Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний по теории экономического анализа, анализу финансовой отчетности, статистике и овладение методами анализа финансовых результатов деятельности организации, проанализировать хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.
К основным задачам курсовой работы относятся:
- углубление, систематизация и закрепление материала по практическому применению методов комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности на уровне организации;
- овладение методами самостоятельного выполнения работ с использованием научной, специальной, методической литературы;
- разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности организации с детальной и убедительной аргументацией;
- провести анализ состава и динамики прибыли;
- проанализировать финансовые результаты от реализации продукции;
- исследовать показатели рентабельности предприятия.
Введение 3
1 Организационно-экономическая характеристика организации 5
1.1 Правовой статус организации ОАО «Сантехлит» 5
1.2 Организационная и экономическая характеристика 6
2 Анализ показателей прибыли и рентабельности 14
2.1 Показатели прибыли и доходов используемые в комплексном экономическом анализе 14
2.2 Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения 15
2.3 Факторный анализ прибыли до налогообложения 18
2.4 Факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом 19
2.5 Анализ прочих доходов и расходов 23
2.6 Анализ показателей рентабельности 24
3 Подсчёт и обобщение резервов увеличения прибыли и рентабельности29
Выводы и предложения 31
Список использованной литературы 34
Данные для таблицы № 2.5.3 представлены в «Приложении к бухгалтерскому балансу за 2010 год». Как мы видим затраты на материалы и оплату труда снизились на 25 %, амортизация выросла на 15 %, а прочие затраты выросли в 2 раза. Снижение затрат говорит об их экономии.
2.6. Анализ показателей рентабельности
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) (R3) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции(3рп):
R3 = Прп / 3рп .
R3 (2009) = (101285 / 1440021) * 100 = 7,034 %.
R3 (2010) = (70799 / 1125367) * 100 = 6,291 %.
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Rоб = Прп / Врп .
Rоб(2009) = (101285 / 1637998) * 100 = 6,183 % .
Rоб(2010) = (70799 / 1330351) * 100 = 5,322 % .
Оптимальное значение данного показателя должно быть не менее 15 %. В 2009 году предприятие имело 6 копеек с рубля продаж, в 2010 году – 5 копеек.
Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (КL).
RKL = БП / KL .
RKL(2009) = (44867 / (726343+524484)*0,5)*100=7,174 %.
RKL(2010) = (16679 / (524484+442346)*0,5)*100=3,450 %.
Снижение показателя свидетельствует о падающем спросе на продукцию организации и о перенакоплении активов. В нашем случае рентабельность совокупных активов упала в 2 раза, как видно из отчета о прибылях и убытках за 2010 год выручка от продаж упала, что тоже свидетельствует о снижении объема продаж.
Рентабельность мобильных средств – это отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости оборотных активов.
RМС(2009) = (44867 / (655923+396233)*0,5)*100=8,529 %.
RМС(2010) = (16679 / (396233+331101)*0,5)*100=4,586 %
Снижение показателя говорит о необоснованном росте оборотного капитала, что может быть следствием чрезмерного образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукции, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств. ОАО «Сантехлит» имеет излишние запасы - строка 210 бухгалтерского баланса за 2010 год: на начало периода 73036 тыс. руб., на конец периода – 148667 тыс.руб., в том числе «сырье, материалы и другие аналогичные ценности» строка 211 – на начало периода 45601 тыс.руб., на конец – 118637 тыс.руб. Запасы выросли в 2,5 раза. Так же предприятие на начало 2010 года имело денежных средств – 100 тыс.руб., на конец 2010 года – 27192 тыс.руб.
Рентабельность производственных средств – это отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости производственных средств.
RПС(2009) = (44867 / (68594+126715+182230+73036)*0,
RПС(2010) = (16679 / (126715+111230+73036+148667)*
Показатель снизился – это говорит о неэффективном использовании производственных средств.
Рентабельность собственного капитала – это отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости собственного капитала.
RСК(2009) = (44867 / (81588+85610)*0,5)*100=53,669 %.
RСК(2010) = (16679 / (85610+53183)*0,5)*100=24,034 %.
Снижение показателя показывает – снижение котировок акций ОАО «Сантехлит» на фондовой бирже.
Рентабельность перманентного капитала – это отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости перманентного капитала.
RПК(2009) = (44867 / (81588+85610+83570+14380)*0,5)
RСК(2010) = (16679 / (85610+53183+14380+207057)*0,
Показатель отражает эффективность использования капитала вложенного в деятельность организации на длительный срок, как собственного, так и заемного.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности.
На основании значений показателей таблицы № 2.6.1 деятельность организации оценивается как нерентабельная. Произошло ухудшение значения по всем видам показателей рентабельности. Другими словами в анализируемом предприятии снизилась отдача от всех видов активов. Для определения причин неэффективности функционирования необходимо установить факторы, влияющие на финансовое положение организации и его компоненты.
Таблица № 2.6.1 Оценка системы показателей рентабельности.
Показатель | 2009 | 2010 | Отклонение |
Рентабельность совокупных активов | 7,174 | 3,450 | -3,724 |
Рентабельность мобильных средств | 8,529 | 4,586 | -3,943 |
Рентабельность производственных средств | 19,915 | 7,257 | -12,658 |
Рентабельность собственного капитала | 53,669 | 24,034 | -29,635 |
Рентабельность перманентного капитала | 33,843 | 9,260 | -24,583 |
Рентабельность продаж | 6,183 | 5,322 | -0,861 |
Рентабельность реализованной продукции | 7,034 | 6,291 | -0,743 |
3 Подсчёт и обобщение резервов увеличения прибыли и рентабельности
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и так далее.
Предприятие приняло решение сократить объемы выпуска радиаторов в 2 раза, и увеличить в 2 раза выпуск колодок. Себестоимость продукции итак была снижена в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Качество продукции находится на должном уровне. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована в соответствии с международными стандартами ИСО 9000.
Соответственно проведем подсчет резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции, а именно колодок. Для этого необходимо выявленный резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции. Данные приведены в таблице № 2.1.
Таблица № 2.1 Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции.
Вид продукции | Резерв увеличения объема продаж, тыс.шт. | Фактическая прибыль на единицу продукции, руб. | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб. |
Колодки | 2000 | 50 | 100000 |
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.
Р↑R = ((П1 + Р↑П) / (VPПв*Св)) – П1 / З1,
где Р↑R – резерв роста рентабельности,
П1 – фактическая сумма прибыли расчетного периода;
Р↑П – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VPПв – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Св – возможный уровень себестоимости продукции (в нашем случае – фактический);
П1 – фактическая сумма прибыли отчетного периода;
З1 – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Резерв повышения уровня рентабельности изделия «колодки»:
Р↑R = ((12275+100000) / (2000*383))*100 – 12275 / 858742 = 27,7 – 13,1 = 14,6 %.
За счет увеличения объемов выпуска и продаж колодок в 2 раза – прибыль может увеличиться на 100000 тыс.руб.
Выводы и предложения
В настоящей работе проведен анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Сантехлит». Проведенный анализ методической и учебной литературы по данной тематике выявил разные подходы к рассмотрению поставленного вопроса.
Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах. Отсюда определение экономического содержания финансового результата деятельности предприятия, изучение его видов, раскрытие задач анализа и формирование методики проведения анализа занимают центральное место в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности.
Существует множество различных показателей прибыли, но в результате проведенного анализа выявлено, что показателем, оказывающим наибольшее влияние на финансовый результат деятельности предприятия в целом, а, следовательно, имеющим первостепенное значение для анализа, является прибыль от основной деятельности, то есть прибыль от реализации произведенных товаров. Основными факторами, влияющими на величину данного показателя являются: объем произведенной продукции, ее структура, среднереализационные цены и себестоимость.
Также в работе изучено влияние факторов, оказывающих влияние на прочие показатели финансовых доходов и расходов предприятия.
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Сантехлит»