Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа
Изучение явлений природы невозможно без анализа.Сам термин“анализ” происходит от греческого слова “analizis”,что в переводе означает “разделяю”,“расчленяю”.Следовательно,анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы)для изучения их как частей целого.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………..………………….…….3
1. Роль анализа хозяйственной деятельности
в управлении производств и повышении его эффективности…………………………………………………………………….6
1.1.Анализ хозяйственной деятельности как функция
управления,связь анализа хозяйственной деятельности с другими функциями управления…………………………………………………..……………………………..6
1.2.Функции анализа хозяйственной деятельности……………………………………8
2.Эффективность общественного питания………………………....9
2.1..Показатели,характеризующие эффективность общественного питания………...9
2.2.Основные задачи комплексного анализа…………………………………………….9
2.3 Анализ выполнения плана и динамики товарооборота…………………………...11
3.Анализ прибыли и издержек обращения
общественного питания…………………………………………...……….16
3.1.Факторный анализ прибыли от реализации товаров продукции собственного производства………………………………………………………………….………….18
3.2.Анализ обобщающих показателей эффективности……………………………..…24
3.3.Анализ эффективности использования оборотных средств………….…….……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………………….36
Список используемой литературы………………...…………………..37
ВВЕДЕНИЕ
2.2.Основные задачи комплексного анализа
Комплексный анализ эффективности в общественном питании предполагает:
1.полноту его проведения как первый этап к достижению
комплексности;
2.взаимную связь и
анализа,показателей и факторов общественного питания,
3.комплексное выявление резервов по отдельным аналитическим
показателям эффективности общественного питания;
4.определение средств и путей реализации выявленных резервов.
Основные задачи анализа
социально-экономической
общей оценке эффективности,закономерностей и тенденций её
развития( анализ обобщающих показателей);
выявление пропорций интенсивного развития организации и их
влияния на общую социально-экономическую эффективность;
исследование частных показателей эффективности и
определяющих их динамику факторов;
определение резервов роста и потенциально возможных уровней
показателей эффективности;
выборе путей реализации выявленных резервов, выработке
рекомендаций по выявленных резервах, уровню эффективности(
снижения уровня текущих расходов и повышения эффективности
использования применённых ресурсов).
Виды и формы отчётов |
Наименование отчётов |
Бухгалтерская отчётность | |
Форма №1 Форма№2бухгалтерского баланса Форма№3 бухгалтерского баланса |
Бухгалтерский баланс Отчёт о прибылях и убытках Отчёт о расходах на реализацию товаров |
Статистическая отчётность | |
Форма№4-торг Форма№1-торг Форма№1-т(торг) Форма№11 |
Отчёт по общественному питанию Отчёт о товарообороте и запасах товаров Отчёт по труду Отчёт о наличии и движении основных средств |
Основными материалами для
анализа эффективности
2.3 Анализ выполнения
плана и динамики
Проведём анализ хозяйственной деятельностиВитебского областного объединения потребительской кооперации.
Общая схема проведения анализа
товарооборота и выпуска
общая оценка выполнения плана и динамики товарооборота,изучение его состава
анализ степени выполнения производственной программы;
анализ влияния на товарооборот внешних и внутренних факторов;
анализ влияния изменения состава, объёма товарооборота на финансовые результаты организации.
Для анализа товарооборота за отчётный2004 год используем таблицу 1.
Таблица1. Товарооборот организации общественногопитания за отчётный год
Показатели |
Предшест-вующий год |
Отчётный год |
Отчёт. год в % к предшест. | ||
план |
Факти-чески |
% вып. плана |
|||
1.Оборот по продукции собственного производства, всего, млн.р. |
1437,6 |
1708,9 |
1861,0 |
108,9 |
129,4 |
1а. в том числе обеденная продукция, млн. р. |
679,8 |
815,0 |
891,4 |
109,4 |
131,1 |
2. Удельный вес обеденной
продукции в обороте по (стр.1а:стр.1*100) |
47,3 |
47,7 |
47,9 |
+0,2 |
+0,6 |
3.Оборот по покупным товаром, млн.р. |
663,8 |
764,6 |
812,8 |
106,3 |
122,4 |
4.Товарооборот общественного питания, всего (стр.1+стр.2), млн. р. |
2101,4 |
2473,5 |
2673,8 |
108,1 |
127,2 |
4а. в том числе розничный товарооборот, млн.р. |
1884,4 |
2258,3 |
2514,0 |
111,3 |
133,4 |
5.Удельный вес продукции
собственного производства в
товарообороте общественного |
68,4 |
69,1 |
69,6 |
+0,5 |
+1,2 |
6.Удельный вес розничного товарооборота в товарообороте общественного питания, %(стр.4а:стр.4*100) |
89,7 |
91,3 |
94,0 |
+2,7 |
+4,3 |
7. Весь розничный товарооборот райпо(торговая сеть и общест. питание),млн.р. |
22433,3 |
26568,2 |
28896,6 |
108,8 |
128,8 |
7а.В том числе розничный товарооборот райпо по продовольственным товарам,млн.р. |
17498 |
20457,5 |
22134,7 |
108,2 |
126,5 |
8.Удельный вес розничного
товарооборота общественного |
8,4 |
8,5 |
8,7 |
+0,2 |
+0,3 |
8а. Удельный вес розничного
товарооборота общественного товарам,% (стр.4а:стр.7а*100) |
10,8 |
11,0 |
11,4 |
+0,4 |
+0,6 |
Предприятие за отчётный год
обеспечило выполнение плана, как всего
товарооборота, так и по продукции
собственного производства. По сравнению
с предыдущим годом товарооборот
общественного питания прирост за счёт повышения цен на товары и сырья 2673,8-2113,7=560,1 млн. рублей или 97,9 % общего прироста (560,1/572,4∙100) прирост за счёт увеличения физического объёма товарооборота 2113,7-2101,4=12,3 млн. рублей или 2,1 % общего прироста (12,3/572,43∙100) |
Определим изменение удельного веса оборота по продукции собственного производства в товарообороте общественного питания. Опережающими темпами развивался оборот по продукции собственного производства,в результате чего удельный вес его в товарообороте общественного питания возрос с 68,4 % до 69,6 %. Удельный вес обеденной продукции собственной продукции увеличился с 47,3 % до 47,9 % или на0,6 %, хотя уровень данного показателя пока оставался невысоким.
Проведём анализ выполнения
плана товарооборота
(Таблица2)
Кварталы |
Предшествующий год |
Отчётный год |
Отчётный год в % к предшест. | |||||
Сумма, млн. руб. |
% к итогу |
план |
фактически |
% вып. плана |
||||
Сумма, млн. руб. |
% к итогу |
Сумма млн. руб. |
% к итогу |
|||||
1 |
472,8 |
22,5 |
566,4 |
22,9 |
578,9 |
21,6 |
102,2 |
122,4 |
2 |
556,9 |
26,5 |
643,1 |
26,0 |
700,5 |
26,2 |
108,9 |
125,8 |
3 |
577,9 |
27,5 |
682,7 |
27,6 |
675,2 |
25,2 |
98,9 |
116,8 |
4 |
493,8 |
23,5 |
581,3 |
23,5 |
719,2 |
27,0 |
123,7 |
145,6 |
Итого |
2101,4 |
100,0 |
2473,5 |
100,0 |
2673,8 |
100,0 |
108,1 |
127,2 |
Таблица2. Товарооборот общественного питания по кварталам анализируемого периода
Кварталы |
Предшествующий год |
Отчётный год |
Отчётный год в % к предшест. | |||||
Сумма, млн. руб. |
% к итогу |
план |
фактически |
% вып. плана |
||||
Сумма, млн. руб. |
% к итогу |
Сумма млн. руб. |
% к итогу |
|||||
1 |
472,8 |
22,5 |
566,4 |
22,9 |
578,9 |
21,6 |
102,2 |
122,4 |
2 |
556,9 |
26,5 |
643,1 |
26,0 |
700,5 |
26,2 |
108,9 |
125,8 |
3 |
577,9 |
27,5 |
682,7 |
27,6 |
675,2 |
25,2 |
98,9 |
116,8 |
4 |
493,8 |
23,5 |
581,3 |
23,5 |
719,2 |
27,0 |
123,7 |
145,6 |
Итого |
2101,4 |
100,0 |
2473,5 |
100,0 |
2673,8 |
100,0 |
108,1 |
127,2 |
За отчётный2004 год по сравнению с 2003 годом во всех кварталах обеспечен рост объёма товарооборота.Резких изменений в соотношении удельных весов кварталов в годовом товарообороте не наблюдается.Однако, план товарооборота по кварталам отчётного года выполняется неравномерно.Так в 4 квартале план товарооборота перевыполнен на 23,7 %, а в 3 квартале недовыполнен на 1,1 %.
Рассмотрим влияние выпуска блюд ( Б ) и средней продажной цены одного блюда( Ц ) на изменение оборота по обеденной продукции ( О). Взаимосвязь факторов представляется формулой:
О=Б∙Ц
Общий прирост оборота по обеденной продукции по сравнению с предшествующим годом составил211,6 млн. руб. (891,4-679,8)
Прирост оборота за счёт увеличения блюд (∆Об ) оценивается по формуле: ∆Об = Б1∙Ц0-Б0Ц0
Где Б1Б0- выпуск блюд за отчётный и базисный период
Ц0- средняя продажная цена одного блюда за базисный период
∆Об=1061,2∙0,76-679,8=806,5-
общего прироста оборота по обеденной продукции.
Увеличение оборота за
счёт роста средней продажной
цены одного блюда отчётного периода: ∆Оц= 891,4-1061,2∙0,76=891,4-806,5=
(40,1 % общего прироста оборота).
3.Анализ прибыли
и издержек обращения
Прибыль-это конечный финансовый
результат. Она обеспечивает экономическую
самостоятельность и
Прибыль отчётного периода определяется на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций и представляет сумму прибыли от реализации.
Абсолютная сумма прибыли
не в полной мере отражает степень
эффективности деятельности организации
общественного питания, поэтому
в анализе используется система
показателей рентабельности,
Таблица3. Показатели рентабельности
Показатели |
Алгоритм расчёта |
1. Рентабельность товарооборота, % |
П/Т ∙100 |
2. Рентабельность основных средств, % |
П/Ф ∙100 |
3. Рентабельность оборотных средств, % |
П/Ос ∙100 |
4. Рентабельность |
П/(Ф+Ос) ∙100 |
5. Рентабельность трудовых ресурсов ( расх. на оплату труда) |
П/ФЗП ∙100 |
6.Рентабельность |
П/(Ф+Ос+ФЗП) ∙100 |
7.Рентабельность расходов общественного питания, % |
П/Р ∙100 |
8. Удельный вес прибыли в доходах от реализации, % |
П/Д ∙100 |
9. Удельный вес прибыли в чистой продукции, % |
П/ЧП ∙100 |
Основной целью анализа прибыли и рентабельности в общественном питании является выявление,изучение и мобилизация резервов роста прибыли и рентабельности,повышения эффективности и конкурентоспособности объектов общественного питания при одновременном улучшении качества продукции собственного производства и обслуживания потребителей.
Информационной базой проведения анализа прибыли и рентабельности в общественном питании являются: бухгалтерская отчётность« Баланс организации»с приложениями( форма № 1 « Движение основных средств»;форма №2 « Отчёт о прибылях и убытках »; форма№3 « Отчёт о расходах на реализацию товаров»);статистическая( форма № 4 – торг« Отчёт по общественному питанию»).
Для анализа прибыли за отчётный год используем Таблицу 4.
Таблица4.Прибыль и рентабельность организации общественного питания
Показатели |
Предшествующий год |
Отчётный год |
Отчёт. год в % к предш. году |
Откло-нение (+,-) в % к Оборо-ту | ||
Сумма, млн.руб. |
В % к обороту |
Сумма, ∆млн.руб. |
В % к обороту |
|||
Товарооборот общественного питания |
2101,4 |
__ |
2673,8 |
127,2 |
__ | |
Доходы от реализации |
691,9 |
32,93 |
867,9 |
32,46 |
125,4 |
-0,47 |
Расходы общественного питания |
610,0 |
29,03 |
762,3 |
28,51 |
125,0 |
-0,52 |
Прибыль от реализации |
81,9 |
3,90 |
105,6 |
3,95 |
128,9 |
+0,05 |
Операционные доходы |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Операционные расходы |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Внереализа- ционные доходы |
6,9 |
0,33 |
5,4 |
0,2 |
78,3 |
-0,13 |
Внереализа-ционные расходы |
3,5 |
0,17 |
2,7 |
0,10 |
77,1 |
-0,07 |
Прибыль отчётного периода |
85,3 |
4,06 |
108,3 |
4,05 |
127,0 |
-0,01 |
Организация как в предшествующем так и в отчётном году имела прибыль от реализации и прибыль отчётного периода За отчётный год возросла прибыль отчётного периода на 27 %, или на 23 млн.руб. Более быстрыми темпами развивался товарооборот общественного питания по сравнению с прибылью отчётного периода. Это привело к снижению рентабельности товарооборота с 4,06 % до 4,05 %. Положительным моментом является снижение уровня расходов общественного питания с 29,0,3 % до28,51 % к обороту.
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия питания