Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является получение теоретических знаний и практических навыков по анализу финансовых результатов деятельности предприятия для возможности дальнейшего принятия адекватных управленческих решений. Для достижения указанной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены основные понятия, используемых на данном участке анализа, а также цели и задачи исследования финансовых результатов деятельности предприятия;
изучены методические основы проведения анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия;
дана краткая характеристика исследуемого предприятия (ОАО “Газпром»), а так же некоторые характеристики его деятельности.
РОСОБРАЗОВАНИЕ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенская
государственная
Факультет «институт промышленной экономики, информатики и сервиса»
Кафедра
«Прикладная экономика»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Анализ и диагностика
на тему:
«Анализ финансовых результатов на материалах
ОАО «Газпром»
Выполнил:
студент
группы 06ЭП Иванова Т.П
Проверил: к.э.н., доцент
Зубкова
Т. В.,
Оценка
_____________
Пенза, 2010
Прибыль и рентабельность – основные финансовые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
Целью курсовой работы является получение теоретических знаний и практических навыков по анализу финансовых результатов деятельности предприятия для возможности дальнейшего принятия адекватных управленческих решений. Для достижения указанной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования является участок, связанный с анализом финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, в то время как предметом исследования – финансовые результаты (прибыль, уровень рентабельности) компании ОАО «Газпром».
Курсовая работа состоит из трех частей. В первой рассмотрены теоретические аспекты анализа показателей прибыли и рентабельности на предприятии. Во второй части работы представлены расчеты, связанные с определением основных изменений показателя прибыли компании ОАО «Газпром», ее рентабельности, а также воздействия каждого фактора на динамику обобщенных показателей. Третья глава представляет собой расчеты, связанные с реализацией исследуемой компанией резервов роста ее прибыли и рентабельности.
Информационной базой курсовой работы являются в учебники по анализу и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия, годовые бухгалтерские отчеты компании, а так же сайт ОАО «Газпром» - http://www.gazprom.ru/, как основной источник информации о рассматриваемой компании.
В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы: аналитический, метод сравнения, факторного анализа, балансовый.
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются суммой полученной
прибыли и уровнем
Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия:
Прибыль
— это часть чистого дохода,
который непосредственно
Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 1.
Рис. 1. Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль. Для оценки доходности совокупного капитала применяется общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала — чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д.
Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.
Предварительный
анализ финансовых результатов включает
в себя агрегированный анализ отчета о
прибылях и убытках предприятия (форма
№2) за исследуемый период, в котором будет
отражена динамика основных показателей,
что позволит сделать наиболее общие выводы
о тенденции в деятельности предприятия.
Расчеты можно свести в таблицу ( таблица
1).
Таблица 1
Анализ
динамики и состава прибыли
Показатель | Базовый период | Отчетный период | Темп
роста прибыли, % | ||
Сумма, тыс. руб. | Доля, % | Сумма, тыс. руб. | Доля, % |
После
чего следует основательно изучить
факторы изменения каждого
Основную
часть прибыли предприятия
Рис. 2. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):
(1)
Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 2.
Сначала нужно найти
сумму прибыли при фактическом объеме
продаж и базовой величине остальных факторов.
Для этого следует рассчитать индекс объема
реализации продукции, а затем базовую
сумму прибыли скорректировать на его
уровень.
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа прибыли
от реализации продукции
Показатель | Базисный период | Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В) | |||
Полная себестоимость реализованной продукции (З) | |||
Прибыль (П = В-З) |
Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). То есть:
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
–
Информация о работе Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»