Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:28, дипломная работа
Целью работы является проведение анализа и оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия ООО «Союзтехагро» и разработка рекомендаций по повышению эффективности его финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа и оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Союзтехагро» и оценить его финансовое положение на определенную дату;
- определение тенденций изменения финансового состояния предприятия;
- оценить финансовое состояния ООО «Союзтехагро» на основе использования современных информационных технологий.
Введение 6
1. Теоретические основы анализа и оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия 9
1.1. Цели и назначение финансового анализа предприятия 9
1.2. Оценка платежеспособности предприятия 12
1.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия 18
1.4. Оценка деловой активности предприятия 25
2. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия ООО «Союзтехагро» 30
2.1. Предварительная оценка финансового положения предприятия
ООО «Союзтехагро» 30
2.2. Анализ платёжеспособности предприятия ООО «Союзтехагро» 38
2.3. Анализ структуры капитала и финансовой устойчивости
предприятия ООО «Союзтехагро» 41
2.4. Анализ деловой активности ООО «Союзтехагро» 45
3. Оценка и прогнозирование финансового
состояния ООО «Союзтехагро» с использованием экономико-математического моделирования 52
3.1. Роль современных информационных технологий в
экономическом анализе предприятия с использованием
математических методов эконометрического прогнозирования 52
3.2. Построение линейной модели для оценки и прогнозирования финансовой устойчивости предприятия ООО «Союзтехагро» и анализ результатов 55
3.3. Разработка рекомендаций по повышению финансовой
устойчивости предприятия ООО «Союзтехагро» 62
Заключение 71
Список использованных источников 74
1.4. Оценка деловой активности предприятия
В современных условиях экономического обособления и самостоятельности хозяйствующего субъекта успех или неуспех фирмы во многом зависит от стратегии развития. Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм и степени конкурентной борьбы, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, преимуществ национальной экономики на мировом рынке по отдельным направлениям, а также внутренних факторов, связанных с возможностями и особенностями хозяйствующего субъекта. [20, стр.156]
Платежеспособность, финансовая устойчивость и стабильность финансового положения в немалой степени обслуживается его деловой активностью.
Оценка деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной производственной деятельности.
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия, и др. Количественная оценка делается по двум направлениям: степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста и уровень эффективности использования ресурсов предприятия. [34]
Для реализации первого направления анализа целесообразно также учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее их соотношение:
Тпб > Тр >Так >100%,
где Тпб, Тр, Так - соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала (Бд).
Эта зависимость означает что: а) экономический потенциал предприятия возрастает; б) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения. [17, стр.237]
Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие эффективность использования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них - выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансированного капитала.
При анализе оборачиваемости оборотных средств особое внимание должно уделяться производственным запасам и дебиторской задолженности. Чем меньше омертвляются финансовые ресурсы в этих активах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносят предприятию все новые и новые прибыли.
Оборачиваемость оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов за анализируемый период. Оборотами при оценке и анализе оборачиваемости являются:
для производственных запасов – затраты на производство реализованной продукции;
для дебиторской задолженности – реализация продукции по безналичному расчету (поскольку этот показатель не отражается в отчетности и может быть выявлен по данным бухгалтерского учета, на практике его нередко заменяют показателем выручки от реализации).
Показатели оборачиваемости характеризуют скорость превращения различных средств в денежную форму.
Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов — это отношение суммы продаж к сумме товарно-материальных запасов:
Ко.т.з. = Продажи / Товарно-материальные запасы.
Коэффициент показывает количество оборотов, совершаемых товарно-материальными запасами в год. Но значительное превышение среднеотраслевых норм может означать рост риска, связанного с нехваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может являться признаком недостатка свободных денежных средств и сигналом о возможной неплатежеспособности предприятия. Нормативная величина коэффициента может колебаться для различных отраслей от 4 до 8. [17, стр.96]
Нередко этот показатель определяется как длительность оборота в днях:
До = (Материальные запасы х 365) / Продажи.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности — отношение суммы продаж к сумме дебиторской задолженности (за минусом резервов на сомнительные позиции):
Ко.д.з. = Продажи / Дебиторская задолженность.
Коэффициент показывает, сколько раз в год дебиторская задолженность превращалась в денежные средства. Высокие значения этого показателя положительно сказываются на ликвидности и платежеспособности. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях:
До.д.з. = (Дебиторская задолженность х 365) / Продажи.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности — отношение объема продаж к кредиторской задолженности:
Ко.к.з. = Продажи / Кредиторская задолженность.
Характеризует количество оборотов, которое требуется предприятию для оплаты долгов. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях:
До.к.з. = (Кредиторская задолженность х 365) / Продажи.
Сравнение величин оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в днях позволяет сопоставить условия краткосрочного кредитования предприятием своих клиентов с условиями кредитования самого предприятия его поставщиками. [32]
Показатели оборачиваемости активов характеризуют их отдачу, которая выражается следующими коэффициентами:
Коэффициент отношения продаж к общим активам характеризует уровень эффективности использования всех активов предприятия. Он показывает, сколько рублей реализованной продукции приходится в расчете на рубль стоимости активов предприятия.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:
Ко.с.к. = Продажи / Собственный капитал.
Показывает скорость оборота собственного капитала, что для акционерных частных организаций и фирм означает активность средств собственников капитала. Рост данного показателя свидетельствует о повышении уровня продаж. Повышение уровня продаж в значительной степени обеспечивается кредитами, а следовательно снижает долю собственника в общем капитале хозяйствующего субъекта.
Коэффициент отношения продаж к оборотному капиталу (текущим активам):
Ко.о.а. = Продажи / Оборотные активы.
Он является общим измерителем эффективности использования текущих активов, так как показывает, сколько реализовано продукции в расчете на рубль текущих активов. [9, стр.256]
Коэффициент отношения продаж к недвижимому имуществу:
Ко.о.с. = Продажи / Основные средства.
Он характеризует уровень эффективности использования основных средств, показывает, сколько реализовано продукции в расчете на рубль стоимости основных средств.
Рассмотрим группу показателей характеризует рентабельность активов. Наиболее часто для оценки рентабельности активов используют данные о чистой прибыли.
Рентабельность активов оценивается путем сопоставления чистой прибыли с общей суммой активов по балансу:
Ра = Чистая прибыль / Сумма активов
Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль активов. Если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным.
Рентабельность оборотных активов — отношение чистой прибыли к величине оборотных активов:
Ро.а. = Чистая прибыль / Оборотные активы
Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль текущих активов — оборотных средств. Рентабельность оборотного капитала иллюстрирует способность компании получать прибыль от осуществления основной деятельности, т.е. своих обычных хозяйственных операций. [16, стр.211]
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования только собственных источников финансирования предприятия и равна отношению чистой прибыли к величине собственного капитала:
Рс.к. = Чистая прибыль / Собственный капитал
Рентабельность продаж — отношение чистой прибыли к продажам:
Рп = Чистая прибыль / Сумма продаж.
Коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на рубль реализованной продукции.
Следует обратить внимание на то, что для получения более точных результатов в расчетах используют средние значения показателей за период.
Обобщенной характеристикой продолжительности омертвления финансовых ресурсов в текущих активах является длительность операционного цикла - сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции (услуг) предприятия, иначе говоря, в течение какого периода денежные средства связаны в материально-производственных запасах:
До.ц. = До.д.з. + До.т.з.
Показатель продолжительности финансового цикла в значительной степени зависит от характера производственной деятельности; его снижение - одна из основных внутрихозяйственных задач предприятия. Среднее значение длительности финансового цикла рассчитывается как сумма периода оборота дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов за вычетом периода оборота кредиторской задолженности.
Дф.ц. = До.д.з. + До.т.з. – До.к.з.
По сути данного финансового показателя получается, что чем выше значение финансового цикла, тем выше потребность предприятия в денежных средствах для приобретения производящих оборотных средств. [14, стр.142]
Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов обобщаются в показателях оборота собственного капитала и оборачиваемости основного капитала, характеризующих соответственно отдачу вложенных в предприятие: а) средств собственника; б) всех средств, включая привлеченные. Различие между этими коэффициентами обусловлено степенью привлечения заемных средств для финансирования производственной деятельности.
К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста.
Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала) характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.
Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.
Соотношение между динамикой продукции и динамикой ресурсов (затрат) определяет характер экономического роста. Экономический рост может быть достигнут как на экстенсивной, так и на интенсивной основе. Превышение темпов роста продукции над темпами роста затрат или ресурсов свидетельствует об интенсивном типе экономического роста. Интенсивный тип экономического роста может осуществляться в двух формах: фондоемкой и фондосберегающей, что требует соответствующего анализа использования ресурсов. [26, стр.214]
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Союзтехагро»
2.1. Предварительная оценка финансового положения ООО «Союзтехагро»
Предприятие ООО «Союзтехагро» занимается производством и реализацией изделий из пластмасс, расположено в городе Воронеже и работает с 1 апреля1999 года.
ООО «Союзтехагро» имеет основные средства: оборудование для производства изделий из пластмасс – 4 термопластавтомата, производительность которых от100 до 1000 изделий в час, автомобиль, 3 компьютера, так как бухгалтерский учет осуществляется с учетом применения ПЭВМ, различный инвентарь, необходимый для производства продукции, столы, стулья и др. Предприятие арендует один цех, складское помещение и офис. Общая площадь арендуемых помещений составляет 102 кв. метра.
Руководит предприятием директор. Согласно штатного расписания на предприятии работает 39 человек. У главного бухгалтера в подчинении находятся кассир и бухгалтер, у главного инженера – 2 инженера, у начальника производства – рабочие и кладовщик.
Основным сырьем является полиэтилен высокого и низкого давления. Главные поставщики находятся в г. Воронеже и г. Москве. Рынок сбыта достаточно широк, охватывает центральный и центрально-черноземный районы России. Покупателями являются фабрики и заводы, расположенные в Москве, Рязани, Туле, Липецке, Тамбове и других городах.
ООО «Союзтехагро» обычно работает в одну смену, продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, суббота, воскресенье – выходные. Если предприятие получает большой заказ, то организуют ночную смену.