Анализ деловой активности ОАО «Витязь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основе изучения и обобщения литературных источников дать точное определение деловой активности предприятия, а также дать развернутый анализ деловой активности предприятия.
Задачами курсовой работы являются следующие:
– проведение анализа показателей рентабельности, показателей объемов продаж, уровня производства в 2010 и 2011 годах предприятия «Витязь»;
– выявление динамики показателей использования рабочей силы и технического состояния основных производственных фондов;
– выявление путей расширения внешнеэкономической деятельности ОАО «Витязь»;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа деловой активности и рентабельности 7
1.1 Понятие деловой активности организации: критерии и показатели 7
1.2 Методика анализа деловой активности организации 10
2 Анализ деловой активности исследуемой организации 15
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 15
2.2 Анализ динамики показателей объема продаж и их обеспеченности объемами производства 18
2.3 Анализ динамики показателей финансовой независимости и платежеспособ-ности 21
2.4 Анализ динамики показателей рентабельности 16
2.5 Анализ динамики показателей использования рабочей силы 28
2.6 Анализ динамики показателей технического состояния производственного потенциала 30
2.7 Анализ расширения рынков сбыта (в т. ч. экспорта) 33
3 Основные направления повышения деловой активности ОАО «Витязь» 36
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А 42
Приложение Б 46
Приложение В 50
Приложение Г 52
Приложение Д 57

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тема 20.docx

— 186.23 Кб (Скачать документ)

В апреле 2010 года на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29.12.2009 № 366 Республиканское унитарное производственное предприятие «Витязь» преобразовано в открытое акционерное общество «Витязь» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.

Предприятие имеет статус юридического лица, является коммерческой организацией, имеет самостоятельный  баланс, гербовую печать, бланки и штампы со своим наименованием. В состав предприятия входят филиалы и  самостоятельные хозрасчётные, структурные подразделения.

Управление  предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и Уставом предприятия на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива.

Последние разработки научно-конструкторского бюро предприятия – приставки  цифрового кабельного (DVB-T) и спутникового (DVB-S) телевидения, позволяющий принимать как аналоговый, так и цифровой сигналы телевидения. Следуя за развитием современных мировых технологий, предприятие налаживает выпуск современных плоских телевизоров на основе жидкокристаллической панели.

Однако уже на протяжении нескольких лет предприятие «Витязь» испытывает проблемы со сбытом электронной продукции бытового назначения, практически отказалось от ее реализации в Российской Федерации. По данным облисполкома, в настоящее время, несмотря на возросший спрос населения и отсутствие в торговой сети недорогой импортной бытовой техники, на складах предприятия скопилось продукции на 22 млрд. рублей. Отрицательное сальдо "Витязя" за январь-март 2011 года возросло на 3,5 млн.долларов. Бытовая техника занимает около 50% в общем объеме выпускаемой продукции. В ее себестоимости 60-70% приходится на импортные комплектующие – плазменные панели, кинескопы и другие детали. В настоящее время у предприятия значительно сократились оборотные средства. Несмотря на проблемы с производством бытовой техники предприятие разрабатывает проекты по выпуску импортозамещающей продукции с участием иностранных инвесторов. Так, в стадии обсуждения находится совместный проект с российской компанией «Сириус», а с испанскими фирмами решается вопрос о создании совместного производства по выпуску оборудования для сырных производств.

 

2.2 Анализ динамики показателей объема продаж и их обеспеченности объемами производства

 

Сущность  производственной и торговой деятельности состоит в создании и реализации материальных благ, необходимых для  удовлетворения разнообразных потребностей общества. Однако предприятие должно производить и реализовывать только те виды продукции и в таком объеме, в которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Проанализируем объем продаж по отдельным ассортиментным группам, данные представлены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 – Динамика объема производства по группам продукции

Наименование  показателя

2009

год

2010

год

2011

год

Тр к

2010, %

Тр к

2011, %

Объем производства продукции, млн.рублей

179 330

156 491

177 274

87,3

113,3

Телевизоры всего, штук, в т.ч.:

464 625

286 834

336 883

61,7

117,4

кинескопные, штук

459 505

277 933

325 148

60,5

117

жидкокристаллические, штук

5 120

8 901

11 735

173,8

131,8

Прочая ТНП всего, млн.рублей, в т.ч.:

38 049

15 064

12 891

39,59

85,57

DVD

10 337

665

1 897

6,4

285,4

пылесосы

21 825

331

1 413

1,5

427,5

электрочайники

737

959

567

130,1

59,2

электроутюги

1 104

381

34,5

электрофены

697

37

5,3

печи СВЧ

1 533

3 375

220,2

мебель деревянная

587

784

598

133,6

76,3

медтехника

4 563

8 991

4 623

197

51,4


 

Из данных таблицы 2.1 видно, что динамика объема производства весьма различна по группам товаров. Весь объем производства продукции в 2010 году упал и темп роста составил 87,3 %, но в 2011году объем увеличился и темп роста составил 113,3 %. Выпуск продукции не постоянен – электроутюги, электрофены и печи СВЧ в 2009 году не производились, а в 2011 году выпуск электроутюгов и электрофенов сократился по сравнению с 2010 годом на 723 и 660 млн.рублей соответственно. Объем производства печей СВЧ наоборот вырос практически в 2 раза.

Охарактеризуем  изменение объема реализации продукции, работ и услуг на основании  данных таблицы 2.2.

 

Таблица 2.2 − Анализ объема реализации продукции

Наименование показателей

2010  год

2011  год

Отклонение

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов  и сборов, включаемых в выручку)

189 420

213 331

+23911

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

206 188

190 121

-16067

Управленческие расходы

Расходы на реализацию

4 247

4 076

-171

Прибыль (убыток) от реализации

-21 015

19 134

+40149


 

Из таблицы  2.2 следует, что в 2011 году выручка от реализации увеличилась на 23 911 млн. рублей и составила 213 331 млн.рублей. Себестоимость производимой продукции снизилась на 16 067 млн. рублей, что может быть связано со своевременной оплатой за поступившее сырье. На снижение себестоимости единицы продукции может также влиять увеличение объема реализации, так как при этом уменьшается доля постоянных затрат на единицу продукции. Убыток в 2009 году за счет продаж превратился в прибыль в 2011 году – разница составила 40149 млн.рублей.

Рассчитаем  динамические индексы для показателя реализованной продукции:

По объему реализованной продукции в отпускных  ценах:

Jвыр = ,

(2.1)


 

где     Врпотч – выручка от реализации продукции отчетного года, млн.рублей;

Врппрошл – выручка от реализации продукции прошлого года, млн.рублей;

Jвыр = = 1,129

 

Jс/с = ,

(2.2)


 

где     с/српотч – полная себестоимость реализованной продукции отчетного года, млн.рублей;

с/срппрошл – полная себестоимость реализованной продукции прошлого года, млн.рублей;

Jс/с = = 0,922

Таким образом, исходя из анализа индекса по объему реализованной продукции в отпускных ценах 2011 года следует, что производство растет, так как выполняется условие Jвыр>iинфл (112,9 % >101,4 %).

Характеристикой уровня производства может быть период запаса, рассчитываемый по формуле:

 

Тзап = ,

(2.3)


 

где  СОПК – остатки товаров  отгруженных на конец отчетного  периода, млн.рублей;

СГПК  – остатки готовой продукции  на конец отчетного периода, млн.рублей;

СНЗПк – остатки незавершенного производства на конец отчетного периода, млн.рублей;

Тзап = = 2,64 месяцев

Таким образом, период запаса продукции составляет около 2,5 месяцев, что соответствует среднему уровню производства.

Рассчитаем  динамику рентабельности, которая характеризуется  индексом, рассчитанным по формуле:

 

JR = ,

(2.4)


 

где     Jпр – индекс прибыли от реализации продукции;

Jс/с – индекс полной себестоимости реализованной продукции.

Jпр = = -0,911

JR = = -0,988

Индекс  рентабельности меньше 1, что свидетельствует  об ухудшении финансового состояния предприятия.

 

2.3 Анализ динамики показателей финансовой независимости и платежеспособности ОАО «Витязь»

 

Основной  задачей финансового анализа  состояния предприятия является оценка степени независимости от заемных источников финансирования.

Для анализа  финансовой независимости будем  рассчитывать коэффициенты автономии, соотношения заемных и собственных средств, маневренности собственного капитала, соотношения мобильных и иммобилизованных активов и обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования. Все показатели финансовой независимости предприятия и расчеты сведем в таблицу 2.3.

Коэффициент автономии характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия и рассчитывается по формуле:

Кавт =

(2.5)


 

Кавтначало = 244 755 / 361 331 = 0,68

Кавтконец = 464 659 / 638 989 = 0,73

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных и рассчитывается по формуле:

 

КЗС =

(2.6)


 

КЗСначало (21 013 + 95 563)/ 244 755 = 0,48

КЗСконец (11 287 + 163 043)/ 464 659 = 0,38

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств и рассчитывается по формуле:

 

КМ =

(2.7)


 

КМначало= (244 755 – 186 255)/ 244 755 = 0,24

КМконец= (464 659 – 359 149)/ 464 659 = 0,23

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов показывает, сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов и рассчитывается по формуле:

 

КМИ =

(2.8)


 

КМИначало= 186 255 / (175 076 – 26 – 8) = 1,06

КМИконец= 359 149 /(279 840 – 50) = 1,28

Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования показывает наличие у предприятия собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости и рассчитывается по формуле:

 

КООК =

(2.9)


 

КООКначало= (244 755 – 186 255)/ 175 076 = 0,33

КООКконец= (464 659 – 359 149)/ 279 840 = 0,38

 

Таблица 2.3 – Анализ показателей финансовой независимости ОАО «Витязь»

Показатели

Норма

На 

начало

2011

года

На 

конец

2011

года

Изменение

1

Коэффициент автономии

Кавт ≥ 0,5

0,68

0,73

+0,05

2

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

КЗС ≤ 0,7

0,48

0,38

-0,1

3

Коэффициент маневренности собственного капитала

КМ = 0,2-0,5

0,24

0,23

-0,01

4

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов

1,06

1,28

+0,22

5

Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования

КООК ≥ 0,1

0,33

0,38

+0,05

Информация о работе Анализ деловой активности ОАО «Витязь»