Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является получение теоретических знаний и практических навыков по анализу финансовых результатов деятельности предприятия для возможности дальнейшего принятия адекватных управленческих решений. Для достижения указанной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены основные понятия, используемых на данном участке анализа, а также цели и задачи исследования финансовых результатов деятельности предприятия;
изучены методические основы проведения анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия;
дана краткая характеристика исследуемого предприятия (ОАО “Газпром»), а так же некоторые характеристики его деятельности.
Из таблицы видно, что в 2008 году компания получила колоссальную прибыль от реализации в 895 626 110 тыс. руб, что 77,7% превышает аналогичный показатель 2006 года, и на 84,06% больше полученной за 2007 год прибыли от реализации продукции, работ и услуг.
Такой показатель как проценты к получению так же имеет положительную тенденцию за последние три года, причем по сравнению с 2006 годом он вырос почти в 3 раза. Относительно 2007 года увеличение так же произошло, но уже менее значительное и составило всего 5,28%. Причем, стоит отметить, что проценты к уплате так же увеличивались за этот период год от года, однако рост осуществлялся более скромными темпами: на 44,51% по сравнению с 2006 годом и на 8,25% по отношению к величине 2007 года. Кроме того, за исследуемый период сохранилась тенденция превышения процентов к уплате над процентами к получению, более того, разница между этими двумя показателями из года в год увеличивается (в 2006 она составляла 36 666 515 тыс. руб, в 2007 - 40 504 761, а в 2008 уже - 44 232 710 тыс. руб). Можно предположить, что это связано с увеличением доли заемного капитала у компании.
Доход от участия в других организациях в 2008 году оказался меньше аналогичного показателя в предыдущем году на 11,78%, однако его уровень все еще превосходит результаты 2006 года на 27,57%. Вероятно это связано с кризисными явлениями как внутри нашей страны, так и на мировом рынке, что не могло не отразится на инвестиционной деятельности в целом.
Прочие доходы и расходы организации значительно возросли к 2008 году, по сравнению и с 2006 (67,76%) и с 2007 (20,32) годом, однако темпы роста расходов (106,85 и 50,76% соответственно) превысили увеличение доходов, что привело к тому, что сальдо прочих доходов и расходов за 2008 год составило
-596251313 тыс. руб. Можно сделать вывод, что внереализационная деятельность ОАО «Газпром» за 2008 год оказалось значительно менее успешной, нежели за предыдущий периоды.
Все это привело к тому, что величина прибыли до налогообложения, полученная в 2008 году сократилось практически вдвое по сравнению с предыдущими периодами (снижение составило 40,53% относительно 2006 года, и 43,39% по сравнению с 2007 годом) и составила всего лишь 294583095 тыс.руб. Показатель чистой прибыли так же за последний год снизился почти в два раза (49,66% к 2006 году и на 52% относительно 2007 года).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на блестящие результаты компании ОАО «Газпром», полученные от основной их деятельности (продажи газа, продуктов нефтепереработки, газового конденсата и иных продуктов, предоставления имущества в аренду, услуг по транспортировке и хранению газа), в других сферах деятельности ОАО «Газпром» оказалось не столь успешным. Это привело к тому, что в целом финансовые результаты деятельности компании значительно снизились в 2008 году. Как уже отмечалось главной причиной этого являются кризисные явления в мировой экономике.
Рассмотрим более детально влияние различных факторов на формирование прибыли. Для начала изучим прибыль от реализации товаров и услуг (в курсовой работе остановимся на реализации 2 позиций: газа и нефти и газового конденсата). Для начала рассмотрим динамику прибыли от реализации продукции за 2006-2007 года, далее определим изменение прибыли в 2008 году, по сравнению с 2007 годом и выявим факторы, которые оказали наиболее сильное влияние на прибыль за исследуемые периоды. Исходные данные для расчетов по 2006-2007 годам представлены в таблице 19.
Таблица 19.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 2006-2007 гг.
Показатель | 2006 год | Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года | 2007 год |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб | 1904,64 | 1947,45 | 2031,22 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З), млрд.руб | 313,37 | 312,46 | 399,08 |
Прибыль (П) | 1591,27 | 1634,99 | 1632,14 |
Найдем по формуле 2 индекс объема продаж, сопоставляя фактические показатели реализации за 2007 и 2006 года в стоимостном выражении:
То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,3% и составить 1586,496 млрд. руб (1591,27∙0,997).
Теперь определим сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции за 2007 год, но при уровне цен и себестоимости 2006 года. Для чего согласно формуле 3 из условной выручки вычтем условные издержки:
Пусл2 = 1947,45 – 312,46 = 1634,99 млрд. руб
Теперь рассчитаем условную прибыль, которую предприятие могло бы получить при объемах реализации, структуре и ценах 2007 года, но при себестоимости продукции 2006 года:
Пусл3 = 2031,22 – 312,46 = 1718,76 млрд. руб.
Теперь можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора и общее изменение суммы прибыли (по формулам 5-9):
За счет изменения объема реализации:
млрд. руб;
структуры товарной продукции
млрд. руб;
отпускных цен
млрд. руб;
себестоимости реализованной продукции
млрд. руб.
Итого: млрд. руб
Таким образом, мы видим, что в целом величина прибыли за 2007 году увеличилась по сравнению с 2006 годом на 40,87 млрд.руб. Наибольшее влияние оказало изменение двух факторов: себестоимости и цены, причем рост себестоимости продукции способствовал уменьшению прибыли в большей степени, нежели увеличение отпускных цен ее росту. Немаловажным оказалось и изменение структуры товарной продукции, что так же привело к увеличению общей прибыли на 48,494 млрд. руб, в свою очередь общее снижение величины реализованной продукции снизило финансовый результат компании на 4,774 млрд. руб.
Аналогичным образом проведем факторный анализ прибыли за период 2007-2008 годы. Исходные данные представим в таблице 20
Таблица 20.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 2007-2008 гг.
Показатель | 2007 год | Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года | 2008 год |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб | 2031,22 | 2153 | 2997,42 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З), млрд.руб | 399,08 | 399,89 | 514,75 |
Прибыль (П) | 1632,14 | 1753,11 | 2482,67 |
То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы возрасти на 0,2% и составить 1635,4 млрд. руб (1632,14∙1,002).
Пусл2 = 2153 – 399,89 = 1753,11 млрд. руб
Пусл3 = 2997,42 – 399,89 = 2597,53 млрд. руб.
Тогда изменение величины прибыли за счет каждого фактора составит:
За счет изменения объема реализации:
млрд. руб;
структуры товарной продукции
млрд. руб;
отпускных цен
млрд. руб;
себестоимости реализованной продукции
млрд. руб.
Итого: млрд. руб
Итак, в 2008 году прибыль, полученная от реализации продукции, выросла на 850,53 млрд. руб в целом по сравнению с предыдущим годом. При этом важнейшим фактором, приведшим к такому результату, стало увеличение отпускной цены, что и дало значительную часть увеличения прибыли в целом. Другими факторами, изменение которых привело к росту прибыли, стали: рост объема реализации и изменение структуры реализованной продукции (увеличение прибыли соответственно 3,26 и 117,71 млрд. руб). По прежнему в ОАО «Газпром» наблюдается рост себестоимости произведенной продукции, что отражается и на величине общей прибыли (уменьшение составило 114,86 млрд. руб).
В целом, сопоставляя два периода можно сказать, что в целом колебания объемов реализации продукции оказывается незначительным и, по сути, не оказывает существенного влияние на общее изменение суммы прибыли. Структура товарной продукции от года к году становится все более и более оптимальной, что в свою очередь ведет к увеличению общей суммы прибыли компании ОАО «Газпром». Самый значимый фактор, приводящий к колоссальному росту прибыли от реализации, это, конечно же, цена реализуемой продукции. За два исследуемых периода наблюдался рост отпускных цен, что в свою очередь вызывает и рост прибыли. Единственный фактор, способствующий снижению величины общей суммы прибыли, это себестоимость продукции. За исследуемые периоды этот показатель увеличивался, что и вело к уменьшению финансовых результатов ОАО «Газпром».
Проанализируем динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции (газа и конденсата) за те же периоды. Для начала рассмотрим 2007-2006 годы. Результаты сведем в таблицу 21.
Таблица 21
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
За 2006-2007 годы
|
Информация о работе Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»