Анализ и управление объемом продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение анализа и управления объемом производства и продаж.
Задачами анализа продаж продукции является:
- оценка выполнения заданий по продаж по объему ассортименту, срокам, качеству продукции;
- установление динамики объема продаж продукции
- определение влияния факторов на отклонение по объему продаж.

Содержание

Введение 3
I. Анализ и управление объемом продаж 5
1.1.Цели и задачи анализа производства и продаж товаров 5
1.2. Порядок анализа объемов продаж 9
II.Применение статистических методов при изучении динамики показателей производства и реализации продукции 15
2.1.Краткая характеристика объекта исследования 15
2.2. Статистический учет продукции, виды, основные показатели и их взаимосвязь 17
2.3. Уровень специализации продукции и выполнение производственной программы 25
2.4. Количественная оценка влияния факторов на динамику объема показателей производства 34
Заключение 42
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА 20121.doc

— 391.00 Кб (Скачать документ)

 

Основным показателем, характеризующим  специализацию хозяйства, является коэффициент специализации. Он рассчитывается по следующие формуле:

 

Уi – доля товарной продукции отдельных отраслей;

 i  - порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду по доле в сумме выручки от реализации, начиная с наивысшего.

 

 

Коэффициент специализации, равный 0,21 означает низкий уровень.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

-определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

-оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

-изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

-оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

    Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 %  (92 064 / 96 000 х 100) .

Таблица 11

Выполнение  плана по ассортименту продукции

 

 

Изделие

 

Объем производства

продукции в плановых ценах,

млн. руб.

Процент

выполнения

плана

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту

А

В

С

D

28800

33600

19200

14400

25200

33264

22176

20160

87,5

99,0

115,5

140,0

25200

33 264

19200

14400

Итого

9600

100800

105,0

92064


 

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и  внутренние. К внешним относятся  конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

=100800 млн. руб.

=98500 млн. руб.

=100 800-98 500 = +2300 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 12

Анализ структуры товарной продукции

Изделие

Оптовая

цена

за 1 туб, тыс. руб.

Объем

производства продукции,

туб*

Товарная продукция  в ценах плана, млн. руб.

Изменение товарной продукции  за счет структуры, млн. руб.

план

факт

план

Фактически

при плановой

структуре

факт

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

5760

5600

2743

1920

5040

5544

3168

2688

28800

33600

19200

14400

29550

34 475

19 700

14755

25200

33264

22 176

20 160

-4350

-1211

+2476

+5385

Итого

-

16023

16440

96000

98500

100800

+2300


 

* туб - тысяч условных банок.

Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в  целом по предприятию в условно-натуральных единицах ( ):

= 16 440 / 16 023 = 1,026025.

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам  продукции и не нарушилась запланированная  структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных ( ) и условно-натуральных показателей (можно в нормо - часах) ( ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

(1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300 млн. руб.

 

 

Таблица 13

Расчет изменения средней  цены 1туб за счет структурного фактора

 

Изделие

 

Оптовая цена

1 туб, тыс. руб.

 

Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

+,-

тыс. руб.

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

35,95

34,95

17,12

11,98

30,66

33,72

19,27

16,35

-5,28

-1,23

+2,15

+4,36

-264,0

-73,8

+150,5

+327,3

Итого

-

100

100

-.

+140,0


 

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб ( ) за счет структуры :

Затем, умножая полученный результат  на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

 

140 тыс. руб. х 16 440 туб  = +2300 млн. руб.

 

Расчет влияния структурного фактора  на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

 

 

6131 тыс. руб.

 

5991 тыс. руб.

 

+140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн.  руб.

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки .

Приведенные данные показывают, что  за счет изменения структуры продукции  выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

 

Таблица 14

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

 

Изделие

Оптовая цена 1 туб, млн. руб.

Объем реализации продукции, туб

Выручка по плановым ценам, млн. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб.

план

факт

план

Факт при план структуре

факт

A

B

C

D

5,0

6,0

7,0

7,5

5700

5600

2700

1900

4850

5300

3050

2560

28500

33600

18900

14250

28250

33305

18735

14125

24250

31800

21350

19200

-4000

-1505

+2615

+5075

Итого

-

15900

15760

95250

94415

96600

+2185


 

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

 

2.4. Количественная оценка влияния факторов на динамику объема показателей производства

Изучив динамику и выполнение плана  по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Рис. 6.1)







 

 


 

 

 


 

 


 



 

 

Рис. 3. Схема факторной системы объема реализации продукции

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.                                

Если выручка на предприятии  определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

 

Отсюда

Если выручка определяется после  оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

 

Отсюда                       

где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

       ТП - стоимость  выпуска товарной продукции; 

      РП - объем реализации  продукции за отчетный период;

     , - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней  факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 15).

 

Таблица 15

Анализ факторов изменения  объема реализации продукции

Показатель

Сумма в плановых ценах, млн. руб.

план

факт

+, -

1. Остаток готовой  продукции на начало года

2000

2000

2. Выпуск товарной  продукции

96000

100800

+4800

3. Остаток готовой  продукции на конец года

2200

3545

+1345

4. Отгрузка продукции  за год (п.1+п.2-п.З)

95800

99255

+3455

5. Остаток товаров,  отгруженных покупателям: 

5.1. на начало года 

5.2. на конец года

 

4450

5000

 

4500 7155

 

+50 +2155

6. Реализация продукции  (п.4+п.5.1-п.5.2)

95250

96600

+1350

Информация о работе Анализ и управление объемом продаж