Анализ услуг общественно питания и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение услуг общественно питания и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо:
Изучить основные требования к предприятиям общественного питания.
Определить классификацию предприятий общественного питания.
Изучить перспективы развития рынка услуг общественного питания.

Работа состоит из  1 файл

курсовая общепит.docx

— 47.49 Кб (Скачать документ)

Буфет –  предназначен для продажи кулинарных изделий, полуфабрикатов, различных  сопутствующих товаров, а также  для приготовления и отпуска  горячих и холодных напитков массового  спроса. Во всех буфетах (кроме буфетов  при школах и училищах) должны быть в продаже табачные изделия. Применяется  самообслуживание, расчет производиться  через буфетчика. Как правило, буфеты получают продукцию от предприятий  общественного питания, филиалами  которых они являются. В буфетах  при школах и училищах отпускают  школьные завтраки, обеды для учащихся и персонала. В буфетах при  дворцах бракосочетания рекомендуется  иметь в продаже фрукты, шоколад, конфеты, а также цветы и сувениры. Практикуется предварительная сервировка столов с обслуживанием официантами. Продажа спиртных напитков не рекомендуется.

Предприятия по отпуску готовых блюд на дом  – предназначено для приготовления, отпуска на дом и реализации продукции  собственного производства, кулинарных и кондитерских изделий и полуфабрикатов, а также для выполнения  предварительных  заказов на эту продукцию. Также  предоставляются  дополнительные услуги потребителям: консультации по приготовлению  блюд, оформлению праздничного стола  и т. п. Расчет производится с раздатчиком  за предварительно выбранные товары.                 

Закусочная  – предприятие общественного  питания с ограниченным ассортиментом  блюд несложного приготовления для  быстрого обслуживания потребителей.

Закусочные  разделяют:

- по ассортименту  реализуемой продукции общего  типа;

-специализированные (сосисочные, пельменная, шашлычная,  чайная, пиццерия и т. д.)

Чайная  – специализированная закусочная, предприятие, предназначенное для  приготовления и реализации в  широком ассортименте чая и мучных изделий.

Шашлычная – популярный вид специализированного  предприятия. В меню несколько наименований шашлыков и другие национальные блюда. Как правило обслуживают потребителей официанты.

Варьете – предприятие общественного  питания, основной услугой которого является большое шоу – представление.

Ночной  клуб – предприятие питания (в  основном напитков), со специальной  шоу – программой.

Существует  большое количество предприятий  быстрого обслуживания таких как:  сосисочные, пельменная, пиццерия, блинная, чебуречная, бистро, также в этой отросли, появилось новое направление  как фаст-фуд. 

Блюда фаст-фуда максимально адоптированы для быстрого приготовления и быстрой подачи клиенту. Часто используются полуфабрикаты  или заготовки, которые доводятся  до готовности непосредственно в  присутствие потребителя. Меню сбалансировано и ограничено по ассортименту. Стандартный  продукт и стабильное качество –  визитная карточка фаст-фуда. Стоимость  блюд минимизирована за счет эффективности, массового производства и четкого  контроля. Персонал заведения вовсе  не обязательно имеет поварскую  квалификацию4.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО  ПИТАНИЯ.

 

Общественное  питание одно из первых отраслей народного  хозяйства стало переходить на рыночные отношения. После приватизации предприятий  изменилось организационно – правовая форма системы общественного питания, появилось большое количество частных малых предпринимателей.   

Прежде  чем приступить к рассмотрению перспективы  развития рынка услуг общественного  питания, рассмотрим, что дает обществу развитие общественного питание:

- существенную  экономию общественного труда  вследствие более рационального  использования техники, сырья  и материалов;

- предоставляет  рабочим и служащим в течение  рабочего дня горячую пищу, что  повышает их работоспособность,  сохраняет здоровье;

- дает  возможность организации сбалансированного  рационального питания в детских  и учебных заведениях.   

Многие  предприятия общественного питания  являются чисто коммерческими, но наряду с этим развиваются и социальное питание: столовые при производственных предприятиях, студенческие и школьные. Появляются комбинаты питания, которые  берут на себя задачи организации  социального питания.

Конкуренция – неотъемлемая составная часть  рыночной экономики, поскольку  у  посетителей возникает возможность  выбора. Основная задача каждого предприятия  – повышение качества производимой продукции и предоставляемых  услуг. Успешная деятельность предприятия  определяется качеством производимых услуг, которые должны:

- четко  отвечать определенным  потребностям;

- удовлетворять  требования потребителей;

- соответствовать  применяемым стандартам и техническим  условиям;

- отвечать  действующему законодательству  и другим требованием общества;

- предоставляться  потребителю по конкурентоспособным  ценам;

- обеспечивать  получение прибыли.

Ввиду быстрого развития в последние годы сети общественного  питания некоторые информационные области в данном секторе услуг   не получили должного внимания и данные о состоянии этой группы объектов достаточно разнородны, иногда – противоречивы. Вместе с тем, общественное питание  является одним из важнейших факторов, дающих интегральную оценку социально-экономического уровня общества и понимание его состояния необходимо для формирования перспективных планов, как для представителей отрасли, так и для организаций, осуществляющих надзор за объектами этой отрасли.

До конца  восьмидесятых годов прошлого столетия система общественного питания  в России представляла собой весьма однородную массу  предприятий, предоставляющих, как правило, социально – ориентированные услуги. Определенной спецификой советской системы общественного питания являлось одномоментное обслуживание значительных масс населения в промышленности и сельском хозяйстве. При этом питание осуществлялось по льготным ценам или бесплатно. Отрицательным моментом данной системы была вынужденная ограниченность в выборе блюд.

Вместе  с тем, к 1990 году большая часть  этого рынка еще принадлежала государству. Однако за последнее десятилетие  это соотношение претерпело значительную корректировку. Оборот общественного  питания в государственном и  муниципальном секторах составляет чуть более 10%.

В настоящее  время структура предприятий  общественного питания представлена следующими сегментами:

- Гастрономические  рестораны; 

- Корпоративное  питание;

- Быстрое  обслуживание;

- Социальное  питание. 

Вместе  с тем существует и иная классификация, которая определяется функциональной принадлежностью предприятий. Так  в совершенно самостоятельную группу выделяется питание в самолетах, поездах, морском и автомобильном  транспорте. При этом питание в  гостиницах является видом деятельности, охватывающим различные сегменты рынка. Определенную специфику имеет выездное обслуживание, производство кулинарии. В системе быстрого обслуживания (фаст – фуд) существуют стационарные заведения и уличные киоски (тонары). Социальный же сектор разнороден по факту своей первичной деятельности – школы, ВУЗы, больницы, питание в армии, питание в исправительных учреждениях.

В настоящее  время на рынке недостаточно ресторанов для клиентов среднего класса. Сейчас эта ниша развивается за счет открытия демократичных заведений - кафе, кофеен и ресторанов фаст-фуд. Значительную долю среди открывающихся ресторанов занимают японские суши-бары. Именно поэтому  на рынке происходит постепенный  перенос инвестиционной активности из ниши дорогих ресторанов в сегмент  ресторанов и кафе средней ценовой  категории, а также фаст-фудов.

Для предприятий  общественного питания большое  значение имеет наличие так называемого  «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов, поскольку в основном конкуренция среди рестораторов идет за месторасположение, являющееся в данном бизнесе одним из ключевых конкурентных преимуществ. Именно поэтому  подавляющее количество потенциальных  инвесторов хотят иметь ресторан в центре города. Для предприятий  фаст-фуда и демократичных кафе наиболее выгодным является расположение возле  метро или на пересечении крупных  транспортных магистралей. Однако, уровень  затрат и конкуренция в условиях центра, являются более высокими, чем  в других районах.

Успех работы ресторана в огромной степени  зависит от директора (управляющего), от его способностей управлять персоналом, договариваться с поставщиками, умения планировать затраты и вовремя  принимать правильное решение по стратегическому управлению рестораном, также значительную роль играют личностные качества руководите ля-ресторатора. Некоторые  хозяева ресторанов теряют прибыльный ресторан, только из-за того, что не смогли правильно оценить своего директора, наладить с ним человеческие отношения, показать свою заинтересованность в успехах «своего ресторанного директора». Притом, что обязанности директора крупного ресторана и директора небольшого кафетерия практически мало отличаются

В последние  годы ресторанный бизнес стал привлекать все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. Это связано, прежде всего, с привлекательностью данного рынка  в условиях экономического роста  страны и благосостояния населения, а также с возможностями получения  стабильной прибыли в течение  всего времени существования  ресторана при его грамотном  управлении (общественное питание является одной из самых ликвидных отраслей экономики).

   Сами рестораторы, еще недавно  концентрировавшиеся на проектах  дорогих ресторанов, активно выходят  в сегмент быстрого питания. Помимо того, что он заполнен едва ли наполовину, фаст-фуд куда менее подвержен колебаниям потребительского спроса и может служить стабильным источником прибыли.

Например, в России до 80% студентов пользуются услугами общепита, что, казалось бы, делает естественным выбор столовых в учебных  заведениях местами питания студентов. Однако по различным материалам значительная часть студентов, особенно в крупных  городах пользуется фаст – фудом, не связанным с местом их учебы.

По оценкам  экспертов, объем рынка фастфуд  в России в настоящее время  составляет $200-250 млн. Если нынешние темпы  его роста сохранятся, то через 5 лет он достигнет $1,5 млрд. Сегодня  рынок ресторанов быстрого питания  в Москве и регионах развит недостаточно.

Кризис 1998г. заставил предприятия фастфуд  пересмотреть свою целевую группу и  ценовую политику. Большинство заведений  по-прежнему ориентируется на сумму  разовой покупки около 100 – 150 руб.

  Российский  рынок фаст – фуда развивается  несколькими компаниями. В самой  низкой ценовой категории находятся  компании, работающие на улице,  например московская сеть “Крошка-картошка“. Следующая ценовая группа - это компании типа “Макдоналдс” и “Ростикс” с ограниченным неизменным ассортиментом и средним чеком в пределах 150 руб. К более высокой категории относятся предприятия с широким, периодически обновляющимся ассортиментом блюд, которые готовятся не из полуфабрикатов, а непосредственно в ресторане. Уровень комфорта и цен в таких заведениях более высокий, есть официантское обслуживание (“Сбарро”, “Пицца Хат”, “Патио Пицца”).

«По мнению руководства компании "Теремок - Русские блины", перспективы развития у рынка фаст – фуд в России очень хорошие - на фоне увеличения реальных доходов населения и  числа людей, питающихся вне дома, в ближайшие годы прогнозируется стабильный рост рынка. Как подчеркнули  в компании, рынки быстрого питания  Петербурга и Москвы далеки от насыщения - в этих городах потребность в  заведениях, где можно быстро и  качественно поесть, очень высока, поэтому рост рынка ничем не ограничен  и может подняться в несколько  раз».

В то же время, по мнению Владислава Кочеткова, залог успеха ресторанов фаст –  фуда прежде всего в менеджменте. «Это надежный, технологичный бизнес. Но если не налаживать менеджмент, ничего не получится». Сходного мнения придерживается и Мария Тимирбаева из BBPG. «Фаст-фуд, как и любой сетевой бизнес, имеет ряд преимуществ перед независимыми ресторанами, – считает она. – Прежде всего, возможность благодаря технологиям снижать расход на содержание бизнеса». «На мой взгляд, темпы роста рынка быстрого питания вряд ли сильно вырастут по сравнению с последними двумя годами, – считает Мария Тимирбаева. – Скорее всего, они сохранятся на прежнем уровне, но, возможно, даже замедлятся».

По данным специалистов консалтинговой компании «Ресткон», ежегодный прирост рынка  фаст-фуда составляет около 20% – такая  ситуация держится уже несколько  лет и, очевидно, сохранится и в  ближайшем будущем.

Таким образом, резюмируя ситуацию, но рынке общественного  питания можно с уверенностью утверждать - развитие идет высокими темпами, рынок еще не насыщен и на нем  есть еще достаточно места для  большого количества игроков, однако успех  в конкурентной борьбе во многом зависит  от месторасположения, ценовой политики, концепции и высоко-    квалифицированного   ресторана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Общественное  питание, сформировавшееся в виде подотросли народного хозяйства, содействует  рациональному использованию продовольственных  ресурсов страны.

Общественное  питание является одним из важнейших  факторов, дающих интегральную оценку социально – экономического уровня общества.

В данной работе были рассмотрены общие требования, к предприятия общественного  питания проанализировав их можно  сделать вывод, что самым главным  требованием является безопасность и экологичность предоставляемых  услуг. Предоставление качественных услуг  позволяет предприятиям не только реализовать  желаемый объем продукции, но и заработать безупречную репутацию и постоянных клиентов, что обеспечит предприятию  стабильный доход и возможность  перспективного развития в будущем.

Информация о работе Анализ услуг общественно питания и перспективы их развития