Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ эффективности производства и реализации продукции зерна на примере СХПК колхоза «Гигант» Ташлинского района.
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:
1. Дана экономическая и организационная характеристики СХПК колхоз «Гигант»
2. Проведен анализ хозяйственной деятельности хозяйства в рассматриваемой отрасли.
3. Сделаны соответствующие выводы по изменении некоторых факторов производства.
4. Дан план увеличения производства и изысканы резервы роста зерновой отрасли хозяйства.
5. Сделаны обобщающие выводы по изучаемой отрасли и даны предложения по ряду изученных вопросов темы
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа производства и реализации продукции зерна в условиях рыночной экономики……………..………………………………...4
2. Организационно-экономическая характеристика СХПК колхоз «Гигант»
3. Анализ производства и реализации продукции зерновой отрасли
3.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции зерновой отрасли
3.2. Анализ ритмичности работы СХПК колхоз «Гигант»
3.3. Анализ товарности и каналов реализации продукции зерна
3.4. Анализ эффективности производства продукции
Выводы и предложения……………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..44
Источник: данные годового отчета СХПК колхоз «Гигант»
Из приведенной выше таблицы видно, что зерновые культуры по производству имеют колебимость по годам, это связано прежде всего с природно-климатическими условиями, а также с уровнем цен на ГСМ, на семенной материал и др. факторов. Уровень товарности продукции выглядит так: по яровой пшенице он колеблется от 14,45% до 37,17%, по яровому ячменю – 8,03% до 18,16%; по озимой ржи – 17,3% до 64,88%соответственно; что показывает уровень ниже среднего товарности продукции по хозяйству. Это обусловлено тем, что хозяйство оставляет много продукции на семенной материал, и на корм животноводческой отрасли хозяйства
Таблица 4 - Зависимость объема реализации продукции от объема производства и уровня товарности
Виды продукции | Объем производ-ства, ц | Уровень товарности, % | Объем реализации, тыс. ц | Изменение объема реализации | ||||||
2004 | 2006 | 2004 | 2006 | 2004 | 2006 | условный | всего | в том числе за счет | ||
объема производства
| уровня товар-ности | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Зерно из них: Яровая пшеница Яровой ячмень Озимая пшеница Озимая рожь
|
42000
25400
8550
7050
|
40300
34530 -
12500
|
37,17
8,03
-
59,27 |
31,8
18,16 -
17,3 |
15611,4
2039,62 -
4173,6
|
12815,4
6270,64 -
2162,5 |
14979,5
2770 -
7409 |
-2796
4231 -
-2011,1 |
6319
730,38
-
3235,4 |
-2164,1
3500,64
-
-5246,5 |
Источник: данные годового отчета СХПК колхоз «Гигант»
Вывод: За исследуемый период объем реализации продукции изменился от объема производства в 2004 году он уменьшился на 26388,6 ц. по яровой пшенице, в 2006 году он уменьшился на 27485 ц. по яровому ячменю в 2004г. - уменьшился на 23361 ц. в 2006г. - уменьшился на 19130ц. и по озимой ржи в 2004г. - он уменьшился на 2912,4ц. в 2006г. – он уменьшился на 10337,5ц. Таблица показывает, что изменение объема реализации в большей степени зависит от объема производства, чем от уровня товарности.
Таблица 7 – Структура реализации зерна по различным каналам
Каналы реализации | 2004___г. | 2005___г. | 2006___г. | Изменения в структуре 2006г. к2004г. (+,-) | |||
кол-во, ц | струк-тура, % | кол-во, ц | струк-тура, % | кол-во, ц | струк-тура, % | ||
Другим потребителям перерабатывающим оптовой торговли Населению через систему общепита и выдачу в счет оплаты труда Реализовано по бартерным сделкам Всего реализовано | 16824
7161
2773
26758 | 62,8
26,7
10,3
100,0 | 11183
8947
173
20303 | 55,08
44,06
0,85
100,0 | 18332
3634
539
22505 | 81,45
16,14
2,4
100,0 | 1508
-3527
-2234
Х |
Источник: данные годового отчета СХПК колхоз «Гигант»
Рисунок 2 – Структура реализации зерна по различным каналам, %
Вывод: Из приведенной выше таблице видно, что за анализируемый период с 2004г. по 2006г. структура реализации зерна выглядит так: наибольшей удельный вес занимает реализация другим потребителям перерабатывающей оптовой торговли от55,08% в 2005г. до 81,54% в 2006г. Далее следует реализация населению от 16,4% в 2006 до 44% в 2005г. И наименьший удельный вес занимает реализация по бартерным сделкам от 0,85% в 2005 до 10,3% в 2004г.
Таблица 11 – Экономическая эффективность реализации продукции (зерно)
Цена реализации 1ц, руб. | 250 | 225 | 401 |
Коммерческая себестоимость 1ц, руб | 191,53 | 233,96 | 414,89 |
Прибыль (+), убыток (-) от реализации всего, тыс.руб. в том числе: | 1559 | -178 | -319 |
Уровень рентабельности (+),убыточности (-), % | 30,5 | -3,8 | -3,3 |
Источник: данные годового отчета СХПК колхоз «Гигант»
Вывод: Экономическая эффективность реализации продукции зерна за анализируемый период изменялась сначала в сторону уменьшения, а затем повышается, что связано прежде всего с повышением закупочных цен на с/х товары. Себестоимость проданных ТРУ изменяясь в сторону повышения, что связано прежде всего с повышением цен на средства производства. Прибыль(убыток) от продаж показывает динамику увеличения долгов хозяйства, и рентабельность продаж продукции изменяется с 30,5% в 2004г. до -3,3% в 2006г..
3.4. Анализ эффективности производства продукции зерновой отрасли в СХПК колхоз «Гигант».
Зерновое производство – одна из главных отраслей сельского хозяйства, которая включает в себя возделывание разнообразных культур. В нем сосредоточено производство основных видов продукции: яровой пшеницы, ржи, ячменя и других культур.
Наращивание производства зерна является ключевой проблемой дальнейшего развития сельского хозяйства, поэтому в целях оценки развития отрасли необходим анализ экономической эффективности его производства.
В хозяйстве производство зерна является ведущей отраслью и имеет довольно большое значение для его экономики: удельный вес зерновых в общей площади посевов составляет почти 55,7%. (Таблица 2.3.1.)
Таблица 2.3.1. – Значение зернового производства в экономике хозяйства
Показатели | 2004г. | 2005г. | 2006г. |
Удельный вес зерновых в общей площади посевов, % | 35,3 | 44,2 | 55,7 |
Удельный вес денежной выручки от реализации зерна в выручке (%): по хозяйству по растениеводству |
30,9 91,5 |
18,7 56,6 |
26,1 87,3 |
Удельный вес зерна на корм скоту и птице в валовом сборе, % | 21,1 | 38,1 | 42,2 |
Удельный вес прибыли(+) (убытка(-)) от зерновых в прибыли(+) (убытке(-)) растениеводства, % | 93 | +32,3 | +76,1 |
Источник: данные годового отчета СХПК колхоз «Гигант»
Этот показатель на протяжении последних трёх лет увеличился на 20,4%.Удельный вес денежной выручки от реализации зерна по хозяйству: уменьшился с 30,9% в 2004 году до 26,1% – в 2006 году. Удельный вес денежной выручки от реализации зерна по хозяйству: увеличился с 21,2% в 2004 году до 42,2% в 2006 году.
Для СХПК колхоз «Гигант» произведённое зерно также является источником корма для скота и птицы. На эти цели в 2004 году было затрачено 21,1%, в последующие 2 года этот показатель увеличился на 21,1%.
Удельный вес прибыли от зерновых культур в прибыли от растениеводства в 2004 году составил 93%. В последующие два года ситуация ухудшилась в связи с засухой и низкой урожайностью зерновых культур.
Одним из натуральных показателей, характеризующих эффективность производства зерна, является производительность труда (Таблица 2.3.2). Уровень производительности труда характеризуется выходом продукции на одного работника или на единицу затраченного труда. Тем самым производительность труда отражает эффективность использования трудовых ресурсов.
Таблица 2.3.2. – Производительность труда на производстве зерна
Показатели | 2004г. | 2005г. | 2006г. |
Получено зерна на ед. рабочего времени, ц/чел.ч. | 0,61 | 0,48 | 0,48 |
Трудоёмкость продукции, чел.ч/ц | 1,6 | 2,1 | 2,1 |
Трудоемкость культуры, чел.ч/га | 19,8 | 17,8 | 14,5 |
Урожайность, ц/га | 11,6 | 8,2 | 6,7 |
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции зерна в СХПК колхоз «Гигант»