Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является получение теоретических знаний и практических навыков по анализу финансовых результатов деятельности предприятия для возможности дальнейшего принятия адекватных управленческих решений. Для достижения указанной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены основные понятия, используемых на данном участке анализа, а также цели и задачи исследования финансовых результатов деятельности предприятия;
изучены методические основы проведения анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия;
дана краткая характеристика исследуемого предприятия (ОАО “Газпром»), а так же некоторые характеристики его деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Анализ хозяйственной деятельности ОАО Газпром. 56л..doc

— 985.50 Кб (Скачать документ)
 

РОСОБРАЗОВАНИЕ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пензенская государственная технологическая  академия»

Факультет «институт промышленной экономики, информатики и сервиса»

Кафедра «Прикладная экономика» 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия»

на тему:

 «Анализ  финансовых результатов на материалах

ОАО «Газпром» 
 
 

Выполнил:

студент группы 06ЭП Иванова Т.П 

Проверил: к.э.н., доцент

Зубкова Т. В., 

Оценка _____________ 

Пенза, 2010

 

Содержание

 

Введение

     Прибыль и рентабельность – основные финансовые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

      Целью курсовой работы является получение  теоретических знаний и практических навыков по анализу финансовых результатов  деятельности предприятия для возможности  дальнейшего принятия адекватных управленческих решений. Для достижения указанной цели, были поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотрены основные понятия, используемых на данном участке анализа, а также цели и задачи исследования финансовых результатов деятельности предприятия;
  • изучены методические основы проведения анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия;
  • дана краткая характеристика исследуемого предприятия (ОАО “Газпром»), а так же некоторые характеристики его деятельности;
  • произведены необходимые расчеты по выявлению основной динамики показателей прибыли и рентабельности, а так же факторов, обуславливающих основные их изменения;
  • рассчитаны возможные последствия от реализации предложенных мер по использованию имеющихся у предприятия резервов роста прибыли и рентабельности.

     Объектом  исследования является участок, связанный с анализом финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, в то время как предметом исследования – финансовые результаты (прибыль, уровень рентабельности) компании ОАО «Газпром».

     Курсовая  работа состоит из трех частей. В  первой рассмотрены теоретические аспекты анализа показателей прибыли и рентабельности на предприятии. Во второй части работы представлены расчеты, связанные с определением основных изменений показателя прибыли компании ОАО «Газпром», ее рентабельности, а также воздействия каждого фактора на динамику обобщенных показателей. Третья глава представляет собой расчеты, связанные с реализацией исследуемой компанией резервов роста ее прибыли и рентабельности.

     Информационной  базой курсовой работы являются в учебники по анализу и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия, годовые бухгалтерские отчеты компании, а так же сайт ОАО «Газпром» - http://www.gazprom.ru/, как основной источник информации о рассматриваемой компании.

     В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы: аналитический, метод сравнения, факторного анализа, балансовый.

 

1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов

1.1. Задачи, основные направления и информационная  база исследования

     Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным  образом от реализации продукции, а  также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.). Изучение таких показателей как прибыль и рентабельность является важным элементом в процессе управления предприятием, поскольку позволяет отследить к какому экономическому эффекту привели предпринимаемые руководством мероприятия.

Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия:

  • систематический контроль над формированием финансовых результатов;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

     Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи  продукции чистый доход принимает  форму прибыли. Количественно она  представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

    • маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);
    • прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);
    • общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы;
    • чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих отчислений;
    • капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
    • потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

     Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 1.

Рис. 1. Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли

     Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль. Для оценки доходности совокупного капитала применяется общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала — чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д.

     Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.

1.2. Методика анализа финансовых результатов деятельности организации

     Предварительный анализ финансовых результатов включает в себя агрегированный анализ отчета о прибылях и убытках предприятия (форма №2) за исследуемый период, в котором будет отражена динамика основных показателей,  что позволит сделать наиболее общие выводы о тенденции в деятельности предприятия. Расчеты можно свести в таблицу ( таблица 1).  
 
 
 

Таблица 1

Анализ динамики и состава прибыли 

Показатель Базовый период Отчетный период Темп

роста прибыли, %

Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, %

 
 

     После чего  следует основательно изучить  факторы изменения каждого рассмотренного показателя.

     Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются  динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (рис. 2).

     

Рис. 2. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг

     Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):

      (1)

     Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

     Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

     Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

     Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

     Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 2.

                 Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.          
 

     Таблица 2

     Исходные данные для факторного анализа прибыли

     от реализации продукции

Показатель Базисный период Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)
Полная себестоимость реализованной продукции (З)
Прибыль (П = В-З)      

 

     Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). То есть:

                                                                                                   (2)

     Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:

                                                                                      (3)

Информация о работе Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»