Анализ и управление объемом продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение анализа и управления объемом производства и продаж.
Задачами анализа продаж продукции является:
- оценка выполнения заданий по продаж по объему ассортименту, срокам, качеству продукции;
- установление динамики объема продаж продукции
- определение влияния факторов на отклонение по объему продаж.

Содержание

Введение 3
I. Анализ и управление объемом продаж 5
1.1.Цели и задачи анализа производства и продаж товаров 5
1.2. Порядок анализа объемов продаж 9
II.Применение статистических методов при изучении динамики показателей производства и реализации продукции 15
2.1.Краткая характеристика объекта исследования 15
2.2. Статистический учет продукции, виды, основные показатели и их взаимосвязь 17
2.3. Уровень специализации продукции и выполнение производственной программы 25
2.4. Количественная оценка влияния факторов на динамику объема показателей производства 34
Заключение 42
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА 20121.doc

— 391.00 Кб (Скачать документ)

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость  всей произведенной, продукции и  выполненных работ, включая незавершенное  производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

 Важное значение для оценки  выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как  и стоимостные, применяются для  обобщенной характеристики объемов  производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов  выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

    Анализ начинается с  изучения динамики выпуска и  реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста  и прироста (табл. 5).

Таблица 5

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

 

Год

Объем производства продукции, млн руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, млн. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2001

90000

100

100

89500

100

100

2008

92400

102,7

102,7

92600

103,4

103,4

   

2011

94 100

104,5

98,2

93500

104,4

99,2

2012

100800

112

107,1

96600

107,9

103,0


 

Из таблицы видно, что за четыре года объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его  по среднегеометрической:

 

 В приведенном примере среднегодовой  темп прироста выпуска продукции  составляет 2,87 %, а реализации продукции  - 1,92 %.

    Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 6. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица  6

Анализ выполнения плана по выпуску  и реализации продукции предприятием  за 2012 год

Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

Реализация продукции, млн. руб.

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

%

к плану

А

28800

25200

-3600

-12,5

28500

24250

-4250

-14,9

B

33600

33264

-336

-1,0

33600

31800

-1800

-5,35

C

19200

22176

+2976

+15,5

18900

21350

+2450

+13,0

D

14400

20160

+5760

+40,0

14250

19200

+4950

+34,7

И т.д.

               

Итого

96000

100800

+4800

+5,0

952500

96600

+1350

+1,42


 

Оперативный анализ производства и  отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 7).

Таблица 7

Оперативный анализ выполнения плана  по выпуску и отгрузке продукции, млн. руб.

 

 

Вид

продукции

План

02.01.2012

на сутки

на месяц

План с начала месяца

Фактический

Объем

Отклонение от плана

за сутки

с начала

месяца

Изделие А:

выпуск

отгрузка

Изделие В:

выпуск

отгрузка

 

80

82

 

125

126

 

1600

1640

 

2500

2520

 

80

82

 

125

126

 

82

78

 

124

128

 

82

78

 

124

128

 

+2

-4

 

-1

+2

Итого:

выпуск

отгрузка

 

330

333

 

6600

6660

 

330

333

 

329

330

 

329

330

 

-1

-3


 

Анализ реализации продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 8).

Таблица 8

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, млн. руб.

 

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в  пределах плана

А

 

 

 

В

 

И т.д.

1

2

3

 

1

2

800

800

600

 

500

1200

850

750

700

 

500

1050

 

-50

 

 

 

-150

800

750

600

 

500

1050

Итого

 

8000

8500

-800

7200


 

 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):

 

     или  90%

 

Из табл. 4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции  по договорам на сумму 800 млн. руб., или  на 10 %, а в целом за год -на 5 % (табл. 9).

 

Таблица 9

Анализ выполнения договорных обязательств за год. млн. руб.

 

Мецяц

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Январь

Февраль

Март

……

Декабрь

7500

7800

8000

 

9500

7500

15300

23300

 

95850

-300

-100

-800

 

-

-300

-400

-1200

 

-4800

96,0

98,7

90,0

 

100,0

96,0

97,4

94,8

 

95,0


 

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Уровень специализации продукции  и выполнение производственной программы

 

Таблица 10

Состав и структура товарной продукции

Виды продукции

2009год

2010 год

2011 год

В среднем за три года

% к итогу

А

1356

2698

5262

3105,33

34,3

Б

24

118

19

53,67

0,6

В

-

467

329

265,33

2,9

Г

38

74

130

80,67

0,9

Д

466

418

1310

731,33

8,1

Итого продукция 1

1884

3775

7050

4236,33

46,8

А

1260

1984

3069

2104,33

23,3

Б

620

832

1548

1000,00

11,1

В

195

278

837

436,67

4,8

Г

4

-

6

3

0,04

Д

90

15

129

78,00

0,9

Е

69

250

209

176,00

1,9

Итого продукция 2

2238

3359

5798

3798,33

42,0

Работы и услуги

965

787

1273

1008,33

11,2

Всего по предприятию

5087

7921

14121

9043,00

100,0

Информация о работе Анализ и управление объемом продаж