Анализ деловой активности ОАО «Витязь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основе изучения и обобщения литературных источников дать точное определение деловой активности предприятия, а также дать развернутый анализ деловой активности предприятия.
Задачами курсовой работы являются следующие:
– проведение анализа показателей рентабельности, показателей объемов продаж, уровня производства в 2010 и 2011 годах предприятия «Витязь»;
– выявление динамики показателей использования рабочей силы и технического состояния основных производственных фондов;
– выявление путей расширения внешнеэкономической деятельности ОАО «Витязь»;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа деловой активности и рентабельности 7
1.1 Понятие деловой активности организации: критерии и показатели 7
1.2 Методика анализа деловой активности организации 10
2 Анализ деловой активности исследуемой организации 15
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 15
2.2 Анализ динамики показателей объема продаж и их обеспеченности объемами производства 18
2.3 Анализ динамики показателей финансовой независимости и платежеспособ-ности 21
2.4 Анализ динамики показателей рентабельности 16
2.5 Анализ динамики показателей использования рабочей силы 28
2.6 Анализ динамики показателей технического состояния производственного потенциала 30
2.7 Анализ расширения рынков сбыта (в т. ч. экспорта) 33
3 Основные направления повышения деловой активности ОАО «Витязь» 36
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А 42
Приложение Б 46
Приложение В 50
Приложение Г 52
Приложение Д 57

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тема 20.docx

— 186.23 Кб (Скачать документ)
  • от скорости оборота средств зависит размер годового оборота;
  • с размерами оборота, а, следовательно, и с оборачиваемостью, связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов;
  • ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях.

Финансовое  положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

На длительность нахождения средств в обороте  оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся:

– отраслевая принадлежность (отраслевая принадлежность определяется по преобладающей сфере  деятельности, которая, в свою очередь, устанавливается по удельному весу доходов, получаемых предприятием в различных сферах деятельности);

  • сфера деятельности организации;
  • масштаб деятельности организации;
  • влияние инфляционных процессов;
  • характер хозяйственных связей с партнерами.

К внутренним факторам относятся эффективность  стратегии управления активам, ценовая  политика организации, методика оценки товарно-материальных ценностей и  запасов.

Оценивая  динамику основных показателей, необходимо сопоставить темпы их изменения. Оптимальным является следующее соотношение, базирующееся на их взаимосвязи:

 

ТРБ > ТQP > ТB > 100 %,

(1.1)


 

где  ТРБ, ТQP, ТB – соответственно темпы изменения балансовой прибыли, объема реализации, суммы активов (капитала).

Данное  соотношение означает:

Во-первых, прибыль увеличивается более  высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует  об относительном снижении издержек производства и обращения;

Во-вторых, объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно;

В-третьих, экономический потенциал предприятия  возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Рассмотренное соотношение в мировой практике получило название «золотое правило экономики предприятия». Однако если деятельность предприятия требует значительного вложения средств (капитала), которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого «золотого правила». Тогда эти отклонения не следует рассматривать как негативные. К причинам возникновения таких отклонений относятся приложение капитала в сферу освоения новых технологий производства, переработки, хранения продукции, модернизации и реконструкции действующих предприятий.

 

1.2 Методика анализа деловой активности организации

 

Деловая активность коммерческой организации  проявляется в динамичности её развития, достижения ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели.

Количественная  оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям – по степени выполнения плана  по основным показателям и по уровню эффективности использования ресурсов коммерческой организации.

Текущая деятельность любой коммерческой организации  может быть охарактеризована с различных  сторон. Основными оценочными показателями традиционно считаются объём  реализации и прибыль. Помимо них  в анализе применяют показатели, отражающие специфику производственной деятельности коммерческой организации. По каждому из этих показателей, в принципе, может устанавливаться плановое значение или внутрипроизводственный норматив (ориентир), с которым и производится сравнение по истечении отчетного периода. Что касается динамики основных показателей, то наиболее информативные аналитические выводы формулируются в результате сопоставления темпов их изменения.

При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению: Темп роста чистой прибыли > Темпа роста выручки от продаж > Темпа роста величины активов на конкретную дату > 100 %.

Выполнение  этого соотношения (чистая прибыль  растет опережающим темпом по сравнению  с выручкой) означает повышение рентабельности деятельности: Рентабельность деятельности = Чистая прибыль / Выручку * 100.

Выполнение  такого соотношения (выручка растет опережающим темпом по сравнению  активами) означает ускорение оборачиваемости  активов: Оборачиваемость активов = Выручка / Активы * 100.

Опережающие темпы увеличения чистой прибыли  по сравнению с увеличением активов означает повышение чистой рентабельности активов: Чистая рентабельность активов = Чистая прибыль / Активы * 100.

Увеличение  величины активов в динамике означает расширение имущественного потенциала. Однако его необходимо обеспечить лишь в долгосрочной перспективе. В краткосрочной же перспективе (в пределах года) допустимо отклонение от этого соотношения, если, например, оно вызвано уменьшением дебиторской задолженности активов и запасов.

Приведённые соотношения можно условно назвать  «золотым правилом экономики предприятия». Безусловно, возможно и отклонение от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные. В частности весьма распространенными причинами нарушения системы неравенств являются: освоение новых перспективных направлений приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т. п. Такая деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают сиюминутной выгоды, но в перспективе могут окупиться с лихвой.

Относительные показатели деловой активности характеризуют  уровень эффективности использования  ресурсов предприятия, который оценивается  с помощью показателей оборачиваемости  отдельных видов имущества и  его общей величины и рентабельности средств предприятия и их источников.

В общем  случае оборачиваемость средств, вложенных  в имущество, оценивается следующими основными показателями: скорость оборота (количество оборотов, которое совершают за анализируемый период капитал предприятия и его составляющие) и период оборота - средний срок, за который совершается один оборот средств.

Чем быстрее  оборачиваются средства, тем больше продукции производит и продаёт  предприятие при той же сумме  вложений. Таким образом, основным эффектом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, так как после завершения оборота капитал возвращается с приращением в виде прибыли, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. В то же время, чем ниже скорость оборота активов, прежде всего, текущих (оборотных), тем больше потребность в финансировании. Внешнее финансирование стоит дорого и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники ограничены в первую очередь, возможностью получения прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемостью активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников средств и повышать ликвидность.

Длительность  нахождения средств в обороте  определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и  внутренних факторов. К первым можно  отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы предприятия и т. п. На оборачиваемость  активов влияет экономическая ситуация в стране, система безналичных расчетов и связанных с ней условия хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие налаженных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями приводит к вынужденному накапливанию запасов, что значительно замедляет оборот средств.

Однако  следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте  в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности предприятия, и в первую очередь  эффективностью стратегии управления его активами.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств приводит к высвобождению средств из оборота, что позволяет меньшей суммой оборотных средств увеличить выпуск и реализацию продукции (работ, услуг). Ускорение оборачиваемости оборотных средств определяется следующими факторами: эффективным использованием всех видов ресурсов; сокращением длительности производственного цикла; сокращением сроков пребывания оборотных средств в остатках готовой продукции и в расчетах; оптимальной величиной производственных запасов.

Методика  анализа рентабельности. Одним из наиболее широко применяемых обобщающих показателей оценки деловой активности предприятия являются коэффициенты рентабельности, представляющие собой отношение прибыли к капиталу, инвестированному для получения этой прибыли. Эти коэффициенты целесообразно сравнивать с альтернативными путями использования капитала, например прибылью (доходом), полученной предприятиями, подтвержденными той же степенью риска. Кроме того, коэффициенты рентабельности используются аналитиками как показатели эффективности управления; измерители способности предприятия зарабатывать достаточную прибыль для инвестирования; метод прогнозирования прибыли; инструмент для принятия решений и контроля.

Как показатель эффективности управления, коэффициенты рентабельности являются индикатором его качества. Как измеритель способности предприятия зарабатывать достаточную прибыль для инвестирования в сочетании с характеристикой эффективности управления. Коэффициент рентабельности является надежным показателем долговременного финансового здоровья предприятия. В этой связи он представляет большой интерес для инвесторов в акционерный капитал и заимодавцев долгосрочных кредитов и займов.

Важность  использования коэффициента рентабельности для прогнозирования прибыли заключается в том, что он позволяет связать прибыль, которую предприятие предполагает получить, с общим инвестированным капиталом. Это повышает реальность прогнозирования.

Полезный  прием в ходе анализа – сопоставление  рентабельности всех активов и рентабельности собственного капитала. Разница между этими показателями обусловлена привлечением предприятием внешних источников финансирования. Если предприятие посредством привлечения заемного капитала получает больше прибыли, чем должно уплатить процентов на этот заемный капитал, разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемный капитал, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия следует оценить отрицательно.

 

2 АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1 Краткая характеристика ОАО «Витязь»

 

Решение о создании Витебского Телевизионного Завода было принято 3 марта 1976 года. По первоначальному проекту предусматривался выпуск цветных телевизоров в объеме 300 тысяч штук в год.

В апреле 1977 года была утверждена первая модель цветного телевизора «Витязь-722», и  к ноябрю того же года заводчане  изготовили два действующих образца, которые были продемонстрированы в  Москве на юбилейной выставке в Министерстве радиопромышленности. В 1979 году состоялось присвоение телевизору «Витязь-722»  государственного Знака качества.

С самого начала предприятие было нацелено на наращивание объемов производства и реализации продукции на внутрисоюзный  рынок. К 1980 году объемы производства продукции достигли 50 000 телевизоров, в следующем году они превысили 100 000. В 1984 году в Витебске был выпущен 500-тысячный телевизор.

С 1982 года на Витебский телевизионный завод начал выпуск продукции военного назначения, который в целях усиления режима секретности получил название «Выпуск изделий вычислительной техники».

Постоянное  совершенствование процессов производства и внедрение наукоемких технологий позволили предприятию в августе 1985 года начать серийный выпуск интегрально-модульных телевизоров «Витязь Ц381Д». Выставочным комитетом ВДНХ СССР эта модель была награждена серебряной и двумя бронзовыми медалями. Все эти годы «Витязь» активно развивал производство и стабильно выпускал новые современные модели, отличающиеся широким набором функциональных возможностей, высоким качеством и надежностью.

С января 1989 года Витебский телевизионный завод перешел на самостоятельный хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. В этом же году на базе Витебского завода было создано производственное объединение «Витязь». В его состав, кроме телевизионного завода, вошли торговый и технический центр, ремонтно-строительное управление и другие структурные подразделения.

В 1990 году в связи с конверсией выпуск военной продукции был практически прекращен. Для сохранения объемов выпуск телевизоров был увеличен в 1,5 раза (с 178 131 телевизора до 234 108 телевизоров).

Развивая  научно-технический потенциал и  совершенствуя технологию производства, в 1991 году ПО «Витязь» создало собственный  испытательный сертификационный центр. В этом же году сдан в эксплуатацию деревообрабатывающий цех. В 1992 году с распадом СССР были утеряны экономические связи с поставщиками комплектующих изделий на территории других республик. Выпуск телевизоров уменьшился на 30 % по отношению к прошлому году. Одновременно был освоен выпуск медицинской техники, наземных спутниковых антенн с маркой «Витязь» и товаров народного потребления. Формируя новые экономические и торговые связи, объединение создает отдел маркетинга и сеть филиалов «Витязь» в Беларуси, России, Украине, Прибалтике. К 1993 году ПО «Витязь» создало более 70 фирменных техно-торговых центров во всех странах СНГ, 22 апреля 1993 года состоялась презентация первого Торгового дома.

В 1999 году производственное объединение «Витязь» аттестовано и получило сертификат по международному стандарту ИСО 9001. Достижения в области качества обличении премиями Совета Министров и Минпрома Республики Беларусь. В 2002 году предприятие повторно подтвердило свое звание «Лауреат премии правительства Республики Беларусь за качество», изделия предприятия стали лауреатами конкурсов «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке России» и «100 лучших товаров Республики Беларусь». Выполнена повторная сертификация производства по Международной системе качества ИСО.

Информация о работе Анализ деловой активности ОАО «Витязь»