе с Абдуллой Оджаланом.

В современной Турции отношения  с соседней Сирией рассматривают  сквозь призму истории. Эти отношения  уходят своими корнями в эру Османской империи, и их изучение на современном этапе невозможно без учета исторических реалий. На протяжении ХХ века в Сирии и многих арабских странах Турцию воспринимали как правопреемницу Османской империи, которая на протяжении многих веков колонизировала эти страны и препятствовала их нормальному развитию. А в Турции – фактической правопреемнице Османской империи – воспринимали Сирию и арабские страны как свои бывшие колонии, которые в свое время благодаря сепаратизму и поддержке извне обрели независимость.

На протяжении второй половины ХХ века и особенно в 1980–90 гг. между Турцией и Сирией велась серьезная борьба за влияние в регионе. Борьба усугублялась тем, что оба государства находились в зонах влияния двух противоборствующих полюсов: Турция, начиная еще со времен Ататюрка взявшая курс на вестернизацию страны, в начале 1950-х гг. стала членом НАТО, противопоставив тем самым себя лидеру другого блока – СССР, с которым Сирия время от времени налаживала союзнические отношения. Активная антикоммунистическая позиция турецкого руководства и экспансионистская политика СССР в регионе сыграли большую роль в формировании политики Турции в отношении Сирии. Сирия, в свою очередь, считала Турцию жандармом США в ближневосточном регионе, с помощью которого Запад проводил там свою политику.

В течение всего ХХ века одной  из основных проблем в турецко-сирийских  отношениях была аннексия в 1939 г. Турецкой Республикой Александреттского (Искендерунского) санджака, которая была осуществлена при поддержке европейских держав, желавших тем самым предотвратить вступление Турции в назревающий конфликт между Германией и европейскими странами. Также нужно отметить, что Франция, не без оснований обеспокоенная притязаниями Италии в восточном Средиземноморье, была заинтересована путем передачи Александретты Турции получить серьезного союзника по противостоянию Италии.

Проблема осталась актуальной и  в наши дни, так как Сирия официально не признала санджак за Турцией. Даже на последних сирийских картах территория Искендеруна окрашена одним цветом с остальной территорией САР, а нынешняя сирийско-турецкая граница обозначена пунктиром как временная. Нерешенность вопроса о принадлежности Искендеруна негативно воздействовала на общий тон взаимоотношений двух стран, однако Сирия на протяжении последних десятилетий избегала открытой постановки вопроса о необходимости скорейшего урегулирования территориальной проблемы с Турцией, так как перед ней на повестку дня встал еще более важный вопрос, связанный с возвращением Голанских высот, захваченных Израилем в ходе «Шестидневной войны» 1967 г.

Другой важной проблемой во взаимоотношениях между двумя странами является вопрос распределения вод реки Евфрат. Особенностью ближневосточной гидрогеографии является крайне неравномерное распределение  ресурсов пресной воды. Основные гидроресурсы ближневосточного региона находятся в его северной части (восток и юго-восток Турции, северные территории Ирана и Ирака – в основном на территории этногеографического Курдистана) и «транспортируются» в зоны дефицита воды через систему водных артерий (рек и подземных источников). Наглядным примером является речная система Месопотамии – бассейны рек Тигр и Евфрат и их притоков. В контексте более масштабных региональных и глобальных проблем, таких как арабо-израильский конфликт, проблема воды, при определенных условиях, может приобретать более резкое звучание и способствовать дополнительной эскалации напряженности. «Водные» разногласия между Турцией и Сирией начали обостряться в 1970–80-е гг., когда Турция приступила к строительству и вводу в эксплуатацию гидроэнергетических и ирригационных сооружений и претворению в жизнь проекта Юго-восточной Анатолии, известного под аббревиатурой GAP (Güney Doğu Anadolu Projesi). В ходе строительства дамб Турция обычно удерживала поток вод Евфрата в Сирию в пределах 500 куб. метров в секунду, еще более сокращая его, когда настало время заполнения водой водохранилищ, что приводило к возникновению напряженности между двумя странами. Так, 13 января 1990 г. турецкие гидротехники для заполнения водохранилища у плотины им. Ататюрка остановили на месяц сток вод Евфрата в Сирию. Русло реки от южных границ Турции до искусственного озера Эль-Асад в районе города Алеппо стало полностью сухим. Анкара продемонстрировала свое мощное «водное оружие». Межгосударственные отношения между Турцией и Сирией были накалены до предела. Хотя Турция и утверждала, что приняла все необходимые меры для минимизации ущерба Сирии и Ираку, вызванного «технической необходимостью» при строительстве гидросистемы, в арабском мире эти действия Турции однозначно оценивались как преднамеренное лишение арабских стран вод Евфрата. Однако и ранее односторонние действия турецкой стороны по использованию водных ресурсов не раз являлись причиной кризисов в отношениях между Турцией, с одной стороны, и Сирией и Ираком – с другой (например, в 1974 и 1981 годах во время строительства плотин Кебан и Каракайя), также вызывая острые дипломатические трения между этими странами.

Сирийская официальная позиция  состоит в том, что река Евфрат является международной водной артерией и требует равномерного распределения ее водных ресурсов. Официальный Дамаск не раз пытался поднять данную проблему на международной арене, предлагая решать разногласия в Международном суде и Международной правовой комиссии. Напротив, турецкая сторона характеризует р.Евфрат как «трансграничные воды», которые в достаточном количестве транспортируются в страны, находящиеся ниже по руслу реки – Сирию и Ирак. Несколько раз стороны пытались прийти к согласию по водной проблеме, однако трехсторонние встречи часто завершались лишь согласованием технических вопросов. Более того, Ирак и Сирия нередко бойкотировали созываемые Анкарой совещания по водным проблемам.

Информация о работе Турецко-сирийские отношения с 1990 по 2010гг