Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 14:38, дипломная работа
Цель работы - анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить методические основы проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Дать краткую характеристику ЗАО «Москомплектмебель» филиал Медынская мебельная фабрика.
Проанализировать и оценить состав и динамику имущества его источников.
Проанализировать финансовое состояние предприятия.
Разработать предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансового положения предприятия ………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, цели, задачи, содержание и методы финансового анализа на предприятии……………………………………………………………….…............5
1.2. Анализ финансовых результатов деятельности и финансового состояния предприятия………………………………………………………………………….9
1.3. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ………………………………………………………………………..16
Глава 2. Анализ финансового положения ЗАО «Москомплектме-бель» филиал Медынская мебельная фабрика……………………………….27
2.1. Краткая огранизационно-экономическая характеристика ЗАО «Москомп-лектмебель» филиал Медынская мебельная фабрика…………............................27
2.2. Анализ и оценка состава и динамики имущества и источников его формирования ЗАО «Москомплектмебель» филиал Медынская мебельная фабрика ……………………………………………………………………………..30
2.3 Анализ финансового состояния ЗАО «Москомплектмебель» филиал Медынская мебельная фабрика …………………………………………………...36
Глава 3. Управление финансовым положением ЗАО «Москомплект-мебель» филиал Медынская мебельная фабрика…………………………….48
3.1. Управление денежными потоками ЗАО «Москомплектмебель» филиал Медынская мебельная фабрика……………………………………………………48
3.2. Управление финансовыми и хозяйственными рисками ЗАО «Москомп-лектмебель» филиал Медынская мебельная фабрика……………………………53
3.3. Мероприятия по совершенствованию управления финансовой деятель-ностью ЗАО «Москомплектмебель» филиал Медынская мебельная фабрика……………………………………………………………………………...56
Заключение………………………………………………………………………….60
Список используемой литературы………………………………………………...62
Приложение…………………………………………………………………………
Финансовая деятельность – это совокупность процессов и операций по обеспечению компании денежными ресурсами, передаче продукции, произведенной компанией, другому предприятию или организации. Завершение процесса реализации создает основу для распределения доходов, повторения нового цикла кругооборота средств компании: из денежной формы в производительную, из производительной в товарную, из товарной в денежную и т.д.1 Наличие собственных оборотных средств, оборачиваемость средств, платежеспособность, затраты, возникшие в процессе реализации, фактические результаты реализации (прибыль или убыток) и другие являются важнейшими показателями финансовой деятельности компании.
Различные виды хозяйственной деятельности в совокупности образуют определенную целостность, необходимую для нормального функционирования компании как производственной силы. Для того чтобы производство продукции шло бесперебойно, ему должен предшествовать процесс снабжения, а вслед за производством должен идти процесс реализации. Последовательная смена стадий создает непрерывность процесса, которая характеризуется непрерывным кругооборотом средств компании. Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияют на финансовое положение компании. Сбои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднение с ее реализацией ведет к уменьшению поступления средств на счета компании, в результате чего ухудшается ее платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспеченности, материальными ресурсами, а следовательно и в производственном процессе. Перебои в поставке сырья, увеличивают простои оборудования, которые отрицательным образом сказываются на финансовом положении компании.
О масштабах бедствия этого явления можно судить из следующего примера. В отчетном периоде из-за несвоевременной поставки пиломатериала «Дуб» организацией «Торговый дом ЧФМК», возникли простои производственного процесса. Которые в результате составили более 2,5 дней. Следствием этого явились недопоставки готовой продукции своим потребителям по наборам «Ника - дуб» на сумму 3 млн. рублей.
Поэтому финансовая деятельность должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффективного использования финансовых ресурсов, соблюдения расчетной и кредитной дисциплины, достижения рационального соотношения собственных и заемных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования компании.
Для обеспечения выживаемости компании в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своей компании так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности компании. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированны экономические интересы самой фабрики и и ее партнеров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования компании и достижения ее поставленной цели. Конкурентоспособность компании может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в ее распоряжении.
Тем не менее, если внимание
администрации (дирекции) компании всецело
будет поглощено ассортиментом продукции
и рынком сбыта сегодняшнего дня и она
выпускает из-под контроля тенденцию к
сужению рыка сбыта своей продукции и
движение денежной наличности, то появляется
опасность, что в будущем она не сможет
генерировать достаточно денежной наличности,
чтобы выдержать конкуренцию. Для максимизации
будущего притока денежной наличности
существенно, чтобы администрация (компания)
постоянно получала информацию о возможных
положительных и отрицательных для нее
тенденциях развития экономической обстановки
и немедленно принимала меры, при помощи
которых можно защитить компанию в будущем.2
Объем продаж фирменных магазинов Медынской мебельной фабрики в 2002 году, в рублях
Таблица 28
Калуга | Медынь | Тула | Итоги объём продаж 2002г | |
январь | 1601540 | 2004936 | 822495 | 4428971 |
февраль | 3088440 | 4104119 | 1766868 | 8959427 |
март | 4988268 | 5986324 | 2658810 | 13633402 |
апрель | 6654836 | 7969209 | 3691646 | 18315691 |
май | 8217710 | 10203442 | 4269756 | 22690908 |
июнь | 10033763 | 12339723 | 5307284 | 27680770 |
июль | 11988968 | 14871473 | 6323698 | 33184139 |
август | 14256968 | 18286484 | 7678586 | 40222022 |
сентябрь | 16421830 | 21363047 | 8830483 | 46615360 |
октябрь | 18931201 | 24570437 | 9982141 | 53483779 |
ноябрь | 21368598 | 27773480 | 11219277 | 60361355 |
декабрь | 24129070 | 30914143 | 12452797 | 67496010 |
ММФ в течение года несколько раз пересматривала цены на продукцию. Изменение цены происходило в связи с неоднократным повышением тарифов на газ, электроэнергию и сырьевые ресурсы. При этом в условиях сильной конкуренции и в целях сохранения рынков сбыта ММФ была вынуждена при формировании цен на продукцию, выпускаемой фабрикой, придерживаться рыночных цен на аналогичные товары. Но наряду с этим, компания предоставляла оптовым клиентам скидки и отсрочку платежей (по наборам из дуба и березы), а самым крупным покупателям бесплатно предоставила своё наборы для показа в магазинах оптовиков.
Общая сумма налогов
и сборов, уплаченных фабрикой в бюджет
и внебюджетные фонды за 2002 год составила
64 млн. рублей. По отношению к 2001 году налоговые
поступления от компании увеличились
на 9 млн. руб.
Сведение о производстве и отгрузке товаров на Медынской мебельной фабрике в 2000 – 2002 гг., в тыс. руб.
Таблица 28
Наименование | 2002 | 2001 | 2000 | % 2002 к 2000 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (включая НДС и акцизы) | 289123 | 228359 | 198593 | 145
(289123/ 198593*100) |
из
них товаров в порядке |
67657 | 48283 | 36257 | 186
(67657/36257*100) |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) | 240949 | 190300 | 142819 | 168
(240949 /142819 *100) |
Произведено
строительно-монтажных работ |
2051 | 1086 | 917 | 223
(2051/917 *100) |
Оборот розничной торговли | 75535 | 48283 | 29412 | 256
(75535/29412*100) |
Исходя из данных таблицы можно сделать следующий вывод: производство и отгрузка продукции исследуемого предприятия увеличивается, что может быть связано, во-первых, с правильно выбранной стратегией маркетинга на расширение сбыта, во-вторых, с улучшением благосостояния населения нашей страны, в-третьих, с возросшим качеством выпускаемой продукции, в-четвертых – со значительным расширением ассортимента предлагаемой продукции.
Далее рассмотрим расходы ММФ на производство и реализацию товаров. Данные представлены в таблице 29.
Расходы на производство предприятия в 2000 – 2002 гг., тыс. руб.
Таблица 29
Наименование | 2002 | 2001 | 2000 | % 2002 к 2000 |
Расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства и реализации продукции | 156390 |
128016 |
97742 |
160 (156390 /97742 *100) |
в т.ч. топливо | 4994 | 1142 | 975 | 512
(4994/975 *100) |
энергия | 2003 | 1415 | 1163 | 172
(2003/1163 *100) |
Остатки сырья материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, приобретенных на складе производства продукции | 24869 |
- |
- |
- |
Покупная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных для производства продукции, но реализованных на сторону без переработки | 218 |
- |
- |
- |
Расходы на оплату труда | 37903 | 21517 | 16399 | 231
(37903/16399 *100) |
Амортизация основных средств | 1936 | 1119 | 921 | 210
(1936/921*100) |
Единый социальный налог | 14290 | 9102 | 734 | 1946
(14290/734 *100) |
Работы и услуги, выполненные сторонними организациями | 2434 | 1181 | 1035 | 235
(2434/1035 *100) |
Арендная плата | 711 | 568 | 410 | 173
(711/410*100) |
Представительские расходы | 117 | 36 | 19 | 615
(117/19*100) |
Другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции | 10114 | 8528 | 6489 | 155
(10114/6489 *100) |
Таким
образом, исходя из данных таблицы
29 делаем вывод, что расходы предприятия
растут, что связано с макроэкономическими
причинами: увеличение темпа инфляции,
повышения отчислений в казну города.
Примечателен тот факт, что расходы на
заработную плату растут, это связано,
во-первых, с повышением заработной платы
работникам предприятия за счет увеличения
прибыли, во-вторых, для внедрения новых
моделей кухонной мебели необходимы приток
новых работников. Таким образом, данное
предприятие, расширяет вакансии на рынке
труда г. Медыни. Заработная плата на исследуемом
предприятии выше, чем на других предприятиях,
поэтому люди стремятся попасть на данное
предприятие. Отдел кадров при приеме
на работу не испытывает трудности в подборе
специалистов.
3.2
Управление финансовыми
и хозяйственными
рисками ЗАО «
Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.
Хозяйственные и финансовые риски представляют собой обязательные атрибуты функционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельностью того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий его действий, как правило, в конечном счете, вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.
В настоящее время принято делить все риски на две большие группы. Риски делятся на внешние и внутренние.
К внешним рискам относятся: природно-естественные (риск стихийных бедствий и экологические риски); общеэкономические (риск изменения экономической ситуации, риск неблагоприятной конъюнктуры рынка, риск усиления конкуренции и отраслевой риск); политические (риск национализации и экспроприации, риск трансферта, риск разрыва контракта, риск военных действий и гражданских беспорядков); финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности, риск изменения общерыночной ставки процента).