Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является получение теоретических знаний и практических навыков по анализу финансовых результатов деятельности предприятия для возможности дальнейшего принятия адекватных управленческих решений. Для достижения указанной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены основные понятия, используемых на данном участке анализа, а также цели и задачи исследования финансовых результатов деятельности предприятия;
изучены методические основы проведения анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия;
дана краткая характеристика исследуемого предприятия (ОАО “Газпром»), а так же некоторые характеристики его деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Анализ хозяйственной деятельности ОАО Газпром. 56л..doc

— 985.50 Кб (Скачать документ)

Примечание: для газа объем реализации измеряется в млрд.м3, цена и себестоимость – в руб/1000м3, для конденсата – объем реализации в млн.тонн, себестоимость и цена – в руб/тонну. 

     Рассчитаем  влияние каждого из факторов (объем  реализации, цена, себестоимость) по формулам 11-13: 

     Для газа:

ΔПурп = (576,4–578,8)∙(3023,95–522,85)/1000 = –6 млрд. руб;                                                                             

ΔПц = (3203,89 – 3023,95) ∙ 576,4/1000 = +103,72 млрд. руб;                                                                                          

ΔПс = – (671,56–522,85) ∙ 576,4/1000 = –85,72 млрд. руб.     

Для конденсата :                

ΔПурп = (25,4–24,6)∙(6275,76–436,49)/1000 = + 4,68 млрд. руб ;                                                                            

ΔПц = (7263,78 – 6275,76) ∙ 25,4/1000 = + 25,1 млрд. руб;                                                                                         

ΔПс = – (472,41 – 436,49) ∙ 25,4/1000 = –0,91 млрд. руб.

     Итак, за счет изменений в реализации газа сумма прибыли возросла на 12 млрд. руб, при этом снижение объема продаж привело к снижению прибыли на 6 млрд. руб, за счет роста цены увеличение общей суммы прибыли составило 103,72 млрд. руб, и наконец, динамика себестоимости (рост за исследуемый период) снизило финансовый результат от реализации газа на 85,72 млрд. руб.

     Что касается реализации конденсата, то к увеличению суммы прибыли привели рост объемов продаж и увеличение цены (на 4,68 и 25,096 млрд. руб соответственно). Незначительный рост себестоимости привел небольшому снижению общей суммы прибыли всего лишь на 0,91 млрд. руб. Общее изменение прибыли от реализации газа и конденсата за 2007 год составило +40,87 млрд. руб. по сравнению с показателем прибыли 2006 года.

     Проведем аналогичные расчеты для периода с 2007 по 2008 год. Решение так же представим в таблице 22.

                      Таблица 22

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

За  2007-2008 годы

Изделие 
 
Объем продаж, Цена изделия, руб. Себестоимость изделия, руб. Сумма прибыли, млрд. руб. Изменение суммы прибыли,

млрд. руб.

 
to
 
t1
 
to
 
t1
 
to
 
t1
 
to
 
t1
общее 
В  том числе за счет
объема продаж цены себестоимости
Газ 576,4 573,1 3203,89 4760,10 671,56 874,50 1459,64 2226,84 767,2 -8,36 +891,86 -116,3
Конденсат 25,4 31,8 7263,78 8471,70 472,41 426,92 172,50 255,83 83,33 +43,46 +38,42 +1,45
Итого 601,8 604,9 1632,14 2482,67 850,53 +35,1 +930,28 -114,85

Примечание: для газа объем реализации измеряется в млрд.м3, цена и себестоимость – в руб/1000м3, для конденсата – объем реализации в млн.тонн, себестоимость и цена – в руб/тонну. 

     Рассчитаем  влияние каждого фактора: 

     Для газа:

ΔПурп = (573,1–576,4)∙(3203,89–671,56)/1000 = –8,36 млрд. руб;                                                                             

ΔПц = (4760,1–3203,89) ∙ 573,1/1000 = +891,86 млрд. руб;                                                                                          

ΔПс = – (874,5–671,56) ∙ 573,1/1000 = –116,3 млрд. руб.     

Для конденсата :                

ΔПурп = (31,8–25,4)∙(7263,78–472,41)/1000 = + 43,46 млрд. руб ;                                                                            

ΔПц = (8471,7–7263,78) ∙ 31,8/1000 = + 38,42 млрд. руб;                                                                                         

ΔПс = – (426,92–472,41) ∙ 31,8/1000 = + 1,45 млрд. руб.

     Таким образом, совокупный рост прибыли за 2008 год составил 850,53 млрд. руб по сравнению с предыдущим годом, причем в большей степени она увеличилась за счет изменений в реализации газа (на 767,2 млрд. руб), нежели от продажи конденсата. Стоит отметить, что в основном увеличение прибыли (при реализации газа) приходится на существенный рост цены (+ 891,86 млрд. руб). В свою очередь объем реализации, несколько снизившийся в 2008 году относительно 2007 года, а так же колоссальный рост себестоимость газа привели к уменьшению общей суммы прибыли (на 8,36 и 116,3 млрд. руб соответственно).

     Если говорить о реализации конденсата, стоит обратить внимание на то, что динамика всех трех факторов (рост объема реализации и цены, а так же снижение пусть и незначительное  себестоимости) приводила к росту общей суммы прибыли на 43,46, 38,42 и 1,45 млрд. руб соответственно. При этом общий рост суммы прибыли компании за счет изменения факторов, связанных с продажами конденсата, составил 83,33 млрд. руб.

     За весь исследуемый период с 2006 по 2008 годы резкое увеличение суммы прибыли произошло в 2008 году, причем в большей степени за счет роста реализационных цен на газ.

      Поскольку компания ОАО «Газпром» реализует свою продукцию по трем направлениям: на внутреннем рынке, в страны бывшего советского  союза (БСС), а так же в страны Европы, стоит рассмотреть, как повлияли различные рынки сбыта на среднюю продажную цену каждого продукта. Имеющиеся данные позволяют рассчитать данный показатель для периода с 2006 по 2008 годы и оценить общую динамику, как для газа, так и для конденсата.

     Расчеты за 2006 – 2007 годы представим в форме таблицы 23.

     Из  таблицы видно, что в связи  с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены за 2007 год на газ повысился на 80,44 руб, что привело к увеличению прибыли на 46,37 млрд. руб; средняя цена конденсата же за этот период снизилась на 51,58 руб, а следовательно, сократилась и прибыль на 1,31 млрд.руб. В результате в целом по ОАО «Газпром» изменение рынков сбыта привело к совокупному росту прибыли на 45,06 млрд. руб за 2006-2207 гг.

  Таблица 23

 Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены газа за период 2006-2007 гг.

Рынок сбыта 
Цена изделия, руб/1000м3

(руб/т)

Объем продаж, млрд м3 (млн.т) Структура рынков сбыта, % Изменение средней цены, руб/1000м3.

(руб./т)

 
to
 
t1
 
to
 
t1
 
+, -
Газ
Дальнее зарубежье 7119,4 161,5 168,5 27,90 29,23 +1,33 +94,69
Страны  БСС 2408,4 101 100,9 17,45 17,51 +0,06 +1,45
РФ 1129,4 316,3 307 54,65 53,26 -1,39 -15,7
Итого 3023,95 578,8 576,4 100,00 100,00 - +80,44
Конденсат
Дальнее зарубежье 6320,50 18,3 15,6 74,39 61,42 -12,97 -819,77
Страны  БСС 6783,40 2,1 2,5 8,54 9,84 +1,3 +88,18
РФ 5827,00 4,2 7,3 17,07 28,74 +11,67 +680,01
Итого 6275,76 24,6 25,4 100,00 100,00 - -51,58

 
 

     Аналогичные расчеты проведем для периода с 2007 по 2008 год, представив результаты в таблице 24. В целом за 2007-2008 гг сохранилась прежняя динамика: средняя реализационная цена на газ увеличивается (на 154,64 руб), на конденсат снижается (на 80.17 руб) в результате изменения рынка сбыта. В результате рост прибыли за счет изменений на рынке газа составил 88,62 млрд. руб, снижение величины прибыли из-за изменений рынков сбыта конденсата – на 2,04 млрд. В итоге общая сумма прибыли повысилась на 86,58 млрд.руб.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 24

 Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены газа за период 2007-2008 гг.

Рынок сбыта 
Цена изделия, руб/1000м3

(руб/т)

Объем продаж, млрд м3 (млн.т) Структура рынков сбыта, % Изменение средней цены, руб/1000м3.

(руб./т)

 
to
 
t1
 
to
 
t1
 
+, -
Газ
Дальнее зарубежье 6891,4 168,5 184,4 29,23 32,18 +2,95 +203,3
Страны  БСС 2835,3 100,9 96,5 17,51 16,84 -0,67 -18,99
РФ 1301,1 307 292,2 53,26 50,98 -2,28 -29,67
Итого 3203,89 576,4 573,1 100,00 100,00 - +154,64
Конденсат
Дальнее зарубежье 7512,82 15,6 16,7 61,42 52,52 -8,9 -668,64
Страны  БСС 7840,00 2,5 3,3 9,84 10,37 +0,53 +41,55
РФ 6534,25 7,3 11,8 28,74 37,11 +8,37 +546,92
Итого 7263,78 24,6 25,4 100,00 100,00 - -80,17

 

     Таким образом, можно сделать вывод, что  ОАО «Газпром» проводит грамотную  политику в области реализации газа на различных рынках сбыта, что принесло дополнительную прибыль как в 2007, так и в 2008гг, однако, что касается конденсата, то тут изменения объемов реализации на различных рынках сбыта привели лишь к уменьшению прибыли за весь исследуемый период, следовательно нужно вносить изменения в этой области.

2.3 Анализ  рентабельности активов ОАО «Газпром» как показателя эффективности хозяйственной деятельности.

       Для начала проведем факторный анализ динамики рентабельности продукции в целом по предприятию, используя формулы 20-29 и данные таблицы 19, за период с 2006 по 2007 год (будем рассчитывать исходя из величины валовой прибыли).

;                                                               

;                                                         

;                                                          ;                                                          

   .                                                                  

  Изменение рентабельности общее:

                                                                                                               

  В том числе за счет:

                                                                                                            

                                                                                                          

                                                                                                           

                                                                                                              

      Таким образом, можно сделать вывод, что  рентабельность продукции за 2007 год снизилась на 98,81% по сравнению с этим же показателем в 2006 году. Причем, изменение объема производства не изменили рентабельности, ее росту способствовали изменение структуры производства и рост цены (на 15,47 и 26,81% соответственно), увеличение же себестоимости привело к значительному сокращению рентабельности продукции (на 141,09%). Стоит отметить, что для ОАО «Газпром» характерны колоссальные показатели рентабельности (порядка 400 – 500%), то есть каждый вложенный в производство продукции рубль приносит прибыль в 4-5 рублей.

Информация о работе Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»