Анализ себестоимости продукции на примере предприятия "мясной ряд"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:58, курсовая работа
Описание
Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия. Задачи исследования: изучить формирование себестоимости как экономической категории; рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции. рассмотреть факторный анализ; исследовать анализ себестоимости продукции ЗАО МПК «Мясной ряд».
Содержание
Введение……………………………………………………………….....5 1 Формирование себестоимости как экономической категории………..7 2 Значение и задачи анализа себестоимости продукции 18 3 Анализ себестоимости по составу, структуре и в динамике…………20 4 Факторный анализ себестоимости……………………………………..23 5 Анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции и факторов, на нее влияющих………………………………………………………..30 Заключение……………………………………………………………….32 Список литературы…………
в) полная производственная или фабрично-заводская
себестоимость (ФЗС);
г) полная (коммерческая) себестоимость
(КС). Первые три показателя являются
характеристиками производства, а четвертый
включает в себя затраты, связанные
не только с производством продукции
(что отражено в названии данного
агрегата), но и с процессом ее
реализации. Это, например, расходы
на непосредственные операции по продаже
продукции, т.е. связанные со сменой
собственника товара (например, затраты
на все виды рекламы, включая участие
в выставках, выплата процентов
по кредитам), именуемые в экономической
литературе чистыми издержками [6]. Кроме
того, к внепроизводственным расходам
относят дополнительные издержки, т.е.
затраты на проведение операций, непосредственно
связанных с продолжением процесса производства
в сфере обращения. Эти затраты относятся
в состав коммерческих расходов и включают:
расходы на тару и упаковку; расходы на
транспортировку продукции (расходы на
доставку продукции на станцию или пристань
отправления, погрузку в вагоны, на суда,
автомобили и т.п.); комиссионные сборы
и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям
и организациям в соответствии с договорами;
затраты на рекламу, прочие расходы по
сбыту (расходы по хранению, подработке,
подсортировке) [23]. Общепроизводственные
и общехозяйственные расходы относятся
к накладным расходам. Общепроизводственные
накладные расходы - это расходы на обслуживание
и управление производством. В состав
общепроизводственных накладных издержек
включаются:
а) расходы на содержание
и эксплуатацию оборудования;
б) цеховые расходы на
управление.
Расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования - это амортизация оборудования
и транспортных средств; издержки на
эксплуатацию оборудования в виде расходов
смазочных, обтирочных, охлаждающих
и других аналогичных материалов;
заработная плата рабочих, обслуживающих
оборудование, и отчисления на социальные
нужды; расходы всех видов энергии,
воды, пара, сжатого воздуха, услуг
вспомогательных производств; расходы
на ремонт оборудования, технические
осмотры, уход; расходы на внутризаводское
перемещение материалов, полуфабрикатов,
продукции; износ малоценных и быстроизнашивающихся
инструментов и приспособлений и другие
расходы, связанные с использованием оборудования
[1]. В цеховые расходы на управление входят:
заработная плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды;
затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений;
обеспечение нормальных условий труда и технику безопасности, на спецодежду и спец. обувь;
износ малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие аналогичные затраты, связанные с управлением производственными подразделениями. Каждая из этих групп накладных расходов имеет свою специфику - они планируются и учитываются по местам их возникновения, т.е. по производственным подразделениям, а не по видам продукции. Обе эти группы - расходы комплексные, косвенно распределяемые между отдельными видами продукции и между законченной продукцией и незавершенным производством [5]. Общехозяйственные накладные расходы, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр. Смысл и содержание остальных статей вытекают из их названия. Кроме поэлементной и постатейной классификации затраты классифицируются и по другим признакам.
Группировка по калькуляционным статьям,
кроме того, дает нам возможность
последующего разделения затрат на прямые
и косвенные. Прямые (технологические)
затраты характеризуются непосредственной
связью с процессом производства и достаточно
легко могут быть распределены по конкретным
видам продукции. Косвенные затраты не
могут быть прямо отнесены к конкретному
виду произведенного товара или услуги.
Соответствующие статьи калькуляции являются
комплексными. В частности, это административно-управленческие
расходы, расходы на страхование имущества
и т.п. Деление на прямые и косвенные затраты
происходит в случае производства широкого
ассортимента товаров, при простом производстве
все затраты рассматриваются в качестве
прямых [10]. Классификация затрат на переменные
и постоянные отражает прямую пропорциональную
зависимость объема выпуска продукции
и соответственно затрат на ее производство
от степени загрузки производственных
мощностей. Переменными затратами считаются
те, величина которых является производной
от уровня использования производственных
мощностей. Это, например, затраты на сырье
и материалы, на оплату труда. Постоянными
признаются затраты, размер которых не
увязан с объемом производства и уровнем
использования производственных мощностей
расходы на оборудование, аренда производственных
помещений, оплата управленческого аппарата.
При этом в расчете на единицу продукции
размер постоянных затрат обратно пропорционален
росту выпуска продукции в результате
увеличения загрузки производственных
мощностей. Этой группировке уделяется
особое внимание в международной практике
учета себестоимости. Важное значение
для анализа и управления издержками производства
на предприятии с целью их снижения имеет
классификация затрат на условно-постоянные
и условно-переменные. Условно-постоянные
затраты-затраты, которые не изменяются
или изменяются незначительно в зависимости
от изменения объема производства. К ним
относятся:
амортизация зданий и сооружений,
расходы на управление производством и предприятием в целом,
арендная плата и др. Условно-переменные затраты - затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К ним относятся:
сдельная заработная плата рабочих,
расходы на сырье, материалы,
комплектующие изделия,
технологическое топливо и энергию и др. Расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) в действующей практике называется калькулированием, а документ, в котором оформляется этот расчет калькуляцией [21].
Цель калькулирования себестоимости:
обеспечить определение себестоимости изделий и всей произведенной продукции;
создать базу для установления цен;
способствовать вскрытию и использованию резервов производства. Промышленные предприятия организуют калькулирование себестоимости промышленной продукции на основе отраслевых инструкций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, разработанных в соответствии с основными положениями по применению этого показателя. Этим документом установлен порядок определения состава затрат, образующих себестоимость, применение единых в своей основе принципов и методов их планирования на предприятиях всех отраслей промышленности [17]. Различают нормативные, плановые и отчетные калькуляции. Нормативная калькуляция единицы продукции-это себестоимость единицы продукции, рассчитанная на основе действующих на начало каждого месяца норм и нормативов расхода ресурсов, учетных цен и утвержденных смет расходов по обслуживанию производства и управлению им. Эти расходы (по сметам) включаются в калькуляцию себестоимости в соответствии с принятой методикой их распределения. Нормативная калькуляция по существу является отправной точкой для расчета плановой калькуляции. Плановая калькуляция единицы продукции составляется на основе прямых затрат по нормативной калькуляции данного изделия на начало планируемого года с учетом планируемого изменения этих затрат в плановом периоде, обусловленных планом организационно-технических мероприятий. Косвенные расходы зачисляются в плановую себестоимость в соответствии со сметами расходов по ним и принятой методикой их распределения. Плановая калькуляция разрабатывается, как правило, на 1 год, а в отдельных случаях на квартал. Объектами калькулирования могут быть: детали, узлы и изделия. Нормативные калькуляции на детали и узлы составляются по прямым статьям, а на изделие в целом по всем статьям калькуляции. Отчетные калькуляции составляются на фактических затратах на производство продукции в отчетный период. Статьи калькуляции бывают одноэлементные (заработная плата производственных рабочих и др.) и комплексные (общецеховые, общезаводские расходы и др.), т.е. состоящие из ряда элементов. При калькулировании себестоимости продукции нужно учитывать следующее:
при большой номенклатуре выпускаемой продукции плановые калькуляции могут составляться на группу однотипных изделий;
калькулированию подлежит также продукция и вспомогательных производств, особенно если она реализуется на сторону [11].
2.Значение
и задачи анализа себестоимости
продукции
Значение анализа себестоимости
продукции определяется тем, что
она представляет собой важнейший
качественный показатель, характеризующий
экономическую эффективность производства,
и что только на основе его всестороннего
анализа можно выявить резервы
и определить пути увеличения конечных
результатов при минимальных
затратах трудовых, материальных и
финансовых. Анализ себестоимости позволяет
выяснить тенденции изменения данного
показателя, выполнения плана по его
уровню, определить влияние факторов
на его прирост и на этой основе
дать оценку работы предприятия по
использованию возможностей и установить
резервы снижения себестоимости
продукции [19].
Задачи анализа себестоимости заключаются
в следующем:
определение величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации;
управление стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства;
анализ затрат, исследование данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия. Анализ себестоимости:
а) призван обеспечивать необходимой
информацией управленческий персонал
предприятия, который отвечает за планирование,
за проведение контроля по хозяйственным
операциям и принятия разнообразных
административных решений;
б) направлен на выявление возможностей
повышения эффективности использования
материальных, трудовых и денежных ресурсов
в процессе производства, снабжения и
сбыта продукции;
в) дает данные необходимые для
управленческих целей, определения
показателей эффективности, принятия
стратегических решений по ценообразованию,
состава продукции, технологического
процесса, разработки изделий. Именно,
руководствуясь анализом, специалисты
и менеджеры принимают тактические
решения и действия. Затраты есть
показатель прошлой или будущей
способности распорядиться экономическими
ресурсами в интересах достижения
определенной цели [22].
Процесс анализа делится на следующие
основные стадии:
а) планирование затрат - определение
целей организации и ее подразделений
в форме постановки производственных
задач и выбора средств для их выполнения.
Планы конкретизируются в сметах, включающих
показатели в денежном выражении. Например,
смета расходов составляется как план
ожидаемых затрат.
б) контроль затрат - установление исходных
стандартов на основе которых можно
определить показатели эффективности.
Контроль затрат помогает установить
причины отклонения от плана и
внести соответствующие коррективы.
в) управление стоимостью для принятия
решений - оценка точных и значимых
данных о затратах и анализ этой
информации для принятия решений [15].
3.Анализ себестоимости по составу,
структуре и в динамике
К числу наиболее ответственных
задач, которые ставит перед собой
экономист при анализе себестоимости,
справедливо отнесено изучение состава
затрат или, иначе, структуры себестоимости.
Это вопрос, изучение которого имеет
особо важное практическое значение.
Под структурой себестоимости понимаются
ее состав по элементам или статьям
и их доля в полной себестоимости.
Она находится в движении, и
на нее влияют следующие факторы:
специфика (особенности) предприятия.
Исходя из этого различают:
а) трудоемкие предприятия (большая
доля заработной платы в себестоимости
продукции);
б) материалоемкие (большая доля материальных
затрат);
в) фондоемкие (большая доля амортизации);
г) энергоемкие (большая доля топлива
и энергии в структуре себестоимости);
ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;
местоположение предприятия;
инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита. Можно сказать, все эти факторы, безусловно, оказывают свое воздействие на структуру себестоимости [21]. Особенность мясоперерабатывающих предприятий заключается в том, что они являются материалоёмкими и большую часть в себестоимости занимает материальные затраты (сырье). Систематический анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь, для управления издержками с целью их минимизации, выявления основных резервов по их снижению и разработки конкретных мероприятий по их реализации на предприятии. На каждом предприятии структура затрат должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации. Рассмотрим структуру затрат за последние годы (2006-2007г.г ) в целом по производству ЗАО МПК «Мясной ряд».