Анализ хозяйственной деятельности предприятия питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание

Изучение явлений природы невозможно без анализа.Сам термин“анализ” происходит от греческого слова “analizis”,что в переводе означает “разделяю”,“расчленяю”.Следовательно,анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы)для изучения их как частей целого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………..………………….…….3
1. Роль анализа хозяйственной деятельности
в управлении производств и повышении его эффективности…………………………………………………………………….6
1.1.Анализ хозяйственной деятельности как функция
управления,связь анализа хозяйственной деятельности с другими функциями управления…………………………………………………..……………………………..6
1.2.Функции анализа хозяйственной деятельности……………………………………8
2.Эффективность общественного питания………………………....9
2.1..Показатели,характеризующие эффективность общественного питания………...9
2.2.Основные задачи комплексного анализа…………………………………………….9
2.3 Анализ выполнения плана и динамики товарооборота…………………………...11
3.Анализ прибыли и издержек обращения
общественного питания…………………………………………...……….16
3.1.Факторный анализ прибыли от реализации товаров продукции собственного производства………………………………………………………………….………….18
3.2.Анализ обобщающих показателей эффективности……………………………..…24
3.3.Анализ эффективности использования оборотных средств………….…….……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………………….36
Список используемой литературы………………...…………………..37
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

анализ.docx

— 57.94 Кб (Скачать документ)

 

2.2.Основные задачи  комплексного анализа

 

Комплексный анализ эффективности  в общественном питании предполагает:

1.полноту его проведения  как первый этап к достижению 

комплексности;

2.взаимную связь и обусловленность  отдельных направлений

анализа,показателей и факторов общественного питания,

3.комплексное выявление  резервов по отдельным аналитическим

показателям эффективности  общественного питания;

4.определение средств  и путей реализации выявленных  резервов.

Основные задачи анализа  социально-экономической эффективности  общественного питания состоят  в:

общей оценке эффективности,закономерностей и тенденций её

развития( анализ обобщающих показателей);

выявление пропорций интенсивного развития организации и их

влияния на общую социально-экономическую  эффективность;

исследование частных  показателей эффективности и 

определяющих их динамику факторов;

определение резервов роста  и потенциально возможных уровней

показателей эффективности;

выборе путей реализации выявленных резервов, выработке

рекомендаций по выявленных резервах, уровню эффективности(

снижения уровня текущих  расходов и повышения эффективности

использования применённых  ресурсов).

Виды и формы отчётов

Наименование отчётов

Бухгалтерская отчётность

Форма №1

Форма№2бухгалтерского баланса

Форма№3 бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс

Отчёт о прибылях и убытках

Отчёт о расходах на реализацию товаров 




 

Статистическая  отчётность

Форма№4-торг

Форма№1-торг

Форма№1-т(торг)

Форма№11

Отчёт по общественному питанию

Отчёт о товарообороте  и запасах товаров

Отчёт по труду

Отчёт о наличии и движении основных средств 





Основными материалами для  анализа эффективности общественного  питания служат показатели плана  хозяйственно-финансовой деятельности и следующие данные годовой бухгалтерской  и статистической отчётности:

 

2.3 Анализ выполнения  плана и динамики товарооборота.

 

Проведём анализ хозяйственной  деятельностиВитебского областного объединения потребительской кооперации.

Общая схема проведения анализа  товарооборота и выпуска собственной  продукции имеет следующий вид:

общая оценка выполнения плана  и динамики товарооборота,изучение его состава

анализ степени выполнения производственной программы;

анализ влияния на товарооборот внешних и внутренних факторов;

анализ влияния изменения  состава, объёма товарооборота на финансовые результаты организации.

 

Для анализа товарооборота  за отчётный2004 год используем таблицу 1.

 

Таблица1. Товарооборот организации общественногопитания за отчётный год

 

Показатели

Предшест-вующий

год

Отчётный год

Отчёт.

год в % к предшест.

   

план

Факти-чески

% вып.

плана

 

1.Оборот по продукции  собственного производства, всего,  млн.р.

1437,6

1708,9

1861,0

108,9

129,4

1а. в том числе обеденная  продукция, млн. р.

679,8

815,0

891,4

109,4

131,1

2. Удельный вес обеденной  продукции в обороте по продукции  собственного производства, %

(стр.1а:стр.1*100)

47,3

47,7

47,9

+0,2

+0,6

3.Оборот по покупным товаром, млн.р.

663,8

764,6

812,8

106,3

122,4

4.Товарооборот общественного  питания, всего (стр.1+стр.2), млн.  р.

2101,4

2473,5

2673,8

108,1

127,2

4а. в том числе розничный  товарооборот, млн.р.

1884,4

2258,3

2514,0

111,3

133,4

5.Удельный вес продукции  собственного производства в  товарообороте общественного питания, %(стр.1:стр.4*100)

68,4

69,1

69,6

+0,5

+1,2

6.Удельный вес розничного  товарооборота в товарообороте  общественного питания, %(стр.4а:стр.4*100)

89,7

91,3

94,0

+2,7

+4,3

7. Весь розничный товарооборот  райпо(торговая сеть и общест. питание),млн.р.

22433,3

26568,2

28896,6

108,8

128,8

7а.В том числе розничный товарооборот райпо по продовольственным товарам,млн.р.

17498

20457,5

22134,7

108,2

126,5

8.Удельный вес розничного  товарооборота общественного питания  по всем розничном товарообороте райпо,%(стр.4а:стр.7а*100)

8,4

8,5

8,7

+0,2

+0,3

8а. Удельный вес розничного  товарооборота общественного питания  в розничном товарообороте райпо по продав.

товарам,% (стр.4а:стр.7а*100)

10,8

11,0

11,4

+0,4

+0,6

 

Предприятие за отчётный год  обеспечило выполнение плана, как всего  товарооборота, так и по продукции  собственного производства. По сравнению  с предыдущим годом товарооборот общественного питания увеличился на 27,2 %. Общий прирост товарооборота  в действующих ценах составил 2673,8-2101,4=572,4 млн. рублей в том числе:

прирост за счёт повышения  цен на товары и сырья 2673,8-2113,7=560,1 млн. рублей или 97,9 % общего прироста (560,1/572,4∙100)

прирост за счёт увеличения физического объёма товарооборота

2113,7-2101,4=12,3 млн. рублей  или 2,1 % общего прироста (12,3/572,43∙100)


Определим изменение удельного  веса оборота по продукции собственного производства в товарообороте общественного  питания. Опережающими темпами развивался оборот по продукции собственного производства,в результате чего удельный вес его в товарообороте общественного питания возрос с 68,4 % до 69,6 %. Удельный вес обеденной продукции собственной продукции увеличился с 47,3 % до 47,9 % или на0,6 %, хотя уровень данного показателя пока оставался невысоким.

Проведём анализ выполнения плана товарооборота общественного  питания по кварталам, а также  установим,как развивался товарооборот каждого квартала в отчётном году по сравнению с предшествующим.

(Таблица2)

 

Кварталы

Предшествующий год

Отчётный год

Отчётный год в % к предшест.

 

Сумма, млн. руб.

% к итогу

план

фактически

% вып. плана

 
     

Сумма, млн. руб.

% к итогу

Сумма

млн. руб.

% к итогу

   

1

472,8

22,5

566,4

22,9

578,9

21,6

102,2

122,4

2

556,9

26,5

643,1

26,0

700,5

26,2

108,9

125,8

3

577,9

27,5

682,7

27,6

675,2

25,2

98,9

116,8

4

493,8

23,5

581,3

23,5

719,2

27,0

123,7

145,6

Итого

2101,4

100,0

2473,5

100,0

2673,8

100,0

108,1

127,2





Таблица2. Товарооборот общественного питания по кварталам анализируемого периода

Кварталы

Предшествующий год

Отчётный год

Отчётный год в % к предшест.

 

Сумма, млн. руб.

% к итогу

план

фактически

% вып. плана

 
     

Сумма, млн. руб.

% к итогу

Сумма

млн. руб.

% к итогу

   

1

472,8

22,5

566,4

22,9

578,9

21,6

102,2

122,4

2

556,9

26,5

643,1

26,0

700,5

26,2

108,9

125,8

3

577,9

27,5

682,7

27,6

675,2

25,2

98,9

116,8

4

493,8

23,5

581,3

23,5

719,2

27,0

123,7

145,6

Итого

2101,4

100,0

2473,5

100,0

2673,8

100,0

108,1

127,2




 

 

За отчётный2004 год по сравнению  с 2003 годом во всех кварталах обеспечен  рост объёма товарооборота.Резких изменений в соотношении удельных весов кварталов в годовом товарообороте не наблюдается.Однако, план товарооборота по кварталам отчётного года выполняется неравномерно.Так в 4 квартале план товарооборота перевыполнен на 23,7 %, а в 3 квартале недовыполнен на 1,1 %.

Рассмотрим влияние выпуска  блюд ( Б ) и средней продажной  цены одного блюда( Ц ) на изменение оборота по обеденной продукции ( О). Взаимосвязь факторов представляется формулой:

О=Б∙Ц

Общий прирост оборота  по обеденной продукции по сравнению  с предшествующим годом составил211,6 млн. руб. (891,4-679,8)

Прирост оборота за счёт увеличения блюд (∆Об ) оценивается по формуле: ∆Об = Б1∙Ц0-Б0Ц0

Где Б1Б0- выпуск блюд за отчётный и базисный период

Ц0- средняя продажная цена одного блюда за базисный период

∆Об=1061,2∙0,76-679,8=806,5-679,8=126,7млн. руб. или59,9 %

общего прироста оборота  по обеденной продукции.

Увеличение оборота за счёт роста средней продажной  цены одного блюда отчётного периода: ∆Оц= 891,4-1061,2∙0,76=891,4-806,5=84,9 млн.руб.

(40,1 % общего прироста оборота).

 

3.Анализ прибыли  и издержек обращения общественного  питания.

 

Прибыль-это конечный финансовый результат. Она обеспечивает экономическую  самостоятельность и самофинансирование организацией общественного питания. Её роль обусловлена тем, что она  выступает как источник пополнения собственных оборотных средств, развития материально-технической  базы, социального развития трудового  коллектива,погашения долгосрочных кредитов, увеличения стимулирующих выплат в структуре затраты каждого работника. Как экономический показатель прибыль представляет собой разность между доходами и расходами от хозяйственной деятельности.

Прибыль отчётного периода  определяется на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций и представляет сумму прибыли  от реализации.

Абсолютная сумма прибыли  не в полной мере отражает степень  эффективности деятельности организации  общественного питания, поэтому  в анализе используется система  показателей рентабельности,позволяющая оценить эффективность применённых ресурсов и потреблённых затрат Таблица3.

Таблица3. Показатели рентабельности

Показатели

Алгоритм расчёта

1. Рентабельность товарооборота, %

П/Т ∙100

2. Рентабельность основных  средств, %

П/Ф ∙100

3. Рентабельность оборотных  средств, %

П/Ос ∙100

4. Рентабельность функционирование. капитала, %

П/(Ф+Ос) ∙100

5. Рентабельность трудовых  ресурсов ( расх. на

оплату труда)

П/ФЗП ∙100

6.Рентабельность экономического  потенциала, %

П/(Ф+Ос+ФЗП) ∙100

7.Рентабельность расходов  общественного питания, %

П/Р ∙100

8. Удельный вес прибыли  в доходах от реализации, %

П/Д ∙100

9. Удельный вес прибыли  в чистой продукции, %

П/ЧП ∙100


 

Основной целью анализа  прибыли и рентабельности в общественном питании является выявление,изучение и мобилизация резервов роста прибыли и рентабельности,повышения эффективности и конкурентоспособности объектов общественного питания при одновременном улучшении качества продукции собственного производства и обслуживания потребителей.

Информационной базой  проведения анализа прибыли и  рентабельности в общественном питании  являются: бухгалтерская отчётность«  Баланс организации»с приложениями( форма № 1 « Движение основных средств»;форма №2 « Отчёт о прибылях и убытках »; форма№3 « Отчёт о расходах на реализацию товаров»);статистическая( форма № 4 – торг« Отчёт по общественному питанию»).

Для анализа прибыли за отчётный год используем Таблицу 4.

Таблица4.Прибыль и рентабельность организации общественного питания

 

Показатели

 

Предшествующий

год

 

Отчётный год

Отчёт. год в % к предш. году

Откло-нение

(+,-) в % к

Оборо-ту

 

Сумма, млн.руб.

В % к обороту

Сумма,

∆млн.руб.

В % к обороту

   

Товарооборот общественного  питания

2101,4

__

2673,8

 

127,2

__

Доходы от реализации

691,9

32,93

867,9

32,46

125,4

-0,47

Расходы общественного питания

610,0

29,03

762,3

28,51

125,0

-0,52

Прибыль от реализации

81,9

3,90

105,6

3,95

128,9

+0,05

Операционные доходы

__

__

__

__

__

__

Операционные расходы

__

__

__

__

__

__

Внереализа-

ционные

доходы

6,9

0,33

5,4

0,2

78,3

-0,13

Внереализа-ционные расходы

3,5

0,17

2,7

0,10

77,1

-0,07

Прибыль отчётного периода

85,3

4,06

108,3

4,05

127,0

-0,01


 

Организация как в предшествующем так и в отчётном году имела  прибыль от реализации и прибыль  отчётного периода За отчётный год  возросла прибыль отчётного периода  на 27 %, или на 23 млн.руб. Более быстрыми темпами развивался товарооборот общественного питания по сравнению с прибылью отчётного периода. Это привело к снижению рентабельности товарооборота с 4,06 % до 4,05 %. Положительным моментом является снижение уровня расходов общественного питания с 29,0,3 % до28,51 % к обороту.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия питания