Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является получение теоретических знаний и практических навыков по анализу финансовых результатов деятельности предприятия для возможности дальнейшего принятия адекватных управленческих решений. Для достижения указанной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены основные понятия, используемых на данном участке анализа, а также цели и задачи исследования финансовых результатов деятельности предприятия;
изучены методические основы проведения анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия;
дана краткая характеристика исследуемого предприятия (ОАО “Газпром»), а так же некоторые характеристики его деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Анализ хозяйственной деятельности ОАО Газпром. 56л..doc

— 985.50 Кб (Скачать документ)

 

     Из таблицы видно, что в 2008 году компания получила колоссальную прибыль от реализации в 895 626 110 тыс. руб, что 77,7% превышает аналогичный показатель 2006 года, и на 84,06%  больше полученной за 2007 год прибыли от реализации продукции, работ и услуг.

     Такой показатель как проценты к получению  так же имеет положительную тенденцию  за последние три года, причем по сравнению с 2006 годом он вырос почти в 3 раза. Относительно 2007 года увеличение так же произошло, но уже менее значительное и составило всего 5,28%. Причем, стоит отметить, что проценты к уплате так же увеличивались за этот период год от года, однако рост осуществлялся более скромными темпами: на 44,51% по сравнению с 2006 годом и на 8,25% по отношению к величине 2007 года. Кроме того, за исследуемый период сохранилась тенденция превышения процентов к уплате над процентами к получению, более того, разница между этими двумя показателями из года в год увеличивается (в 2006 она составляла 36 666 515 тыс. руб, в 2007 - 40 504 761, а в 2008 уже - 44 232 710 тыс. руб). Можно предположить, что это связано с увеличением доли заемного капитала у компании.

     Доход от участия в других организациях в 2008 году оказался меньше аналогичного показателя в предыдущем году на 11,78%, однако его уровень все еще превосходит результаты 2006 года на 27,57%. Вероятно это связано с кризисными явлениями как внутри нашей страны, так и на мировом рынке, что не могло не отразится на инвестиционной деятельности в целом.

     Прочие  доходы и расходы организации значительно возросли к 2008 году, по сравнению и с 2006 (67,76%) и с 2007 (20,32) годом, однако темпы роста расходов (106,85 и 50,76% соответственно) превысили увеличение доходов, что привело к тому, что сальдо прочих доходов и расходов за 2008 год составило

-596251313 тыс. руб. Можно сделать вывод, что внереализационная деятельность ОАО «Газпром» за 2008 год оказалось значительно менее успешной, нежели за предыдущий периоды.

      Все это привело к тому, что величина прибыли до налогообложения, полученная в 2008 году сократилось практически  вдвое по сравнению с предыдущими  периодами (снижение составило 40,53% относительно 2006 года, и 43,39% по сравнению с 2007 годом) и составила всего лишь 294583095 тыс.руб. Показатель чистой прибыли так же за последний год снизился почти в два раза (49,66% к 2006 году и на 52% относительно 2007 года).

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что, несмотря на блестящие результаты компании ОАО «Газпром», полученные от основной их деятельности (продажи газа, продуктов нефтепереработки, газового конденсата и иных продуктов, предоставления имущества в аренду, услуг по транспортировке и хранению газа), в других сферах деятельности ОАО «Газпром» оказалось не столь успешным. Это привело к тому, что в целом финансовые результаты деятельности компании значительно снизились в 2008 году. Как уже отмечалось главной причиной этого являются кризисные явления в мировой экономике.

2.3 Факторный анализ прибыли организации ОАО «Газпром»

     Рассмотрим более детально влияние различных факторов на формирование прибыли. Для начала изучим прибыль от реализации товаров и услуг (в курсовой работе остановимся на реализации 2 позиций: газа и нефти и газового конденсата). Для начала рассмотрим динамику прибыли от реализации продукции за 2006-2007 года, далее определим изменение прибыли в 2008 году, по сравнению с 2007 годом и выявим факторы, которые оказали наиболее сильное влияние на прибыль за исследуемые периоды.  Исходные данные для расчетов по 2006-2007 годам представлены в таблице 19.

     Таблица 19.

     Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции за 2006-2007 гг.

Показатель 2006 год Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года 2007 год
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб 1904,64 1947,45 2031,22
Полная себестоимость реализованной продукции (З), млрд.руб 313,37 312,46 399,08
Прибыль (П) 1591,27 1634,99 1632,14

        Найдем по формуле 2 индекс объема продаж, сопоставляя фактические показатели реализации за 2007 и 2006 года в стоимостном выражении:

То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,3% и составить 1586,496 млрд. руб (1591,27∙0,997).

      Теперь  определим сумму прибыли при  объеме и структуре реализованной  продукции за 2007 год, но при уровне цен и себестоимости 2006 года. Для  чего согласно формуле 3 из условной выручки  вычтем условные издержки:

Пусл2 = 1947,45 – 312,46 = 1634,99 млрд. руб

      Теперь  рассчитаем условную прибыль, которую  предприятие могло бы получить при  объемах реализации, структуре и  ценах 2007 года, но при себестоимости  продукции 2006 года:

Пусл3 = 2031,22 – 312,46 = 1718,76 млрд. руб.

      Теперь  можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого  фактора и общее изменение  суммы прибыли (по формулам 5-9):

    За  счет изменения объема реализации:

млрд. руб;

структуры товарной продукции

млрд. руб;                                                                                            

отпускных цен

  млрд. руб;                                                                                               

себестоимости реализованной продукции

млрд. руб.                                                                                                    

Итого: млрд. руб

     Таким образом, мы видим, что в целом величина прибыли за 2007 году увеличилась по сравнению с 2006 годом на 40,87 млрд.руб. Наибольшее влияние оказало изменение двух факторов: себестоимости и цены, причем рост себестоимости продукции способствовал уменьшению прибыли в большей степени, нежели увеличение отпускных цен ее росту. Немаловажным оказалось и изменение структуры товарной продукции, что так же привело к увеличению общей прибыли на 48,494 млрд. руб, в свою очередь общее снижение величины реализованной продукции снизило финансовый результат компании на 4,774 млрд. руб.     

     Аналогичным образом проведем факторный анализ прибыли за период 2007-2008 годы. Исходные данные представим в таблице 20              

     Таблица 20.

     Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции за 2007-2008 гг.

Показатель 2007 год Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года 2008 год
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб 2031,22 2153 2997,42
Полная себестоимость реализованной продукции (З), млрд.руб 399,08 399,89 514,75
Прибыль (П) 1632,14 1753,11 2482,67

То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы возрасти  на 0,2% и составить 1635,4 млрд. руб (1632,14∙1,002).

Пусл2 = 2153 – 399,89 = 1753,11 млрд. руб

Пусл3 = 2997,42 – 399,89 = 2597,53 млрд. руб.

Тогда изменение величины прибыли за счет каждого фактора составит:

За счет изменения объема реализации:

млрд. руб;

структуры товарной продукции

млрд. руб;                                                                                            

отпускных цен

  млрд. руб;                                                                                               

себестоимости реализованной продукции

млрд. руб.                                                                                                    

Итого: млрд. руб

     Итак,  в 2008 году прибыль, полученная от реализации продукции, выросла на 850,53 млрд. руб в целом по сравнению с предыдущим годом. При этом важнейшим фактором, приведшим к такому результату, стало увеличение отпускной цены, что и дало значительную часть увеличения прибыли в целом. Другими факторами, изменение которых привело к росту прибыли, стали: рост объема реализации и изменение структуры реализованной продукции (увеличение прибыли соответственно 3,26 и 117,71 млрд. руб).  По прежнему в ОАО «Газпром» наблюдается рост себестоимости произведенной продукции, что отражается и на величине общей прибыли (уменьшение составило 114,86 млрд. руб).

     В целом, сопоставляя два периода  можно сказать, что в целом  колебания объемов реализации продукции  оказывается незначительным и, по сути, не оказывает существенного влияние на общее изменение суммы прибыли. Структура товарной продукции от года к году становится все более и более оптимальной, что в свою очередь ведет к увеличению общей суммы прибыли компании ОАО «Газпром». Самый значимый фактор, приводящий к колоссальному росту прибыли от реализации, это, конечно же, цена реализуемой продукции. За два исследуемых периода наблюдался рост отпускных цен, что в свою очередь вызывает и рост прибыли. Единственный фактор, способствующий снижению величины общей суммы прибыли, это себестоимость продукции. За исследуемые периоды этот показатель увеличивался, что и вело к уменьшению финансовых результатов ОАО «Газпром».

        Проанализируем динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции (газа и конденсата) за те же периоды. Для начала рассмотрим 2007-2006 годы. Результаты сведем в таблицу 21.

                      Таблица 21

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

За  2006-2007 годы

Изделие 
 
Объем продаж, Цена изделия, руб. Себестоимость изделия, руб. Сумма прибыли, млрд. руб. Изменение суммы прибыли,

млрд. руб.

 
to
 
t1
 
to
 
t1
 
to
 
t1
 
to
 
t1
общее 
В  том числе за счет
объема продаж цены себестоимости
Газ 578,8 576,4 3023,95 3203,89 522,85 671,56 1447,64 1459,64 +12 -6 +103,72 -85,72
Конденсат 24,6 25,4 6275,76 7263,78 436,49 472,41 143,63 172,5 +28,87 +4,67 +25,1 -0,91
Итого 603,4 601,8 1591,27 1632,14 40,87 -1,33 128,82 -86,63

Информация о работе Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»