Автор работы: Иван Кондратович, 22 Июля 2010 в 20:31, дипломная работа
Пригородные перевозки имеют большое социально-экономическое значение в жизни общества и выполняют одну из важнейших гарантий государства - конституционное право на свободу передвижения и обеспечивая тем самым подвижность населения. Пригородные перевозки представлены железнодорожным, автомобильным, а также личным автотранспортом.
В настоящее время железнодорожный транспорт находится в активной фазе структурного реформирования, тем самым решается вопрос совершенствования структуры управления, путем выведения пригородных перевозок в самостоятельный бизнес. Этот вариант позволяет решить проблему убыточности пригородных перевозок путем создания пригородных пассажирских компаний (ППК) в форме акционерных обществ с участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, юридических и физических лиц, т.е. с долевым участием железных дорог и администрации области. Ее создание позволит решить проблему убыточности пригородных перевозок и уменьшить другие производственные издержки. Главная цель - минимизация издержек по перевозкам, и соответственно, сохранение максимально низких тарифов. При организации пригородных пассажирских компаний на железной дороге возникает проблема формирования финансовых потоков, поскольку пригородные перевозки, в силу их социальной значимости, определенным образом и уровнем жизни населения, характером регионального размещения и организации производительных сил, имеют значительное превышение расходов над доходами.
Введение…………………………………………………………………………
1.Технико-экономическая характеристика пригородного участка
1.1Значение пригородных перевозок в экономике региона……………….
1.2Техническая характеристика пригородного участка…………………...
1.3Характеристика пригородного подвижного состава
1.2.1 Обследование пассажиропотока……………………………………….
1.2.2 Оценка пригородных пассажиропотока……………………………….
1.3 Анализ производственно хозяйственной деятельности дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении…….
1.4 Маркетинговый подход в организации пригородных перевозок………
1.5 Пути повышения доходности от пригородных пассажирских…………
2. Построение графиков движения пригородных поездов………………..
3. Технико-экономическая оценка и выбора оптимального варианта движения пригородных поездов……………………………………………..
Необходимо решение вопроса реализации длительного характера на предоставление льгот в будущем. Каждый порядок использования документов, подтверждающих выплаты льгот гражданину, а также документальное подтверждение факта оказания этих услуг и их стоимости. В 2006 году таким документом, как вы знаете, являлась карточка транспортного обслуживания, однако практика ее применения показала все недостатки бумажных технологий, начиная с изготовления и заканчивая доставкой до пользователя. Наиболее приемлемым документом, подтверждающим право граждан на бесплатный проезд железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения в соответствующем периоде, является электронный носитель, изготовленный на основе электронных бесконтактных пластиковых карт. Опыт использования таких карт имеется, в частности, в Москве и Московской области. Применение данной технологии позволит формировать доказательную базу для взаиморасчетов между компанией и федеральным бюджетом на основе идентификации данных. Это позволит обеспечить полный достоверный учет по льготным перевозкам, а также адресное предоставление льгот. В будущем вполне возможно повсеместное появление единого электронного билета, который позволит усилить систему контроля над проездом.
Необходим реальный механизм организации сбора платы за пригородные перевозки и разумное сокращение расходов в этом комплексе. Коснемся конкретной системы сбора выручки (дохода) от пригородных сообщений. Прежде всего, это кассы дирекции пригородных перевозок, которыми теоретически должны пользоваться все пассажиры. Борьба с возможным безбилетным проездом в последнее время стала вестись силами ревизорского аппарата и с помощью турникетного оборудования АСОКУПЭ (автоматизированная система оплаты, контроля и учета проезда). Эта система создана для повышения уровня доходности пригородных перевозок, учета и полной ликвидации безбилетного проезда пассажиров и максимального сокращения трудовых затрат.
Вместе с тем турникеты отнюдь не являются стопроцентной защитой от безбилетников. Например, односторонний турникет, установленный на станции, не обеспечивает эффективных результатов, поскольку на этой станции имеется свободный доступ на платформы с другой стороны. Кроме того, системой предусмотрена подача электропоездов только на первую платформу, что зачастую не обеспечивается. Здесь уместно вспомнить компанию «Заслон» для предотвращения безбилетного проезда. К ней привлекались тысячи работников всех служб дороги. Людей отрывали от прямых обязанностей, не выполнялись плановые эксплуатационные и ремонтные работы, крупных размеров достигли потери фонда оплаты труда. Никто, естественно, этих денег не считал. А результат практически нулевой. «Зайцы» находят в прямом и переносном смысле «дыру» в ограждениях или «прогрызают» их.
Что касается ревизоров, то в сегодняшней системе их работы имеется масса недочетов. Практически они представляют собой самостоятельных сборщиков денег с безбилетников, зачастую существенно нарушая финансовую дисциплину. Результаты внезапных проверок показали, что нередко допускаются неполный сбор оплаты, отсутствие строгой системы взимания штрафов с оформлением соответствующих документов. Имеются случаи недобросовестной работы ревизоров, когда оплата проезда проводится неполно, тарифу, безбилетный проезд не штрафуется, а полученные от безбилетников «компенсации» не поступают в доход отделения железной дороги. Существуют серьезные объективные причины неполного взимания штрафов. Эта жесткая мера практически не реализуется из-за низкой платежеспособности населения в обследованном регионе. Поэтому реального повышения доходов - полное своевременное «обилечивание» пассажиров в поездах, а штраф следует рассматривать как чрезвычайную меру, применяемую к злостным неплательщикам. В связи с этим предлагаем заменить штат контролеров-ревизоров пригородных пассажирских поездов на кассиров-контролеров с правом ревизоров. Это обеспечит упорядочение контрольной работы, повысит доходность и снизит малоэффективные расходы на содержание ревизорского персонала.
Введение системы постоянного присутствия в пригородных поездах кассиров-контролеров должно обеспечить полноту оплаты. Одновременно кассир-контролер, имея право ревизора, может штрафовать при повторной проверки недобросовестных пассажиров, неверно оплативших зонный проезд. Другими словами, не выборочная проверка с размером штрафа «на усмотрение ревизора», который покидает поезд, проехав 1-2 перегона, а постоянно находящаяся в поезде группа, состоящая из кассира-контролера и сотрудника управления внутренних дел на транспорте (УВДТ) - один из реальных вариантов правильного, своевременного и полного обеспечения сборов проездной платы. Контрольные функции могут быть сохранены за 2-3 ревизорами в штате дирекции и аппаратом пригородной дирекции, которые на первом этапе помогут организовать работу кассиров-контролеров, а в дальнейшем обеспечат только контроль эффективности и добросовестности выполнения разъездными бригадами своих функций.
Предварительно проводить помесячные обследования экспертным методом для установления фактического суточного почасового числа пассажиров в поездах. Соответствующая статистика на начальном этапе формируется специально созданными группами независимых экспертов с привлечением квалифицированных специалистов пригородной службы, дирекции пригородных перевозок, ревизоров пассажирской службы. Предлагается разработать методики расчета прогнозов перевозок, учета и отчетности по доходам и расходам от пригородных перевозок и оценки эффективности предлагаемого реформирования. Полученные результаты позволят выбрать наиболее целесообразную схему обеспечении оптимальной доходности пригородных перевозок. Предложенные методы сбора выручки за пригородные перевозки и схему оптимального формирования составов пригородных поездов целесообразно апробировать прежде всего на участках со значительным пассажирооборотом.
Необходимо организовать работу касс пригородного движения в одну смену с дифференцированной продолжительностью работы в соответствии с фактически установленной загрузкой. Это позволит уменьшить число кассиров и ревизоров, а, следовательно, и фонд оплаты труда.
Кроме того, целесообразно предложить локомотивной службе и пригородной компании отделения дороги решить технический вопрос оперативного изменения схемы составности электропоездов с трех секций в периоды суточных «пиков» до двух в период снижения потока пассажиров. Согласно расчетам, это обеспечит сокращение расхода электроэнергии, эксплуатационные расходы, связанные с ремонтом и содержанием подвижного состава. Уменьшится также износ верхнего строения пути и контактной подвески. При этом упростится сбор оплаты за проезд для кассиров-контролеров.
В рамках РЖД было принято потери от пассажирских перевозок покрывать за счет грузовых, хотя покрытие убытков от перевозок должно производиться за счет государственного датирования. Поэтому необходимо скорейшее разрешение проблемы перекрестного субсидирования, с четким определением источников финансирования убытков от пригородных перевозок.
В области пригородных тарифов необходимо освободить железнодорожную дорогу от несвойственной ей функции оплаты социальных льгот населения. Оплата таких льгот - это функция государства и местных органов власти. ОАО "РЖД" - организация коммерческая, а пригородные перевозки - задача больше социальная. Надо исходить из того, что власти и железная дорога - это партнеры, которые вместе решают одну общую, важную задачу". Одним из вариантов решения проблемы мог бы стать перевод организации пригородных перевозок на договорную основу в качестве государственного заказа субъекта РФ с полной оплатой заказанных и выполненных перевозок.
Первым реальным шагом к началу реформ пассажирских перевозок является замена льгот денежными компенсациями - монетизацией льгот. Организация пригородного движения на основе государственного заказа для бюджетов большинства регионов является непосильной задачей, в целях повышения эффективности таких перевозок в этих регионах необходимо создавать пригородные компании при самом активном участии администрации региона. Они должны осуществлять перевозки не только на прибыльных участках, но и на убыточных – социально значимых направлениях. Пригородные перевозки имеют большое социально-экономическое значение в жизни общества с выполнением одной из важнейших гарантий государства - конституционное право на свободу передвижения, обеспечивая тем самым подвижность населения. В следствии чего и имеют место социальные маршруты.
Выход может быть найден путем увеличение количества рентабельных и перспективных пригородных железнодорожных маршрутов - введения пригородных поездов «Рыбак», «Снежинка» по форме выходного дня для организации культурно-массового отдыха горожан. На Хабаровском отделении в будущем возможна организация пригородных туров в Китай через ст.Ленинск. При условии развития добычи ленинского рудного месторождения, электрификации этого участка, заселения этот района. Примерная дата освоения маршрута 2010г. В настоящее время возможно внедрение рельсовых автобусов, применяемых на малодеятельных и неэлектрифицированных участках пригородного сообщения. Опыт эксплуатации рельсовых автобусов имеется у Свердловской железной дороги (газета «Гудок» за 9 августа 2006 г).
2. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПРИГОРОДНЫХ ПОЕЗДОВ
График движения поездов выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок. Движение поездов по графику обеспечивается выполнением технологического процесса работы станции, локомотивных депо, тяговых подстанций, ПТО, дистанций пути, дистаниции сигнализации и связи и других подразделений, связанных с движением поездов. Координируя работу этих подразделений, график движения позволяет осуществлять своевременную и безопасную перевозку, наиболее выгодное использование подвижного состава, обеспечение ритмичной работы станций, участков при наилучшем использовании их пропускной способности.
Для построения графика движения пригородных поездов необходимы следующие исходные данные: вес, состав и среднеходовая скорость поездов, размеры движения пассажирских и пригородных поездов, перегонные времена хода, станционные и межпоездные интервалы, время на разгон, замедление и стоянку поездов для высадки и посадки пассажиров, технологические нормы простоя составов и локомотивов в пунктах оборота, размеры движения пригородных поездов по часам суток.
2.1
Составление расписания
Расписание движения пригородных поездов должно организовываться целеноправленно - для конкретных категорий пассажиров, с наиболее полным удовлетворением требований к качеству перевозки: удобное расписание, комфортные условия проезда, скорость следования и др. По мере разрешения этих вопросов будет расти приток пассажиров с других видов транспорта, а следовательно и повысятся доходы Пригородной Пассажирской Компании «Амур пригород».
При
составлении расписания необходимо
учитывать неравномерность
Наибольший объем перевозок по прибытии на головную станцию Хабаровск-1 наблюдается с 7 до 9 часов утра, а максимум приходится на период с 7 до 8 часов. Доля пассажиропотока, прибывающего на пассажирскую станцию, в утренний период составляет 40-45% суточного потока. Для неинтенсивных часов суток, прибывающих на головную станцию, пассажиропоток неимеет резких колебаний. В период с 13 до 20 часов среднее прибытие составляет около 25%, а с 18 до 23 часов всего 8% суточного пассажиропотока прибытия. Проведенные обследования почасового распределения пассажиропотока, отправленного с головной станции, позволили установить вечерние часы пик (с 16 до 19 часов), причем доля пассажиров, отправляющихся в наиболее интенсивные вечерни часы, меньше, чем доля пассажиров, прибывающих в утренние часы пик. Объемы перевозок пассажиров в вечерние интенсивные часы такой же, как и в утренние, и составляет 40-45% суточного объема пассажиропотока. Отправление пассажиров с головной станции в любой час неинтенсивного периода не превышает 4% от общего числа суточного пассажиропотока.
Грамотная
организация перевозок с учетом
маркетенговых изысканий
2.2 Расчет пропускной способности пригородного участка и выбор
схемы прокладки поездов
Определение пропускной и провозной способности пригородных линий во многом зависит от их технической вооруженности. На пропускную и провозную способность пригородных линий существенное влияние оказывают также вид тяги, тип подвижного состава, вместимость состава поезда, а на потребную пропускную способность - также мощность пригородного пассажиропотока.
Важными элементами технической вооруженности пригородной линии являются средства поездной связи, сигнализации, централизации и блокировки, размещение сигналов на пригородной линии, радиосвязь и автоматизированные системы управления движением поездов, а также развитие головных и зонных станций. Данные об этих устройствах необходимы для расчета интервалов между поездами и станционных интервалов. Кроме того, к расчетным нормативам относят вес и среднеходовую скорость движения пригородных поездов, максимально допустимую скорость по условиям плана и профиля пути и подвижного состава. При определении пропускной способности необходимо знать время хода поездов по перегонам и время на разгон и замедление. Его целесообразно определить тяговыми расчетами. На пропускную способность пригородной линии существенное влияние оказывает затрата времени на остановки поездов, зависящая от устройства и количество дверей в вагоне, высота пассажирских платформ и числа выходящих и входящих пассажиров на каждом остановочном пункте.
Информация о работе Анализ производственно хозяйственной деятельности ж/д участка