Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:33, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является общая диагностика и анализ финансово-хозяйственного состояния и ликвидности предприятия на примере ЗАО "Хлебокомбинат Печерский", а также предложить меры для укрепления финансовой устойчивости данной организации. Оценка будет дана на основе рекомендуемых нормативов и не только с количественной стороны, но и с аналитической точки зрения.
Углубленный (детализированный) анализ. Если экспресс-анализ по сути сводится лишь к чтению годового отчета, то углубленный анализ предполагает расчет системы аналитических коэффициентов, позволяющей получит представление о шести аспектах деятельности предприятия (см. приложение В). В основе схемы понятия экономического потенциала фирмы как совокупности ее имущественного и финансового потенциалов. Соответственно, под имущественным потенциалом фирмы понимается совокупность ресурсов, находящихся под ее контролем и предназначенных для достижения поставленных перед нею целей, а под финансовым потенциалом – финансовое состояние фирмы и ее финансовые возможности. Представленные в приложении В блоки показателей описывают потенциальные возможности фирмы и их изменения во времени как результат целенаправленной деятельности. Углубленный анализ предполагает проведение горизонтального и вертикального анализа отчетных форм.
Качество
проведения финансового анализа
предприятия гарантируется
Характерные особенности методов финансового анализа:
•
использование системы
•
выявление, измерение и изучение
причин изменений в целях повышения
эффективности использования
В
процессе финансового анализа, обработки
финансово-экономической
Входящие
показатели
первичные показатели
Рисунок
1. Технологическая схема
Под входящими первичными показателями понимаются показатели бухгалтерской финансовой отчетности, необходимые для получения результирующих исходящих показателей. Исходящие показатели формируются в ходе финансового планирования при определении системы оценочных результирующих финансовых показателей, необходимых для изучения финансовых процессов, происходящих на предприятии.
Экономические понятия, финансовые показатели тесно связаны между собой и не могут рассматриваться изолированно. Однако это обстоятельство вовсе не исключает возможности и необходимости их логического обособления в процессе экономических расчетов. Весьма распространенным методическим приемом является определение степени влияния данного фактора при прочих равных условиях, т.е. когда остальные факторы считаются неизменными.
Многообразие методов финансового анализа обусловило необходимость их классификации. В приложении Г представлена классификация методов финансового анализа, выполненная по трем основаниям: по степени формализации, применяемому инструментарию и используемым моделям.
По степени формализации различают:
• формализованные методы. Они являются основными при проведении финансового анализа предприятия, носят объективный характер, основаны на строгих аналитических зависимостях. Формализованный метод может представлять собой последовательность определения показателей, последовательность расчета показателей в таблицах, формулы расчета коэффициентов. Примером формализованного метода в финансовом анализе является расчетная формула коэффициента абсолютной ликвидности при проведении финансового анализа коэффициентным способом, порядок определения степени платежеспособности по балансограмме при проведении финансового анализа графическим способом, последовательность расчета показателей при определении степени вероятности банкротства при проведении финансового анализа табличным способом.
• неформализованные методы. Они основаны на логическом описании аналитических приемов. К неформализованным методам относятся метод экспертных оценок и метод рейтинговой оценки. Неформализованные методы субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знания аналитика. Неформализованные методы могут применяться только опытными аналитиками, хорошо знающими предмет анализа.
По применяемому инструментарию различают:
По используемым моделям различают:
При этом под моделью понимается устойчивая совокупность методов с установленной совокупностью входящих, промежуточных и исходящих показателей.
Рассмотрим подробнее те методы, которые будут использованы в настоящей дипломной работе.
Горизонтальный анализ – это сравнение различных позиций расчета с данными базового периода и определение абсолютного или относительного отклонения. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов.
Вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателях и выявление доли различных позиций в итогом результате (в чистом виде вертикальный анализ практически не используется). Он базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных финансовых показателей.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов. Факторный анализ заключается в исследовании и оценке влияния отдельных финансовых показателей (факторных, экзогенных) на анализируемый (результирующий, эндогенный) показатель. Факторный анализ позволяет оценить влияние каждого фактора на результирующий показатель и спрогнозировать величину результирующего показателя при предполагаемом изменении факторных показателей.
Метод абсолютных величин применяется для оценки объемов денежных потоков предприятия. Абсолютные величины служат основой для расчета относительных и средних показателей. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с оценки их абсолютных величин (стоимость основных средств предприятия, величина капитала, авансированного в производство, сумма валового дохода). Без абсолютных величин в анализе обойтись нельзя. Но если в бухгалтерском учете они являются основным измерителем, то в финансовом анализе они используются в основном в качестве базы для исчисления относительных величин.
Метод относительных величин применяется как в динамическом (горизонтальном) анализе для выявлений тенденций изменения финансового состояния предприятия в целом и его отдельных сторон и структурном (вертикальном) анализе для выявлений соотношений между различными показателями, входящими в одну группу показателей, так и при расчете и анализе финансовых коэффициентов предприятия. Относительные величины, в отличие от абсолютных, позволяют анализировать динамику показателей, исключив искажающее влияние инфляции, а также изучить структуру (удельный вес) показателей, отражая отношение части совокупности ко всей совокупности, наглядно иллюстрируя как всю совокупность, так и ее составные части.
Метод арифметических разниц используется при оценке достаточности наличия источников средств предприятия для формирования тех или иных фондов. Метод незаменим при горизонтальном анализе, когда оценивается прирост или убыль показателя в абсолютном выражении за период, и в трендовом анализе, когда оценивается прирост или убыль удельного веса показателя за период.
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня определенного показателя к его уровню в прошлом или к уровню аналогичного показателя, принятого в качестве базы. Индекс исчисляется путем сопоставления соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексный метод применяют при анализе динамических временных рядов показателей за несколько лет.
Метод сравнений – наиболее распространенный метод анализа; заключается в выявлении соотношений между явлениями с определением в них общего, их объединяющего, и того, что их различает. Применяется при необходимости сопоставления с лучшими показателями других подразделений внутри предприятия, отечественных и зарубежных достижений и средними отраслевыми данными (по однородной группе подразделений или предприятий). При использовании метода необходимо соблюдать принцип сопоставимости по времени, содержанию и структуре показателей.