Анализ себестоимости продукции, работ, услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 18:16, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – себестоимость продукции. Исследование производится на основании данных за 2011-2012 г.г. Целью курсовой работы является выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ, услуг ОАО «Горкилен» и разработка мероприятий, обеспечивающих их реализацию. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотрение понятия «себестоимость», «затраты», «издержки»;
- теоретическое осмысление вопросов калькулирования себестоимости и составления сметы затрат;
- анализ себестоимости продукции, работ, услуг на примере ОАО «Горкилен»;
- исследование факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции, работ, услуг акционерного общества;

Содержание

Введение
2
1
Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции, работ, услуг
4
1.1
Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели
4
1.2
Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг
9
2
Анализ себестоимости продукции, работ, услуг в исследуемой организации
16
2.1
Краткая характеристика объекта исследования
16
2.2
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам
17
2.3
Анализ затрат на рубль произведенной продукции
18
2.4
Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям
22
2.5
Анализ прямых материальных и трудовых затрат
23
2.6
Анализ косвенных затрат
27
2.7
Анализ себестоимости отдельных видов продукции
29
3
Основные направления и резервы снижения себестоимости продукции в исследуемой организации
33
3.1
Пути снижения себестоимости производимой продукции на предприятии
33
3.2
Расчет выявленных резервов снижения себестоимости продукции
34

Заключение
38

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРС - анализ себестоимости, горки льнозавод.docx

— 370.13 Кб (Скачать документ)

Различают четыре основных метода калькулирования продукции: простой, нормативный, позаказный и попередельный.

Простой применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. В этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

Нормативный применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства. Обязательным условием его применения является составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам и последующее систематическое выявление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии и перерасхода) в конце месяца. Действующими нормами называются такие, по которым в данное время производится отпуск материалов и оплата труда.

Позаказный метод учета применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.

Попередельный метод применяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы в процессе производства проходят ряд пределов, этапов (кирпичное, текстильное), или там, где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе производства получают различные виды продукции. При попередельном методе сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее единицы [6.С.31].

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.

Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.

Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

 

1.2 Методика  анализа себестоимости продукции, работ, услуг

 

На современном этапе развития рыночных отношений, когда вся ответственность за финансово-экономическую деятельность перенесена на субъекты хозяйствования, возрастают требования к экономическому анализу. Организации, для того чтобы не оказаться на грани банкротства, должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости [31, с. 94].

В связи с переходом на международные стандарты существенно изменяется и методика анализа хозяйственной деятельности и, в первую очередь, методика анализа себестоимости продукции и финансовых результатов.

На современном этапе методика проведения анализа придерживается общей последовательности, но отечественные и российские авторы предлагают свои подходы к определению тех или иных показателей в процессе анализа себестоимости продукции.

 

При проведении анализа себестоимости продукции с точки зрения Н.В. Войтоловского необходимо разграничивать такие понятия как: операционная себестоимость, цеховая себестоимость, производственная себестоимость и полная себестоимость.

Операционная себестоимость - это условно-переменные материальные затраты и расходы на оплату труда

Цеховая себестоимость складывается из операционной себестоимости и общепроизводственных расходов.

Производственная себестоимость состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов.

Полная (коммерческая) себестоимость - это производственная себестоимость продукции и расходы на ее продажу [32, с. 180].

В связи с этим он предлагает основные направления для анализа себестоимости продукции.

Существующая методика проведения анализа себестоимости продукции включает следующие этапы:

1) изучение общей суммы затрат на производство продукции:

- оценка выполнения плана по обобщающим показателям и их динамики;

- сопоставление изменение затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от её реализации;

- проведение межхозяйственного анализа;

- оценка изменения в структуре по элементам затрат;

2) анализ затрат на рубль произведенной продукции (издержкоемкости):

- изучение выполнения плана и динамики издержкоемкости продукции;

- проведение межхозяйственного сравнения;

- факторный анализ издержкоемкости;

3) анализ себестоимости отдельных видов продукции:

- изучение динамики;

- проведение межхозяйственного сравнения;

- факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции;

- анализ себестоимости по статьям затрат;

4) анализ прямых материальных затрат:

- изучение факторов изменения материальных затрат на единицу продукции;

- факторный анализ суммы прямых материальных затрат на весь объем производства каждого вида продукции;

5) анализ прямых трудовых затрат:

 

- факторный анализ зарплаты в расчете на единицу продукции;

- факторный анализ общей суммы заработной платы на производство продукции;

6) анализ косвенных затрат;

7) анализ затрат по центрам ответственности;

8) определение резервов снижения себестоимости.

При оценке показателей себестоимости Л.Л. Ермолович считает целесообразным на первом этапе анализа сопоставить изменение затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации. Исходная информация содержится в отчете о затратах на производство продукции (работ, услуг) и выписке из отчета о прибылях и убытках.

Так как итоговым показателем использования ресурсов является реализация продукции, поэтому целесообразно проанализировать изменение удельного веса в выручке (нетто) себестоимости реализованной продукции, а также произвести анализ выручки (нетто), приходящейся на 1 р. себестоимости произведенной и реализованной продукции. Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов организации, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность продаж [33, с. 276].

Методика анализа общей суммы затрат на производство продукции предполагает следующую последовательность выполнения исследовательских процедур:

- рассчитываются абсолютные и относительные отклонения от показателей плановых и прошлого года по себестоимости продукции.

Динамика показателей позволяет оценить степень выполнения плановых заданий, рассчитать общую сумму затрат на выпуск валовой продукции, а также по каждому элементу, определить потребности в оборотных средствах и материально-техническом снабжении на новый планируемый период, выявить возникающие в процессе производства отклонения фактических расходов от нормативных.

Определяется удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат и отклонение удельного веса фактических затрат по соответствующим элементам. Это дает возможность проследить основные тенденции развития производства.

Дается оценка изменению общих базовых затрат за счет изменения отдельных статей.

Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что в свою очередь свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.

Дается оценка эффективности использованных ресурсов в целом и по элементам затрат.

Затраченные ресурсы по экономическим элементам оцениваются с точки зрения степени их экономного и рационального использования как факторов снижения себестоимости и увеличения прибыли и рентабельности. Для характеристики эффективности использования затраченных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

Обобщающими показателями являются удельный вес затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования ресурсов,  затраты на 1 рубль выполненных работ:

 Затраты на 1 рубль выполненных  работ - это наиболее обобщающий  показатель эффективности использования  ресурсов (С/Д).

 Коэффициент использования  затрат представляет собой отношение  фактической суммы затрат к  плановой, пересчитанной на фактический  объем выпущенной продукции. Он  показывает, насколько экономно  используются ресурсы в процессе  производства, нет ли их перерасхода  по сравнению с установленными  нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о  перерасходе материальных ресурсов  на производство продукции, и  наоборот, если меньше 1, то материальные  ресурсы использовались более  экономно:

Относительная экономия затрат определяется по формуле:

±Эз = З1- Зо х IВРП                                  (1.1)

Где Эз – экономия затрат;

       З1, З0 – затраты отчетного и базисного периодов;

       IВРП – индекс изменения выручки от реализации продукции.

Проводится факторный анализ общей суммы затрат.

Факторы, влияющие на динамику производственных затрат (в зависимости от выбранной факторной модели для анализа), можно разделить на следующие группы:

- объем выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ );

- структура (УДi );

- уровень переменных затрат на единицу продукции (ПрЗi );

- сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции (ПЗ).

Зобщ = ∑ (VВПобщ х УДi*ПрЗi) + ПЗ    (1.2)

Правильная оценка поведения себестоимости в зависимости от изменения различных факторов имеет весьма важное значение при обосновании бизнес – планов и управленческих решений.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества труда предприятий.

Факторный анализ – это процесс комплексного, системного исследования влияния факторов на уровень результативных показателей.

 Планирование и учет себестоимости  на предприятиях ведут по элементам  затрат и калькуляционным статьям  расходов.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты, на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением, общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

В процессе анализа следует изучить также динамику затрат на рубль товарной продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

Следующий этап анализа - изучение выполнения плана и определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя.

Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукцию и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы работ изучают с помощью факторной модели:

Информация о работе Анализ себестоимости продукции, работ, услуг