Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:02, курсовая работа

Описание

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.
В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...4
1.1 Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности…………………….4
2. Расчетная часть……………………………………………………………..….6
2.1 Анализ производства и реализации продукции…………………………….6
2.2 Анализ использования основных производственных фондов…………....12
2.3 Анализ использования трудовых ресурсов……………………………...…16
2.4 Анализ себестоимости продукции……………………………………….....23
2.5 Анализ финансовых результатов…………………………………………...26
2.6 Анализ финансового состояния предприятия……………………………..30
2.7 Заключение по результатам анализа……………………………………….34
3. Список использованной литературы………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 465.00 Кб (Скачать документ)

    Немаловажное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

    Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста. При этом объемы производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода.

    Таблица 1. «Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции» 

Показатели За предыдущий

год 

За отчетный год Отклонение  от плана Отклонения от

предыдущего

года

 
 
 
 
план факт. Абс ∑ Отк % Абс ∑ Отк %
Товарная

Продукция в сопоставимых ценах, т.р.

83750 90800 97097 6297 6,93 13347 15,9
Объем реализации продукции в оптовых  ценах п/п принятых в плане, т.р. 91684 95000 96187 1187 1,25 4503 4,91
Объем реализации продукции в оптовых ценах п/п, принятых в плане с учетом выполнения по плану в отчетном году, т.р. - 95000 - - - - -

    Вывод: В отчётном году объём производимой продукции перевыполнен на 6297 тыс. руб. по сравнению с планом, что составляет 6,93 %. А по сравнению с предыдущим годом объём увеличился на 13347 тыс. руб., или на 15,9%. В отчётном году объём реализованной продукции перевыполнен на 1187 тыс. руб., что составляет 1,25 % по сравнению с планом, а по сравнению с предыдущим годом объём увеличился на 4503 тыс. руб., или на 4,91 %.

    Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывает ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

    При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

    Система формирования ассортимента включает в себя:

    • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
    • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
    • изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
    • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
 

    Таблица 2. «Анализ выполнения плана по ассортименту продукции»

Изделия 
Выпуск  продукции, т.р.  
 
% выполнения плана 
 
Продукция, засчитанная в выполнении плана  по ассортименту 
план фактически
А 28800 25200 87,5 25200
В 28400 29561 104,1 28400
С 19200 22176 115,5 19200
Д 14400 20160 140,0 14400
Итого 90800 97097 106,9 87200
 

    Способ  наименьшего %

    Процент выполнения плана = 87,5 % 

    Средний % = = = 0,96035 или 96,03 % 

    Удельный  вес выполнения плана = = 0,75 или 75 % 

    Вывод:  Выполнение плана по ассортименту составляет

    - по способу наименьшего % = 87,5%

    - по удельному весу = 75%

    - по среднему % = 96,03%

    Ритмичность — это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

    Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и как следствие — замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

    Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные показатели.

    Прямые  показатели — это коэффициент ритмичности, удельный вес производства продукции за 1-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.

    Косвенные показатели — это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др. 

    Таблица 3. «Анализ ритмичности выпуска продукции (по декадам)»

Декады Выпуск  продукции, т.р. Удельный  вес % Коэф. вып.      пл. Засчитано в выполнении плана по ритмичности Числа аритмичности
 
 
план факт план факт  
 
∑ т.р. Уд.вес%  
 
I 30266 29900 33,3 30 0,988 29900 30 -0,012
II 30266 32747 33,3 34 1,082 30266 33,3 +0,082
III 30267 34450 33,4 36 1,138 30267 33,4 +0,138
Итого 90800 97097 100 100 1,069 90433 97,5 +0,069
 

    Коэф-т  ритмичности = = = 0,996 или 99,6 %

    В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности (УВ) предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. 

                 УВ = ∑Пф - (mах g*3)= 97097 – (32747 * 3) = -1144

    Вывод: Ритмичность выпуска продукции составляет по коэффициенту ритмичности 99,6 %, упущенные возможности составляют -1144, таким образом, производство является неритмичным

    В результате неритмичной работы предприятия  были понесены значительные убытки и  упущены финансовые возможности.

    Анализ  реализации проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. При анализе выполнения плана по объему реализации дается общая оценка выполнения плана и динамики реализации продукции, определяют абсолютное и относительное отклонение, рассчитывают влияние факторов на изменение объема реализации. Для анализа может использоваться аналитическая таблица. 

    Таблица 4. «Факторный анализ реализации продукции»

Показатели Обозначения План Фактически Отклонения
1.Товарная  продукция, т.р. ТП 90800 97097 +7097
2.Готовые  изделия на НГ ГИнг 4410 208 -4202
3.Готовые изделия на КГ ГИкг 2000 1658 -342
4.Товары  отгруженные на НГ ТОнг 1790 1190 -600
5. Товары  отгруженные на КГ ТОкг 
- 650 -650
    Реализованная продукция РП 95000 96187 +1187
 

    РП = ГИнг +ТП - ГИкг + ТОнг – Токг

    РПпл = п + п – п + п – п = 4410 + 90800 – 2000 + 1790 = 95000

    РПТП = ф + п – п + п – п = 208 + 90800 – 2000 + 1790 = 90798

    РПГИнг = ф + ф – п + п – п = 208 + 97097 – 2000 + 1790 = 97095

    РПГИкг = ф + ф – ф + п – п = 208 + 97097 – 1658 + 1790 = 97437

    РПТОнг = ф + ф – ф + ф – п = 208 + 97097 – 1658 + 1190 = 96837

    РП1 = ф + ф – ф + ф – ф = 208 + 97097 – 1658 + 1190 – 650 = 96187

    РП1 – РПпл = (РПТП – РПпл) + (РПГИнг – РПТП) + (РПГИкг – РПГИнг) + (РПТОнг – РПГИкг) + (РП1 – РПТОнг)

    1187 = (90798 – 95000) + (97095 – 90798) + (97437 –  97095) + (96837 – 97437) + (96187 – 96837)

    1187 = -4202 + 6297 + 342 + (-600) + (-650)

    1187 = 1187

    Вывод: Из расчетов видно, что реализованная продукция увеличилась на 1187 тыс. руб. Увеличение было обеспечено увеличением выпуска товарной продукции на 7097 тыс. руб.

 

2.2 Анализ  использования основных производственных  фондов. 

    Важнейшим фактором увеличения объема производства продукции на предприятии является обеспеченность предприятия основными  фондами в необходимом количестве и более полное и эффективное  их использование.

    Задачи  анализа:

    - определить обеспеченность предприятия  основными фондами,

    - уровень их использования,

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия