Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является получение теоретических знаний и практических навыков по анализу финансовых результатов деятельности предприятия для возможности дальнейшего принятия адекватных управленческих решений. Для достижения указанной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены основные понятия, используемых на данном участке анализа, а также цели и задачи исследования финансовых результатов деятельности предприятия;
изучены методические основы проведения анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия;
дана краткая характеристика исследуемого предприятия (ОАО “Газпром»), а так же некоторые характеристики его деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Анализ хозяйственной деятельности ОАО Газпром. 56л..doc

— 985.50 Кб (Скачать документ)

      Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

                                                                           (4)

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 3.

                                                                       Таблица 3

     Расчет  влияния факторов первого уровня на изменение суммы

     прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Показатель прибыли Факторы Порядок расчета 
Прибыль 
 
 
Объем продаж Структура продаж Цены Себестоимость
По to to to to Во – Зо  
Пусл1 t1 to to to По ∙ iрп  
Пусл2 t1 t1 to to Вусл – Зусл  
Пусл3 t1 t1 t1 to В1 – Зусл  
П1 t1 t1 t1 t1 В1 – З1  

 

   По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

    объема реализации продукции

    ;                                                                                                (5)

    структуры товарной продукции

    ;                                                                                              (6)

    отпускных цен

     ;                                                                                                (7)

   себестоимости реализованной продукции

    .                                                                                                     (8)

    Итого:                                                             (9)

     Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

П = VРПi ∙(Цi – Сi). (10)

     Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных таблицы 4):

ΔПурп = (УРП1–УРП0)∙(Ц0–С0);                                                                              (11)

ΔПц = (Ц1 – Ц0) ∙ УРП1;                                                                                           (12)

ΔПс = – (С1 – С0) ∙ УРП1.                                                                                         (13)

     Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные таблицы 4 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.

                      Таблица 4

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции 

Изделие 
 
Объем продаж,

шт

Цена изделия, тыс. руб. Себестоимость изделия, тыс. руб. Сумма прибыли, тыс. руб. Изменение суммы прибыли,

тыс. руб.

 
to
 
t1
 
to
 
t1
 
to
 
t1
 
to
 
t1
общее 
В  том числе за счет
объема продаж цены себестоимости
А                        
Итого                        

 

     Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

     Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.

     Для каждого вида продукции можно  рассчитать изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (таблица 6)  
 
 

Таблица 6

 Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены изделия А

Рынок сбыта 
Цена изделия, руб. 
Объем продаж, шт. Структура рынков сбыта, % Изменение средней цены, руб. 
 
to
 
t1
 
to
 
t1
 
+, -
Экспорт              
Внутренний              
Итого              

      Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

      К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по 0бЛигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.

  финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).

     Прочие внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и др.

     Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.

     Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

     Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для их предотвращения.

     Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.

     Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

     В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

     Следующим этапом анализа является исследование показателя рентабельности. Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности, характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент  в инвестиционной политике и ценообразовании.

   Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих:

  1. окупаемость затрат;
  2. прибыльность продаж;
  3. доходность капитала и его частей.

   Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп)  до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

                                                                                                               (14)

     Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

     Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пщ) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):

                                                                                                                (15)

  рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В ). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

                                                                                                                  (16)

  Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (KL).

                                                                                                                 (17)

  Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Она характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:

Информация о работе Анализ финансовых результатов на материалах ОАО «Газпром»