Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:53, дипломная работа
На современном этапе наиболее развитой формой международных отношений является внешняя торговля, необходимость которой обусловлена интенсивным ростом мирового рынка, неравномерностью развития различных отраслей в разных странах и невозможностью реализовать избыток продукции на внутреннем рынке. Эволюция внешнеторговых отношений нуждается в четком регулировании данной деятельности и составляющих ее операций.
Многообразие видов внешнеторговых сделок в мировой торговле находится в тесной взаимосвязи с предметом сделки (товар, его особенностями) и организационными формами торговли мирового рынка. В качестве субъектов международного обмена во многих случаях выступают государственные структуры: они представлены правительственными и другими органами различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственными предприятиями и организациями.
Вывоз товаров в соответствии с режимом экспорта регулируется различными средствами и мерами, входящими в общую систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; к ним относятся тарифное и налоговое регулирование, нетарифные средства и валютный контроль.
Рынок решает вопросы экономического характера, но не может решать многих социально-экономических, оборонных, демографических, экологических и других проблем. Поэтому он должен развиваться на основе государственного управления, регулирования и поддержки.
Мировым сообществом наработана практика государственного содействия экспорту в виде прямого и косвенного финансирования, улучшения условий государственного и частного кредитования экспорта, включая государственное страхование частных кредитов, экономическое стимулирование экспорта путем кредитования экспортированных предприятий с участием государственных финансовых учреждений.
В условиях свободных рыночных отношений и либерализации цен, роль экономической эффективности усиливается и становится определяющим фактором при реализации коммерческих сделок. Усилению значимости экономической эффективности способствует то, что валютные поступления обладают способностью перетекать из страны в страну, из отрасли в отрасль в поисках наиболее результативного бизнеса.
Открытое акционерное общество «Белгородский цемент» является крупнейшим производителем высокомарочных цементов в России, мощность которого 2 млн. 400 тыс. тонн цемента в год, предприятие входит в число крупнейших производителей цемента в Российской Федерации.
По ассортименту выпускаемой продукции и технологическим особенностям предприятие относится к массовым типом производства.
ОАО «Белгородский цемент» производит и отгружает строителям высококачественную продукцию.
Низкое содержание кремния обеспечивает высокие пределы прочности при изгибе во все сроки твердения, выпускаемые марки цемента соответствуют первой группе эффективности по пропариванию. За счет стабильности прочных показателей расход цемента ОАО «Белгородский цемент» в бетонах по отношению к аналогичным цементам других показателей снижается на 8-13%.
Продукция ОАО «Белгородский цемент» известна строительным компаниям Европы, Азии, Африки, она завоевала заслуженную репутацию у потребителей и на внутреннем рынке. Белгородский цемент использовался при строительстве Асуанской плотины в Египте, мостов в Венгрии, Польше и Испании, Московского метрополитена, аэродромов и жилых домов в странах дальнего и ближнего зарубежья.
За исследуемый период выручка ОАО «Белгородский цемент» от продажи продукции увеличилась более чем в 2 раза и составила 2300,5 млн. руб. Такой скачек поступления денежных средств за реализованную продукцию объясняется ростом объемов производства, который значительно возрос после проведенной реконструкции в 2004 году помольного цеха и шламовых бассейнов, что позволило увеличить объемы производства и обновить номенклатуру выпускаемой продукции – портландцемент (ГОСТ 10178-85): ПЦ 600-ДО, ПЦ 500-ДО, ПЦ 400-ДО20, которая пользуется повышенным спросом на рынке сбыта.
Себестоимость реализованной
продукции за этот же период
возросла, но она не превышает
допустимого значения затрат
на один рубль реализованной
продукции в целом по ОАО.
Нормативные затраты на
Оценку эффективности управления ОАО «Белгородский цемент» дает показатель «рентабельность продаж», который за исследуемый период увеличился на 20 % и составил 10,2 %, что говорит о грамотной коммерческой политике.
Коэффициент текущей ликвидности за исследуемый период равен 1,05, что соответствует нормативному значению, и обеспеченности ОАО «Белгородский цемент» оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, своевременного погашения срочных обязательств и персоналу по выплате заработной платы.
ОАО «Белгородский цемент» с 1994г принимает участие в международной торговле и реализует на экспорт цемент различных марок. В 2006г. на экспорт было продано 0,38 % от мирового оборота. Из них 68% отгружается на внешний рынок и 32% потребителям на внутренний рынок. ОАО «Белгородский цемент» входит в состав крупнейшего цементного холдинга «Новый Русский цемент», который располагает морским цементным терминалом и имеет возможность отгружать цемент морским транспортом в любую точку мира.
Выгодное географическое
Реализация продукции ОАО «Белгородский цемент» на экспорт преследует следующие цели:
- получение валютной выручки;
- проведение расчетов по имеющимся долгам;
- закупка оборудования и комплектующих для технического перевооружения и наращивания производства цемента.
Цемент используется во всех странах мира и почти всеми отраслями хозяйств, но основным его потребителем, выступает строительный комплекс производственных сооружений, комплекс жилья, дорог, аэропортов, мостов, а также отрасли строительных материалов. Строительство относится к наиболее чутким показателям экономической конъектуры, более сильно чувствует цикличность развития экономики промышленное строительство, так как оно прямо связано с вложениями в основной капитал.
В соответствии с заключенными договорами на поставку продукции ОАО «Белгородский цемент» поставляет цемент различных марок в страны Европейского Союза, Юго-Восточной Азии, дальнего и ближнего зарубежья.
Как показывают статистические данные, доля регионов дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте ОАО «Белгородский цемент» колеблется, составляя примерно одну четвертую часть. Доля государств ближнего зарубежья в закупках цемента за рубежом за 2004-2006 гг. в стоимостном выражении увеличилась более чем в 2 раза, составив в 2006г 1294,3 млн. руб. по сравнению с 586,5 млн. руб. в 2004г.
Крупнейшие внешнеторговые партнеры России среди стран дальнего зарубежья - Венгрия, Словения, Чехия, Польша, Италия Финляндия, Португалия, Германия, Кипр, Гонконг, Корея; из числа государств ближнего зарубежья - Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдова, Киргизия, Эстония.
В географии экспорта продукции ОАО «Белгородский цемент» превалируют именно страны ближнего зарубежья, их удельный вес в экспорте составляет до 70%.
Подъем экономики и активная
инвестиционная политика стран
СНГ позволила увеличить за
период с 2004-2006гг. внешнеторговый
оборот цемента на 707,8 млн.
руб., в том числе: приграничная
Украина увеличила закупки
Со странами дальнего зарубежья, внешнеторговый оборот повысился более чем в два раза и составил в 2006 году 457,8 млн. руб. тогда как в 2004 году размер поставок цемента составлял лишь 284,6 млн.руб. В два раза увеличила закупки цемента Венгрия, ее объемы в 2006 году составили 173,3 млн. руб., Словения увеличила закупки на 38,8 млн. руб., Чехия на 38,6 млн. руб., Кипр на 22,1 млн. руб., незначительно возросли объемы закупок цемента Португалией.
Поставки Белгородского цемента в страны Юго-Восточной Азии и страны ЕС незначительны, в общем объеме внешнеторгового оборота их доля соответственно 1,6% и 5,4%., но это перспективный рынок по поставкам цементов, так за исследуемый период в Италию поставки увеличились в 3,2 раза, Германию 2,6 раза, Финляндию в 2,5 раза.
Исследования данных по
Пониженным спросом на внешнем рынке пользуется цемент марки сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками ПЦ 500 ДО-Н, на долю которого приходится 7% объема отгрузки.
Эффективность экспортных операций определяется путем сопоставления результатов с затратами, произведенными для их достижения. Итог соизмерения показывает степень компенсации произведенных затрат полученным эффектом. Критерий экономической эффективности не остается одинаковым для различных уровней оценки эффективности хозяйственной, в том числе и внешнеторговой деятельности.
Проведенное исследование позволяет выделить основные направления совершенствования работы экспортного подразделения ОАО «Белгородский цемент»: логистика, международный маркетинг, персонал по продажам и организационная структура экспортного направления ОАО «Белгородский цемент».
Основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты отдела продаж и контрагенты – это:
Для изменения текущей ситуации необходимо следующее: разделить таможенное оформление на две части - экспортное и импортное, а также выделить экспортное декларирование в отдельное направление.
В транспортной логистике возникают проблемы в сроках отгрузки и доставки грузов, которые происходят по причине различия в организации международных перевозок и внутренних перевозок. Существующий отдел логистики не имеет специалистов, имеющих опыт в организации международных перевозок.
По любой внешнеторговой
Показатели контракта № 217СП/С от 15.03.2006г на поставку цемента марки портландцемент, Европейского стандарта ГОСТ 10178 -85 следующие: ПЦ 500-ДО-Н при согласованных условиях поставки и цены 159 долл., выявлено, что предельно допустимая экспортная цена на день подписания договора составляла 156,6 долл. США.
Исследования поставок цемента марки сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками ПЦ 500 ДО-Н показали, что при согласованной экспортной цене 154,0 долл. США за тонну цемента, экспорт данной партии отгрузки убыточен, так как предельная минимально допустимая цена на момент подписания договора составляла 156,5 долл. США.
Расчеты экономической эффективности коммерческой сделки в разрезе номенклатуры поставляемой продукции, позволили выявить, что в целом контракт на поставку продукции безубыточный, однако цена марки цемента пользующегося повышенным спросом у покупателей, перекрыла согласованную цену на цемент марки сульфатостойкого портландцемента с минеральными добавками ПЦ500 ДО-Н.