Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение экономической сущности процесса готовой продукции и анализ расходов на ее продажу.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты процесса продажи готовой продукции;
- исследовать основные экономические показатели продажи готовой продукции;
- изучить нормативные документы продажи готовой продукции;
- осуществить анализ расходов на продажу готовой продукции.
Введение
1. Экономическая сущность процесса продаж готовой продукции
1.1 Понятие и оценка готовой продукции
1.2 Основные экономические показатели продажи готовой продукции
1.3 Нормативное регулирование продажи готовой продукции
2. Анализ расходов на продажу готовой продукции в ООО «Сатурн»
2.1 Анализ динамики продажи готовой продукции
2.2 Анализ ассортимента и структуры готовой продукции
2.3 Предложение по увеличению продажи готовой продукции
Выводы и предложение
Список используемой литературы
Из таблиц 2.1 и 2.2 видно, что за пять лет объем производства возрос на 24,4 %, а объем реализации - на 17,0 %. За последний 2008 год темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 5,6 %, а реализации продукции - 2,3 %.
Рассмотрим на рис.1 динамику производства товарной продукции:
Рис.1. Динамика производства товарной продукции в ООО «Сатурн»
Анализ реализации продукции
тесно связан с анализом выполнения
договорных обязательств по поставкам
продукции. Недовыполнение плана по
договорам для предприятия
Таблица 2.3. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации товарной продукции ООО «САТУРН» за 2008 год
Изделие |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Реализация продукции, млн. руб. |
|||||||
план |
факт |
+,- |
% к плану |
план |
факт |
+,- |
% к плану |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Фланец |
4000 |
4500 |
+500 |
+12,5 |
4300 |
4250 |
-50 |
-1,2 |
|
Вал |
6000 |
5500 |
-500 |
-8,3 |
5200 |
5100 |
+100 |
+1,9 |
|
Барабан |
6000 |
6500 |
+500 |
+8,3 |
6400 |
6300 |
-100 |
+1,6 |
|
Колодка |
7900 |
7500 |
-400 |
+6,3 |
7200 |
7750 |
+500 |
+6,9 |
|
Итого: |
23900 |
24000 |
-100 |
-0,42 |
23100 |
23400 |
+550 |
+2,38 |
|
В процессе анализа определим выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по ООО «САТУРН», в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясним причины недовыполнения плана, и дадим оценку деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 2.4).
Таблица 2.4. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март 2006г в ООО «Сатурн»
Изделие |
Потребитель |
План поставки по договору тыс. руб. |
Фактически отгружено тыс. руб. |
Недопоставка продукции тыс. руб. |
Зачетный объем в пределах плана тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Фланец Вал |
1 2 3 1 2 |
200,0 400,0 380,0 500,0 420,0 |
300,0 350,0 380,0 500,0 420,0 |
-50,0 |
200,0 350,0 380,0 500,0 420,0 |
|
Итого |
1900,0 |
1950,0 |
-50,0 |
1850,0 |
||
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам () и его недовыполнением () на плановый объем ():
или 97%
Из табл. 2.4 видно, что за март месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 50 т. руб., или на 3 %, а в целом за год - на 5 % (табл. 2.5).
Таблица 3.5. Анализ выполнения договорных обязательств за 2008 год в ООО «Сатурн»
Месяц |
План поставки продукции, т.руб. |
Недопоставка продукции, т.руб. |
Выполнение, % |
||||
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года |
||
Январь Февраль Март Декабрь |
2000 1800 1900 2100 |
2000 3800 5700 23100 |
-100 -50 -50 -120 |
-100 -150 -200 -900 |
96,0 98,7 90,0 100,0 |
96,0 97,4 94,8 96,3 |
|
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции готовой продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 2.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 96,2 % (23000 / 23900 * 100).
Таблица 3.6 Выполнение плана по ассортименту продукции в ООО «Сатурн»
Изделие |
Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб. |
Процент выполнения плана |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту |
||
план |
факт |
||||
Фланец Вал Барабан Колодка |
4000 6000 6000 7900 |
4500 5500 6500 7500 |
112,5 91,7 108,3 94,9 |
4000 5500 6000 7500 |
|
Итого |
23900 |
24000 |
100,4 |
23000 |
|
Причины недовыполнения
плана по ассортименту могут быть
как внешние, так и внутренние.
К внешним относятся
Увеличение объема
производства (реализации) по одним
видам и сокращение по другим видам
продукции приводит к изменению
ее структуры, т.е. соотношения отдельных
изделий, в общем, их выпуске. Выполнить
план по структуре -- значит сохранить
в фактическом выпуске
Изменение структуры
производства оказывает большое
влияние на все экономические
показатели: объем выпуска в стоимостной
оценке, материалоемкость, себестоимость
товарной продукции, прибыль, рентабельность.
Если увеличивается удельный вес
более дорогой продукции, то объем
ее выпуска в стоимостном
Расчет влияния
структуры производства на уровень
перечисленных показателей
= 24000 млн. руб.
= 24536 млн. руб.
= 24000 - 24536 = -536 т. руб.
Таблица 2.7. Анализ структуры готовой продукции в ООО «Сатурн»
Изделие |
Оптовая цена за ед. изд., тыс. руб. |
Объем производства продукции, шт. |
Товарная продукция в ценах плана, млн. руб. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб. |
||||
план |
факт |
план |
Фактически при плановой структуре |
факт |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Фланец Вал Барабан Колодка |
100 200 250 300 |
40000 30000 24000 26300 |
45000 27500 26000 25000 |
4000 6000 6000 7900 |
4106 6160 6160 8110 |
4500 5500 6500 7500 |
+394 -660 +340 -610 |
|
Итого |
120300 |
123500 |
23900 |
24536 |
24000 |
-536 |
||
Данные графы 6
получены умножением показателя графы
5 по каждому виду продукции на коэффициент
выполнения плана по товарной продукции
в целом по предприятию в условно-
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,66 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 24536 млн. руб. При фактической структуре он ниже на 536 т. руб., это объясняется нарушением запланированной структуры на изделия «Вал» и «Колодка», т.е. доля изделий «Фланец» и «Барабан» возросла.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных () и условно-натуральных показателей (можно в норма - часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:
(1,004 - 1,0266) * 23900 млн. руб. = -536 т. руб.
Таблица 2.8. Расчет изменения средней цены единицы изделия за счет структурного фактора в ООО «Сатурн»
Изделие |
Оптовая цена ед.изд., руб. |
Структура продукции, % |
Изменение средней цены за счет структуры, руб. |
|||
план |
факт |
+,- |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Фланец Вал Барабан Колодка |
100 200 250 300 |
50 30 13 8 |
52 27 14 7 |
+2 -3 +1 -1 |
2 -6 2,5 -3 |
|
Итого |
- |
100 |
100 |
0 |
-4,5 |
|
Для расчета влияния
структурного фактора на объем производства
продукции в стоимостном
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
-4,5 руб. * 123500 шт. = -536 т. руб.
Расчет влияния
структурного фактора на изменение
выпуска продукции в
16200 руб.
-4,5 руб. * 123500 = -536 т. руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 2.9).
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 207 т.руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорого изделия «Колодка в общем объеме продаж.
Таблица 2.9. Расчет
влияния структуры
Изделие |
Оптовая цена ед.изд. руб. |
Объем реализации продукции, шт. |
Выручка по плановым ценам, млн. руб. |
Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс.руб. |
||||
план |
факт |
план |
Факт при план. структуре |
факт |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Фланец Вал Барабан Колодка |
100 200 250 300 |
43000 26000 25600 24000 |
42500 25500 25200 25830 |
4300 5200 6400 7200 |
4317 5221 6426 7229 |
4250 5100 6300 7750 |
-67 -121 -126 +521 |
|
Итого |
- |
118600 |
119030 |
23100 |
23193 |
23400 |
+207 |
|
Используя описанные
выше приемы, можно определить влияние
структуры продукции и на другие
показатели деятельности предприятия:
трудоемкость, материалоемкость, на общую
сумму затрат, прибыль, рентабельность
и другие экономические показатели,
что позволит комплексно, всесторонне
оценить эффективность
2.3 Предложение по увеличению продажи готовой продукции
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Приложение 1). Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
Отсюда
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
Отсюда
где ,- соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетный период;
, - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.