Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение анализа и управления объемом производства и продаж.
Задачами анализа продаж продукции является:
- оценка выполнения заданий по продаж по объему ассортименту, срокам, качеству продукции;
- установление динамики объема продаж продукции
- определение влияния факторов на отклонение по объему продаж.
Введение 3
I. Анализ и управление объемом продаж 5
1.1.Цели и задачи анализа производства и продаж товаров 5
1.2. Порядок анализа объемов продаж 9
II.Применение статистических методов при изучении динамики показателей производства и реализации продукции 15
2.1.Краткая характеристика объекта исследования 15
2.2. Статистический учет продукции, виды, основные показатели и их взаимосвязь 17
2.3. Уровень специализации продукции и выполнение производственной программы 25
2.4. Количественная оценка влияния факторов на динамику объема показателей производства 34
Заключение 42
Список литературы 43
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные
Нормативные трудозатраты используются
также для обобщенной оценки объемов
выпуска продукции в тех
Анализ начинается с
изучения динамики выпуска и
реализации продукции, расчета
базисных и цепных темпов
Год |
Объем производства продукции, млн руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, млн. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2001 |
90000 |
100 |
100 |
89500 |
100 |
100 |
92400 |
102,7 |
102,7 |
92600 |
103,4 |
103,4 | |
2011 |
94 100 |
104,5 |
98,2 |
93500 |
104,4 |
99,2 |
2012 |
100800 |
112 |
107,1 |
96600 |
107,9 |
103,0 |
Из таблицы видно, что за четыре года объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
В приведенном примере
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 6. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2012 год
Изделие |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Реализация продукции, млн. руб. | ||||||
план |
факт |
+,- |
% к плану |
план |
факт |
+,- |
% к плану | |
А |
28800 |
25200 |
-3600 |
-12,5 |
28500 |
24250 |
-4250 |
-14,9 |
B |
33600 |
33264 |
-336 |
-1,0 |
33600 |
31800 |
-1800 |
-5,35 |
C |
19200 |
22176 |
+2976 |
+15,5 |
18900 |
21350 |
+2450 |
+13,0 |
D |
14400 |
20160 |
+5760 |
+40,0 |
14250 |
19200 |
+4950 |
+34,7 |
И т.д. |
||||||||
Итого |
96000 |
100800 |
+4800 |
+5,0 |
952500 |
96600 |
+1350 |
+1,42 |
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 7).
Вид продукции |
План |
02.01.2012 | ||||
на сутки |
на месяц |
План с начала месяца |
Фактический Объем |
Отклонение от плана | ||
за сутки |
с начала месяца | |||||
Изделие А: выпуск отгрузка Изделие В: выпуск отгрузка |
80 82
125 126 |
1600 1640
2500 2520 |
80 82
125 126 |
82 78
124 128 |
82 78
124 128 |
+2 -4
-1 +2 |
Итого: выпуск отгрузка |
330 333 |
6600 6660 |
330 333 |
329 330 |
329 330 |
-1 -3 |
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 8).
Таблица 8
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, млн. руб.
Изделие |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
А
В
И т.д. |
1 2 3
1 2 |
800 800 600
500 1200 |
850 750 700
500 1050 |
-50
-150 |
800 750 600
500 1050 |
Итого |
8000 |
8500 |
-800 |
7200 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):
или 90%
Из табл. 4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год -на 5 % (табл. 9).
Таблица 9
Анализ выполнения договорных обязательств за год. млн. руб.
Мецяц |
План поставки продукции |
Недопоставка продукции |
Выполнение, % | |||
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года | |
ЯнварьФевраль Март …… Декабрь |
7500 7800 8000
9500 |
7500 15300 23300
95850 |
-300 -100 -800
- |
-300 -400 -1200
-4800 |
96,0 98,7 90,0
100,0 |
96,0 97,4 94,8
95,0 |
Недопоставка продукции
2.3. Уровень специализации продукции и выполнение производственной программы
Таблица 10
Состав и структура товарной продукции
Виды продукции |
2009год |
2010 год |
2011 год |
В среднем за три года |
% к итогу |
А |
1356 |
2698 |
5262 |
3105,33 |
34,3 |
Б |
24 |
118 |
19 |
53,67 |
0,6 |
В |
- |
467 |
329 |
265,33 |
2,9 |
Г |
38 |
74 |
130 |
80,67 |
0,9 |
Д |
466 |
418 |
1310 |
731,33 |
8,1 |
Итого продукция 1 |
1884 |
3775 |
7050 |
4236,33 |
46,8 |
А |
1260 |
1984 |
3069 |
2104,33 |
23,3 |
Б |
620 |
832 |
1548 |
1000,00 |
11,1 |
В |
195 |
278 |
837 |
436,67 |
4,8 |
Г |
4 |
- |
6 |
3 |
0,04 |
Д |
90 |
15 |
129 |
78,00 |
0,9 |
Е |
69 |
250 |
209 |
176,00 |
1,9 |
Итого продукция 2 |
2238 |
3359 |
5798 |
3798,33 |
42,0 |
Работы и услуги |
965 |
787 |
1273 |
1008,33 |
11,2 |
Всего по предприятию |
5087 |
7921 |
14121 |
9043,00 |
100,0 |