Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа
Цель работы – на основе изучения и обобщения литературных источников дать точное определение деловой активности предприятия, а также дать развернутый анализ деловой активности предприятия.
Задачами курсовой работы являются следующие:
– проведение анализа показателей рентабельности, показателей объемов продаж, уровня производства в 2010 и 2011 годах предприятия «Витязь»;
– выявление динамики показателей использования рабочей силы и технического состояния основных производственных фондов;
– выявление путей расширения внешнеэкономической деятельности ОАО «Витязь»;
Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа деловой активности и рентабельности 7
1.1 Понятие деловой активности организации: критерии и показатели 7
1.2 Методика анализа деловой активности организации 10
2 Анализ деловой активности исследуемой организации 15
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 15
2.2 Анализ динамики показателей объема продаж и их обеспеченности объемами производства 18
2.3 Анализ динамики показателей финансовой независимости и платежеспособ-ности 21
2.4 Анализ динамики показателей рентабельности 16
2.5 Анализ динамики показателей использования рабочей силы 28
2.6 Анализ динамики показателей технического состояния производственного потенциала 30
2.7 Анализ расширения рынков сбыта (в т. ч. экспорта) 33
3 Основные направления повышения деловой активности ОАО «Витязь» 36
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А 42
Приложение Б 46
Приложение В 50
Приложение Г 52
Приложение Д 57
Видно, что предприятие ведет постепенную замену устаревшего оборудования, однако работа в этом направлении ведется очень медленно из-за перебоя финансирования запланированных мероприятий в данной области.
Проанализируем возрастной состав оборудования, для чего сгруппируем фонды по продолжительности эксплуатации.
Таблица 2.7 – Сводная ведомость
возрастного состава
Наименование групп оборудования |
Количество имеющегося оборудования |
Оборудования в возрасте, лет |
Излишнее оборудование | ||||
до 5 |
5-10 |
10-15 |
15-20 |
20 и выше | |||
Металлорежущее оборудование |
1082 |
43 |
54 |
166 |
480 |
339 |
261 |
– автоматы |
189 |
21 |
23 |
45 |
95 |
56 |
533 |
– полуавтоматы |
21 |
0 |
0 |
2 |
11 |
– |
– |
Кузнечно-прессовое оборудование, в т.ч. автоматизированные комплексы |
290 |
24 |
3 |
41 |
67 |
155 |
30 |
Литейное оборудование, в т.ч. автоматизированные линии и комплексы |
21 |
– |
– |
4 |
15 |
2 |
21 |
Оборудование для сварки и термической резки, в т.ч.: |
78 |
1 |
– |
– |
34 |
43 |
11 |
– автоматы, полуавтоматы |
68 |
1 |
– |
– |
28 |
39 |
9 |
– автоматизированные линии, комплексы |
10 |
– |
– |
– |
6 |
4 |
3 |
Термическое оборудование |
23 |
– |
– |
1 |
15 |
7 |
10 |
Оборудование для металлопокрытий и покраски, в т.ч. автоматизированные |
18 |
1 |
2 |
5 |
4 |
6 |
– |
Прочие |
1371 |
37 |
132 |
277 |
475 |
450 |
593 |
Всего |
2873 |
106 |
191 |
494 |
1084 |
998 |
924 |
Удельный вес, % |
100 |
3,69 |
6,65 |
17,19 |
37,73 |
34,74 |
32,16 |
По данным
таблицы завод располагает
2.7 Анализ расширения рынков сбыта (в т. ч. экспорта)
ОАО «Витязь» является экспорториентированных предприятием. Объемы экспортных поставок непрерывно растут, причем расширяется географическая структура экспорта. Она представлена в таблицах 2.8 и 2.9.
Таблица 2.8 – Географическая структура экспорта
Регион |
2010 год, тысяч долларов |
2011 год, тысяч долларов |
Изменение, % |
Россия |
19 666,9 |
22 402,7 |
113,9 |
Ближнее зарубежье |
986,0 |
642,5 |
65,2 |
Дальнее зарубежье |
20,2 |
45,9 |
227,2 |
Всего |
20 673,1 |
23 091,1 |
111,7 |
Таблица 2.9 – Удельный вес регионов и стран в экспорте
Страна |
2010 год, тысяч долларов |
Удельный вес, % |
2011 год, тысяч долларов |
Удельный вес, % |
Темп роста, % |
Россия |
19666,9 |
95,1 |
22402,7 |
97,0 |
113,9 |
Ближнее зарубежье, в т.ч.: |
986,0 |
4,8 |
642,5 |
2,8 |
65,2 |
Украина |
754,2 |
3,6 |
587,3 |
2,5 |
77,9 |
Казахстан |
139,2 |
0,7 |
49,4 |
0,2 |
35,5 |
Кыргызстан |
69,7 |
0,3 |
5,8 |
0,0 |
8,3 |
Молдова |
16,6 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Азербайджан |
6,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Дальнее зарубежье, в т.ч.: |
20,2 |
0,1 |
45,9 |
0,2 |
227,2 |
Латвия |
14,6 |
0,1 |
16,9 |
0,1 |
115,8 |
Литва |
0,0 |
0,0 |
15,2 |
0,1 |
– |
Германия |
0,5 |
0,0 |
10,8 |
0,0 |
2160 |
Израиль |
4,7 |
0,0 |
2,4 |
0,0 |
51,1 |
Мексика |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
0,0 |
– |
Эстония |
0,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Всего |
20,673 |
100,0 |
23091,1 |
100,0 |
111,7 |
Как уже отмечалось, наибольший удельный вес в географии экспорта предприятия по-прежнему занимает Россия (97,0 %). Следующая позиция принадлежит странам СНГ. И совсем незначительная часть экспорта идёт в страны Западной Европы (в основном в Германию). Такая ситуация связана с жёсткой конкуренцией на мировом рынке радиоэлектронной продукции. Потребитель часто предпочитает надёжность и качество товара, а не низкую цену. Кроме того, Беларусь пока слабо вовлечена в мировые хозяйственные связи, поэтому её продукция мало известна на зарубежных рынках. Номенклатура отгружаемых товаров представлена в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Основные статьи отгрузки продукции в 2011 году
Телевизоры, штук |
% |
DVD, штук |
Пылесосы, штук | |
Производство, всего |
441767 |
|||
Отгружено всего, в т.ч.: |
499886 |
100 |
68969 |
25500 |
Россия |
259918 |
52 |
1720 |
25500 |
Беларусь |
235723 |
47,16 |
67249 |
0 |
Кыргызстан |
88 |
0,02 |
||
Казахстан |
430 |
0,09 |
||
Украина |
3572 |
0,7 |
||
Литва |
155 |
0,03 |
||
Остаток на конец года |
93421 |
|||
Поступления денежных средств |
||||
млн. рублей |
73623,8 |
|||
тыс. долларов |
19119,3 |
Наибольшую долю в отгрузке продукции ОАО «Витязь» занимают телевизоры, более половины из них поставляется на российский рынок, который является единственным рынком сбыта пылесосов. Также предприятие поставляет медицинскую технику. DVD-проигрыватели реализуются, в основном, на внутреннем рынке.
Проведем анализ структуры рынка сбыта в разрезе доходности товаров (таблица 2.1). Это поможет установить стадию жизненного цикла каждого вида продукции, что имеет важное значение при обосновании структуры продаж предприятия.
Разделим товары на группы:
– «Звезды»: мебель деревянная, медтехника имеют высокий уровень продаж и прибыль, не требуют дополнительных вложений;
– «Дойные коровы»: телевизоры, DVD они занимают основной объем выпуска и, при небольшой рентабельности приносят основную прибыль;
– «Трудные дети»: печи СВЧ, пылесосы, электрочайники имеют перспективу стать звездами;
– «Неудачники»: электрофены, электроутюги, имеют низкий уровень продаж и не приносят прибыли.
ОАО «Витязь» осуществляет активную внешнеторговую деятельность, диверсифицирует импорт материалов и комплектующих, что обеспечивает надёжность и достойное качество выпускаемых изделий. Однако экспортные поставки не только мало дифференцированы, но направлены, главным образом, в одну страну – Россию. Это препятствует интенсивному внедрению новых технологий, снижению материалоёмкости и трудоёмкости продукции, активизации маркетинговой политики и выходу на новые рынки сбыта. Поэтому главным направлением развития внешнеторговой деятельности должна стать диверсификация экспорта как в страновом разрезе, так и по товарным позициям.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОАО «ВИТЯЗЬ»
Деловая активность как комплексная характеристика эффективности использования ресурсов на предприятии позволяет выявить резервы более их интенсивного использования.
В таблице 3.1 приведены показатели деловой активности предприятия, рассчитанные в ходе курсовой работы.
При расчете
коэффициентов деловой
– сокращение продолжительности производительного цикла за счет интенсификации производства;
– улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращение времени нахождения капитала в запасах;
– ускорение процесса отгрузки и оформления расчетных документов;
– сокращение времени прохождения средств в дебиторской задолженности.
Средний срок оборота кредиторской задолженности увеличился на 3 дня, т.е. наблюдается замедление скорости расчета с дебиторами. Можно предложить следующие пути ускорения расчетов с дебиторами:
– контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям;
– по возможности ориентироваться на большее число покупателей;
– следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
– использовать способ предоставление скидок при досрочной оплате.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности снизился на 24 дня, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия, поскольку за нарушение сроков платежей предприятие вынуждено будет платить пени и неустойки.
Производительность труда в 2011 году возросла, в том числе за счет сокращения объемов производства и численности персонала.
Таблица 3.1 – Показатели деловой активности ОАО «Витязь»
Показатель |
Формула для расчета |
2010 год |
2011 год |
Выручка от реализации |
189 420 |
244 272 | |
Чистая прибыль |
-19 925 |
50 | |
Производительность труда |
60,71 |
81,15 | |
Фондоотдача |
1,099 |
0,896 | |
Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) |
5,51 |
5,93 | |
Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) |
65 |
61 | |
Оборачиваемость запасов (в оборотах) |
3,94 |
2,14 | |
Оборачиваемость запасов (в днях) |
91 |
168 | |
Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) |
26 |
50 | |
Продолжительность операционного цикла, дней |
Оборачиваемость средств в расчетах + + Оборачиваемость запасов |
156 |
229 |
Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности |
0,176 |
0,169 | |
Оборачиваемость собственного капитала |
0,792 |
0,687 |
Проведенный анализ отрытого акционерного общества «Витязь» за 2010, 2011 годы позволяет судить о недостаточно высокой деловой активности предприятия.
Основными направлениями разработки мероприятий по повышению деловой активности должны стать: