Анализ себестоимости продукции, работ, услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 18:16, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – себестоимость продукции. Исследование производится на основании данных за 2011-2012 г.г. Целью курсовой работы является выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ, услуг ОАО «Горкилен» и разработка мероприятий, обеспечивающих их реализацию. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотрение понятия «себестоимость», «затраты», «издержки»;
- теоретическое осмысление вопросов калькулирования себестоимости и составления сметы затрат;
- анализ себестоимости продукции, работ, услуг на примере ОАО «Горкилен»;
- исследование факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции, работ, услуг акционерного общества;

Содержание

Введение
2
1
Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции, работ, услуг
4
1.1
Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели
4
1.2
Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг
9
2
Анализ себестоимости продукции, работ, услуг в исследуемой организации
16
2.1
Краткая характеристика объекта исследования
16
2.2
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам
17
2.3
Анализ затрат на рубль произведенной продукции
18
2.4
Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям
22
2.5
Анализ прямых материальных и трудовых затрат
23
2.6
Анализ косвенных затрат
27
2.7
Анализ себестоимости отдельных видов продукции
29
3
Основные направления и резервы снижения себестоимости продукции в исследуемой организации
33
3.1
Пути снижения себестоимости производимой продукции на предприятии
33
3.2
Расчет выявленных резервов снижения себестоимости продукции
34

Заключение
38

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРС - анализ себестоимости, горки льнозавод.docx

— 370.13 Кб (Скачать документ)

 


 


Тема 13 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

Содержание

 

 

 

Введение

2

1

Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции, работ, услуг 

4

1.1

Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели

4

1.2

Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг

9

2

Анализ себестоимости продукции, работ, услуг в исследуемой организации

16

2.1

Краткая характеристика объекта исследования

16

2.2

2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам

17

2.3

Анализ затрат на рубль произведенной продукции

18

2.4

Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям

22

2.5

Анализ прямых материальных и трудовых затрат

23

2.6

Анализ косвенных затрат

27

2.7

Анализ себестоимости отдельных видов продукции

29

3

Основные направления и резервы снижения себестоимости продукции в исследуемой организации

33

3.1

Пути снижения себестоимости производимой продукции на предприятии

33

3.2

Расчет выявленных резервов снижения себестоимости продукции

34

 

Заключение

38

 

Список используемой литературы

41

 

Приложения

44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе экономического развития Республики Беларусь, в условиях роста затрат на топливные и энергетические ресурсы, необходимости обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, особое значение приобретает проблема рационального использования всех ресурсов, вовлеченных в процесс производства. Уровень затрат субъекта хозяйствования формируется под воздействием разнообразных процессов, протекающих в его производственной, хозяйственной, финансовой сферах. Чем эффективнее используются его материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы, чем рациональнее методы управления, тем ниже себестоимость произведенной продукции, работ, услуг. В себестоимости продукции, работ, услуг находят отражение все произведенные субъектом хозяйствования затраты живого и овеществленного труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных средств, оплаты труда. В себестоимости продукции, работ, услуг отражаются уровень развития технологии, организации производства, труда и управления. Чем выше техническая оснащенность производства, тем ниже себестоимость и наоборот. Снижение себестоимости при прочих равных условиях приводит к росту прибыли организации, которая является основным источником финансирования ее деятельности и определяет  возможности ее дальнейшего развития. Снижение себестоимости продукции, работ, услуг представляет большую народнохозяйственную значимость. Снижение себестоимости - основа снижения цены, а значит - основа повышения конкурентоспособности продукции. В масштабе национальной экономики снижение себестоимости позволяет увеличить соразмерно национальный доход, прибыль, а, следовательно, увеличить возможности государства по строительству жилья, содержанию объектов социальной сферы, увеличению пенсий, стипендий, пособий и т.д. Таким образом,  снижение себестоимости одинаково выгодно населению, субъектам хозяйствования, отрасли, национальной экономике и государству в целом. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что тема курсовой работы представляется актуальной. Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Горкилен». Предмет исследования – себестоимость продукции. Исследование производится на основании данных за 2011-2012 г.г. Целью курсовой работы является выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ, услуг ОАО «Горкилен» и разработка мероприятий, обеспечивающих их реализацию. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

- рассмотрение понятия «себестоимость», «затраты», «издержки»;

- теоретическое осмысление вопросов калькулирования себестоимости и составления сметы затрат;

- анализ себестоимости продукции, работ, услуг на примере ОАО «Горкилен»;

- исследование факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции, работ, услуг акционерного общества;

- разработка и обоснование мероприятий по снижению себестоимости в ОАО «Горкилен». Основными источниками информации при написании дипломной работы явились нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, данные бухгалтерского и управленческого учета ОАО «Горкилен», в том числе оборотно - сальдовые ведомости по счетам затрат; сводные регистры бухгалтерского учета; отчетные и плановые калькуляции. Для достижения сформулированной цели и поставленных задач автор опирался на основные положения, экономического анализа, приемы статистических группировок и обобщений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты анализа  себестоимости продукции, работ, услуг

 

1.1 Себестоимость  продукции: понятие, виды показатели

 

Себестоимость - показатель, характеризующий качественную сторону всей производственно - хозяйственной деятельности предприятий, отрасли. В нее включаются лишь те затраты, которые предприятие несет при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Изменение себестоимости (снижение или повышение) свидетельствуют об удешевлении или удорожании единицы продукции, что сказывается на увеличении или уменьшении прибыли.

Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях - максимизация прибыли. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу [1.С. 33].

Рассчитывают отраслевую себестоимость в целом по республике, области, району. Она оказывает существенное влияние на формирование уровня рыночных цен. Кроме того, устанавливается индивидуальная себестоимость отдельных видов продукции конкретного предприятия или по участку, цеху, бригаде. Индивидуальная себестоимость по бригаде, например, ниже, чем по предприятию, на величину общехозяйственных расходов и общепроизводственных затрат.

По характеру затрат различают производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Первая включает все расходы по производству продукции и ее перевозке внутри предприятия (корма, семена и т.д.), она является окончательной. Полная (коммерческая) себестоимость отличается от производственной дополнительным включением затрат по реализации продукции (доставка к месту реализации, расходы по упаковке, погрузке, разгрузке).

Себестоимость продукции - это выражение в денежной форме затрат на подготовку ее к производству, изготовление и сбыт.

Cебестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют без учета внутризаводского оборота [2.С.43].

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года.

Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции [3.С.243].

Для планирования, учета и анализа производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.

 По  видам расходов. Группировка по  видам расходов является в  экономике общепринятой и включает  в себя две классификации: по  экономическим элементам затрат  и по калькуляционным статьям  расходов.

Первая из них применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

- материальные  затраты ;

- затраты  на оплату труда;

- отчисления  на социальные нужды;

- амортизация  основных фондов;

- прочие  затраты.

Вторая группа затрат используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую с5ебестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне [4.С.156].

По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом.

Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен.

Как правило, по статьям расходов выделяются: сырье и материалы; топливо и энергия; основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальное страхование; расходы на подготовку и освоение производства; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские расходы; прочие производственные расходы; внепроизводственные (коммерческие) расходы и т.д [5.С.101].

По характеру участия в создании продукции. Выделяют основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработную плату производственных рабочих и т.д., а также накладные расходы.

По изменяемости в зависимости от объемов производства. Затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема продукции, называют условно - переменными. Затраты, которые остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а также при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

По способу отнесения на производство. Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг), и косвенные, которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.

В процессе планирования предприятия должны оценивать эффект операционного рычага, коэффициент вклада на покрытие затрат и оценивать запас финансовой прочности. Если есть информация о переменных и постоянных издержках, можно оценить, насколько объем продаж близок к точке безубыточности, какое влияние оказывают колебания объема продаж на прибыль и убыток и на сколько рискован бизнес с точки зрения повышения удельного веса постоянных затрат в сложившемся объеме продаж.

Определение себестоимости - очень сложный процесс, причем калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) должно отвечать отраслевой специфике предприятия, а также особенностям организации его производства.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции, работ, услуг