Анализ себестоимости продукции, работ, услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 18:16, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – себестоимость продукции. Исследование производится на основании данных за 2011-2012 г.г. Целью курсовой работы является выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ, услуг ОАО «Горкилен» и разработка мероприятий, обеспечивающих их реализацию. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотрение понятия «себестоимость», «затраты», «издержки»;
- теоретическое осмысление вопросов калькулирования себестоимости и составления сметы затрат;
- анализ себестоимости продукции, работ, услуг на примере ОАО «Горкилен»;
- исследование факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции, работ, услуг акционерного общества;

Содержание

Введение
2
1
Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции, работ, услуг
4
1.1
Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели
4
1.2
Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг
9
2
Анализ себестоимости продукции, работ, услуг в исследуемой организации
16
2.1
Краткая характеристика объекта исследования
16
2.2
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам
17
2.3
Анализ затрат на рубль произведенной продукции
18
2.4
Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям
22
2.5
Анализ прямых материальных и трудовых затрат
23
2.6
Анализ косвенных затрат
27
2.7
Анализ себестоимости отдельных видов продукции
29
3
Основные направления и резервы снижения себестоимости продукции в исследуемой организации
33
3.1
Пути снижения себестоимости производимой продукции на предприятии
33
3.2
Расчет выявленных резервов снижения себестоимости продукции
34

Заключение
38

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРС - анализ себестоимости, горки льнозавод.docx

— 370.13 Кб (Скачать документ)

Источник: собственный расчет по данным предприятия

 

 

Составим формулу факторной зависимости.

 

МЗпр = Ме х Мо х С х УдпрМЗ                                         (2.3)

Таким образом, из формулы видно, что на уровень прямых материальных затрат предприятия влияют следующие факторы:

- материалоемкость;

- материалоотдача;

- себестоимость  произведенной продукции;

- удельный  вес прямых материальных затрат  в сумме всех материальных  затрат.

Способом цепных подстановок определим, как влияют эти факторы на объем прямых материальных затрат.

МЗпр2011 = 0,462 х 2,165 х 8618 х 0,348 = 3000 млн. руб.

МЗпрусл1 = 0,465 х 2,165 х 8618 х 0,348 = 3019 млн. руб.

МЗпрусл2 = 0,465 х 2,148 х 8618 х 0,348 = 2995 млн. руб.

МЗпрусл3 = 0,465 х 2,148 х 12994 х 0,348 = 4516 млн. руб.

МЗпр2012 = 0,465 х 2,148 х 12994 х 0,338 = 4387 млн. руб.

Таким образом, объем прямых материальных затрат увеличился на 4387 – 3000 = 1387 млн. руб., в том числе за счет:

- счет  увеличения материалоемкости на 3019 – 3000 = 19 млн. руб.

- за счет  уменьшения материалоотдачи на 2995 – 3019 = -24 млн. руб.

- за счет  увеличения себестоимости произведенной  продукции на 4516 – 2995 = 1521 млн. руб.

- за счет  уменьшения доли прямых материальных  затрат в общей сумме материальных  затрат на 4387 – 4516 = -129 млн. руб.

Сумма влияния факторов составляет 19 – 24 + 1521 – 129 = 1387 млн. руб. небольшое расхождение с табличным показателем изменения прямых материальных затрат произошло вследствие округления при расчетах.

Прямые трудовые затраты, особенно в трудоемких производствах, занимают значительный удельный вес в составе себестоимости.

Анализ прямых трудовых затрат включает изучение следующих вопросов:

- оценка изменения общей величины прямых трудовых затрат, прямых трудовых затрат на отдельные виды продукции, трудоемкости продукции и уровня оплаты труда;

- определение влияния факторов на уровень общей величины прямых трудовых затрат, прямых трудовых затрат на отдельные виды продукции, трудоемкости и уровня оплаты труда.

Оценка изменения общей величины прямых трудовых затрат, прямых трудовых затрат на отдельные виды продукции, трудоемкости продукции и уровня оплаты труда осуществляется на основе расчета абсолютных приростов и отклонений от плана, темпов роста и прироста и процентов выполнения плана. Общая величина прямых трудовых затрат зависит от объема производства продукции, структуры производства, трудоемкости и уровнем оплаты труда за один человеко-час.

Для оценки влияния факторов на общую величину прямых трудовых затрат в анализе хозяйственной деятельности используется следующая факторная модель:

Факторы, определяющие сумму прямой зарплаты, представлены на рис.4.

Рисунок 4 - Схема факторной системы зарплаты на производство продукции

Рассмотрим каждый фактор применительно к тем данным, которые имеются для анализа и сгруппируем данные в таблице 2.9.

Таблица 2.9 – Исходные данные для анализа прямых трудовых затрат

№ п/п

Показатели

2011 г

2012 г

Изменения

1

Объем произведенной продукции, млн. руб.

8618

12994

+4346

2

Затраты на оплату труда, млн. руб.

2118

3982

+1864

3

Отработано чел. часов

21400

27000

+5600

4

Оплата труда за 1 чел. час, млн. руб. стр. 2/стр. 3

0,09897

0,14748

+0,04851

5

Трудоемкость продукции, млн. руб/чел.час. стр. 3/стр. 1

2,483

2,078

-0,405


Источник: собственный расчет по данным предприятия

 

Представим формулу факторной зависимости:

ТЗ = ОП х ОТ х Те                                                   (2.4)

Где ТЗ – трудовые затраты;

       ОП – объем производства;

      ОТ – оплата труда за 1 чел. час.;

      Те – трудоемкость производства.

Определим влияние факторов способом цепной подстановки.

ТЗ2011 = 8618 х 0,09897 х 2,483 = 2118 млн. руб.

ТЗусл1 = 12994 х 0,09897 х 2,483 = 3193 млн. руб.

ТЗусл2 = 12994 х 0,14748 х 2,483 = 4578 млн. руб.

ТЗ2012 = 12994 х 0,14748 х 2,078 = 3982 млн. руб.

Объем трудовых затрат в 2012 году увеличился по сравнению с 2011 годом на 1864 млн. руб., в том числе за счет:

- увеличения  объема производства на 3193 – 2118 = 1075 млн. руб.;

- увеличения  оплаты труда за 1 чел. час на 4578 – 3193 = 1385 млн. руб.

- уменьшения  трудоемкости производства на 3982 – 4578 = -596 млн. руб.

Сумма влияния факторов составила 1075 + 1385 – 596 = 1864 млн. руб.

 

2.6 Анализ  косвенных затрат

 

Расходы на управление и обслуживание производства относятся к косвенным (накладным) расходам. В отличие от прямых расходов они связаны с производством нескольких видов продукции и относятся на объекты калькулирования путем распределения пропорционально соответствующей базе. Косвенные расходы представлены такими статьями как «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Коммерческие расходы». На каждый вид расходов составляются плановая и фактическая сметы, на основании которых определяется средний процент отнесения накладных расходов на единицу продукции. отличительной особенностью учета на данном предприятии является то, что как таковые общепроизводственные расходы в бухгалтерском учете предприятия при определении себестоимости не выделяются, поэтому и не распределяются. Общехозяйственные расходы показываются в отчете о прибылях и убытках (форма № 2) по статье «Управленческие расходы». Коммерческие расходы показываются в этой же форме по статье «Расходы на реализацию». Как уже указывалось выше, заработная плата управленческого персонала в статистической отчетности (Отчет по труду) не показывается, поэтому проанализировать данные статьи расходов в данной работе не представляется возможным. Приведем еще раз таблицу 2.7, где рассмотрим удельный вес управленческих и коммерческих расходов более подробно.

 

 

Таблица 2.7(2) – Анализ затрат по статьям калькуляции

Статьи затрат

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, в %

Млн. руб.

%

Млн. руб.

%

1. Сырье и материалы

2997

35,6

4389

27,8

+1392

146,4

2. Топливо и энергия на технологические  цели

984

11,7

1661

10,6

+677

168,8

3. Затраты на оплату труда

2118

25,1

3982

25,1

+1864

188,0

4. Отчисления в ФСЗН

841

10,0

1321

8,3

+480

157,0

5. Амортизация

459

5,4

1109

7,0

+650

241,6

6. Управленческие расходы

408

4,8

2641

16,7

+2233

647,3

7. Коммерческие расходы

119

1,5

135

0,8

+16

113,4

8. Прочие расходы

500

5,9

594

3,7

+94

118,8

Полная себестоимость продукции

8426

100

15832

100

+7406

187,9


 

В таблице видно, что управленческие расходы увеличились более чем в 6 раз. Это можно объяснить только неоправданно завышенным ростом заработной платы административно – управленческого персонала.

К сожалению, проанализировать эти изменения нет возможности, так как в отчете по труду предприятия за 2011 – 2012 гг. нет структуры работников предприятия.

 

2.7 Анализ  себестоимости отдельных видов  продукции

 

Анализ себестоимости отдельных видов продукции производится по данным плановых и фактических калькуляций, составляемых на каждый вид продукции. Сложно сказать, как рассчитывается себестоимость единицы изделия на исследуемом предприятии. Продукцией льнозавода является льняное волокно, которое поступает на Оршанский льнокомбинат для дальнейшей переработки и использования.

Произведем анализ затрат на производство единицы продукции и разобьем его по факторам. Анализ произведем в разрезе переменных и постоянных затрат в таблицах.

Таблица 2.10 – Затраты на единицу продукции

Вид продукции

2011 г

2012 г

Объем производства, тонн

Всего, тыс. руб,

В том числе

Всего

В том числе

2011 г

2012 г

переменные

постоянные

переменные

постоянные

Льняное волокно

8770

6295,5

2474,5

18142

13658

4484

961

703,5


Источник: собственный расчет по данным предприятия

 

Проведем анализ себестоимости льняного волокна. Анализ начнем с изучения динамики и выполнения плана по производству продукции с разбивкой себестоимости на переменные и постоянные расходы.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

 

                        (2.5) 

где Ci- себестоимость единицы i-го вида продукции; Ai-сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции; bi- сумма переменных затрат на единицу i - го вида продукции; VВПi - объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах.

Таблица 2.11  – Исходные данные для факторного анализа себестоимости

Показатель

2011 г

2012 г

Изменения

Объем производства, тонн

961

703,5

-257,5

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

2378000

3155000

+777000

Сумма переменных затрат на одно изделие, тыс. руб.

6295,5

13658,0

+7362,5

Себестоимость одной тонны, тыс. руб.

8770

18142

+9372


Источник: собственный расчет по данным предприятия

 

Используя данные таблицы 2.11 и формулу 2.5, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости одной тонны льняного волокна.

 

С2011 = 6295,5 = 8769,5 тыс. руб.

 

Сусл1 = + 6295,5 = 9578,8 тыс. руб.

 

Сусл2 = + 6295,5 = 10779,5 тыс. руб.

 

С2012 = + 13658 = 18143 тыс. руб.

 

Себестоимость единицы продукции в 2012 году увеличилась на 18143 – 8769,5 = 9373,5 тыс. руб. в том числе за счет:

- увеличения  суммы постоянных расходов на 9578,8 – 8769,5 = 809,3 тыс. руб.

- уменьшения  объема производства в натуральных  единицах на 10779,5 – 9578,8 = 1200,7 тыс. руб.

- увеличения  переменных расходов на 18143 – 10779,5 = 7363,5 тыс. руб.

Сумма влияния факторов составила 809,3 + 1200,7 + 7363,5 = 9373,5 тыс. руб.

Проведем анализ себестоимости тонны льноволокна по статьям затрат

Таблица 2.12 – Затраты себестоимости единицы продукции по статьям затрат

Статьи затрат

Затраты на изделие

Структура затрат, %

2011 г

2012 г

+,-

2011 г

2012 г

+,-

1. Стоимость сырья за вычетом  отходов, тыс. руб.

3480,7

6225,0

+2774,3

39,7

34,3

-5,4

2. Вспомогательные материалы, тыс. руб.

46,8

213,0

+166,7

0,5

1,2

+0,7

3. Топливо и электроэнергия, тыс. руб.

982,3

1768,0

+785,7

11,2

9,7

-1,5

4. Зарплата производственных рабочих, тыс. руб. с начислениями

1174,9

2900,0

+1725,1

13,4

16,0

+2,6

5. Общепроизводственные расходы, тыс. руб.

749,2

2485

+1735,8

8,5

13,7

+5,2

6. Общехозяйственные расходы, тыс. руб.

2045,8

3478,0

+1432,2

23,3

19,2

-4,1

7. Прочие расходы

190,4

881,0

690,6

2,2

4,8

+2,6

Итого производственная себестоимость

8670,1

17950

+9279,9

98,9

98,9

-

Коммерческие расходы

99,9

192,0

+92,1

1,1

1,1

-

Полная себестоимость

8770

18142

+9372

100

100

 

Информация о работе Анализ себестоимости продукции, работ, услуг