Использование оборотных средств на предпрятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать управление оборотными средствами торгового предприятия.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие, состав и структура оборотных средств;
- рассмотреть механизм управления оборотными средствами;
- исследовать управление оборотными средствами на предприятии ЗАО «Продторг»;
- разработать методы совершенствование управления оборотными средствами.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические основы управления оборотными средст-вами..….……...6
1.1 Характеристика оборотных средств как объекта управления ………….…...6
1.2 Механизм управления оборотными средства-ми…………………………...…7
Глава 2 Анализ механизма управления оборотными средствами
на предприятии ЗАО «Про-дторг»……………………………….………………..12
2.1 Анализ системы управления оборотными средствами на предприятии.…..12
2.2 Анализ механизма управления отдельными элементами
оборотных средств……………………………………………..…………………..17
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию управления
оборотными средства-ми……………………………………………….….….……27
Заключение……………………………………………………….……...…………35
Список использованных источников....……………..……………….…………...38
Приложения…………………………………………………………..….....……....41

Работа состоит из  1 файл

использование оборотных средств.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

      Принцип товарного кредита заключается в том, что реализуется продукция под  определенный размер начисляемых процентов. В этом случае оговаривается  срок погашения задолженности с выплатой накопительных процентов. Положительный эффект заключается в увеличении привлекательности условий продаж, что вызывает повышение объемов продаж. Также предприятие получает дополнительный доход от процентов. Отрицательный эффект связан с тем, что увеличиваются издержки по обслуживанию долга и инкассации, потери в разнице от предоставленного процента и стоимостью привлеченных новых средств, а также вероятность возникновения безнадежных долгов.

      При использовании отсрочки платежа предприятие получает положительный эффект, выраженный в повышении объемов продаж и увеличении массы прибыли. Отрицательный эффект связан с тем, что субъект начинает нести определенные издержки, в частности, издержки от неиспользования средств, связанных в дебиторской задолженности, издержки по проведению инкассационной политики, увеличение вероятности возникновения безнадежных долгов из-за увеличения  отсрочки платежа.

      Для данной модели вводится следующее ограничение: все изменения в кредитной  политике вступают в силу одновременно для всех покупателей, то есть в любой  момент времени действует только одна система расчетов. Не допускается  работать с одними покупателями по одним условиям, а с другими – по другим. Для осуществления этой возможности необходимо разделить покупателей на группы по кредитным условиям (они могут отличаться для различных в финансовом отношении групп хозяйствующих субъектов) и проводить анализ раздельно.

      Незначительных  клиентов условно можно разбить  на пять категорий в зависимости  от уровня риска, которому предприятие  подвергается в результате полной или  частичной неоплаты дебиторской  задолженности (табл.7).  
 

      Таблица 7

         Оценка риска в зависимости от уровня возможных убытков

    Категория риска Уровень возможных  убытков по сделке в процентах
     1  0
     2  5 – 10
     3  10 – 20
     4  20 – 50
     5  Более 50
 

      В ходе управления дебиторской задолженностью ЗАО «Продторг» необходимо проводить ранжирование дебиторов по группам риска, связанного с возникновением несостоятельных и безнадежных долгов. При этом из числа партнеров предприятия исключаются дебиторы с высоким уровнем риска. Для этого необходимо собрать информацию о клиентах-дебиторах и тщательно проанализировать ее, принимая решение о предоставлении или отказе в кредите (при этом изучается финансовое состояние клиентов и их значимость (незначительный, средний, крупный)).

      По  первой категории кредит можно предоставлять  автоматически. По второй – кредит может быть разрешен до определенного объема, который определяется предприятием. По третьей – лимит по кредиту должен быть более строгим. По четвертой – кредит предоставляется в исключительных случаях. По пятой категории кредит не предоставляется вообще. Крупного клиента следует рассматривать как совокупность небольших клиентов, случайные убытки от которых полностью коррелируют друг с другом. Если предприятие продает в кредит крупным клиентам, то проблема состоит в том, чтобы узнать максимальный риск, возникающий в данной ситуации, и его возможные последствия. Если возникающий в результате убыток будет настолько велик, что может привести предприятие к банкротству, следует отказать клиенту в кредите, даже если вероятность невозврата средств низка.

      Предприятиям, для которых характерен высокий уровень дебиторской задолженности и соответствующие потери, целесообразно организовать систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, как это было ранее, но и по размерам, географии, юридическим и физическим лицам, срокам погашения  при заключении сделок.

      Надо  отметить, что существует определенная связь между размером дебиторской  задолженности и вероятностью погашения  ее в срок. По размеру дебиторской  задолженности дебиторов целесообразно  ранжировать в зависимости от величины долга. Это позволит сконцентрировать усилия на получении крупных долгов. Разделение дебиторов по географии полезно для выделения долгов, взыскание которых затруднено вследствие несовпадения юридических актов (в случае, если дебиторы находятся в другом государстве) и возможной неплатежеспособностью дебиторов вследствие тяжелого финансового положения в регионе. Разделение по физическим и юридическим лицам обосновано, поскольку существует большая вероятность взыскания долгов с юридических лиц, имеющих обособленное имущество. Можно выделить группу дебиторов, являющихся одновременно и кредиторами. В этом случае при контроле дебиторской задолженности можно прямо контролировать выполнение условия, что кредиторская задолженность должна перекрывать дебиторскую, являясь источником оборотного капитала.

      Кроме того, следует изменить сроки инвентаризации дебиторской задолженности. Выверка  расчетов по ней должна проводиться  не в конце года, а ежеквартально. А в некоторых случаях целесообразно  проводить инвентаризацию долгов ежемесячно, но обязательно с принятием мер воздействия на недобросовестных дебиторов. Эти меры воздействий могут оказать органы власти региона, где зарегистрирован офис должника.

     Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся: время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность; структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчётов с покупателями и возможность их унификации; схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов; система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и прочее. Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления компании.

     Контроль  за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской  задолженности по срокам ее возникновения: наиболее распространенная классификация  предусматривает следующую группировку (в днях): 0-30; 31-60; 61-90; 90-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

     Анализ  и контроль уровня дебиторской задолженности  можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности, можно использовать коэффициент погашения дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии; так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течении двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, то можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.

     Наиболее  употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются: направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

     Весьма  актуален вопрос о правомочности  сопоставления дебиторской и  кредиторской задолженности. Здесь позиции аналитика и бухгалтера могут быть диаметрально противоположными: первый допускает возможность сопоставления (в частности, весь анализ ликвидности и платёжеспособности с использованием специальных коэффициентов основан на таком сопоставлении), второй – нет.

     Для того чтобы повысить эффективность  работы с дебиторами, многие крупные  компании создают самостоятельные  подразделения или дочерние компании, специализирующиеся на работе с дебиторской  задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приёмами работы с дебиторами, но и применять такие современные методы, как секьюритизация и факторинг.

      В случае предложения скидки на продукцию положительный эффект заключается в повышении объемов продаж, а отрицательный эффект связан с издержками от предоставления скидки, а также издержками и затратами, связанными с проведением инкассационной политики.

      Временной скидкой называется механизм предложения скидки, которая предоставляется в случае осуществления оплаты в рамках срока действия скидки или раньше наступления стандартного срока оплаты. Положительные эффекты такой скидки следующие: увеличение объемов продаж, уменьшение потерь вследствие безнадежных долгов, поскольку стимулируется быстрая оплата, и сокращение среднего периода дебиторской задолженности. При этом отрицательный эффект состоит в издержках от предоставления скидки.

      Сравнивая положительные и отрицательные  эффекты у описанного подхода, отметим, что положительных эффектов от использования скидок больше. Основным недостатком системы скидок являются большие издержки, связанные со снижением цены продукта. Этот механизм может применяться для временного стимулирования продаж – например, для реализации чрезмерного запаса товаров.

      Эффективность предлагаемой модели управления дебиторской  задолженностью оценивается по критерию максимизации прибыли предприятия.

     Рассчитаем  воспользуются ли покупатели предоставленной  скидкой в размере 5% при оплате в 10 срок при максимальной длительности отсрочки по условиям договоров в 75 дней.

     Цена  отказа от скидки = процент скидки : (100% - процент скидки) × 360 : (максимальная длительность отсрочки платежа – период в течение которого предоставляется скидка) × 100%

     Цена  отказа от скидки = 5% : (100% - 2%) × 360 : (75 – 10) × 100% = 28,26%

     Рассчитаем  будет ли выгодным для предприятия  ЗАО «Продторг» предоставлять скидки.

     Размер  выручки в 2009 году составил 74882 тыс.руб.

     Величина  дебиторской задолженности до предоставления скидки: 26982 тыс.руб.

     Величина  дебиторской задолженности после  предоставления скидки:

     74882тыс. руб. × 10 дней : 360 дней = 20800,56 тыс. руб.

     Это приведет к высвобождению денежных средств для дальнейшего инвестирования.

     Данный  размер активов высвободится у предприятия:

     26982тыс. руб. – 20800,56 тыс. руб. = 6181,44 тыс.руб.

     Потери  на скидку составят:

     74882 тыс. руб. × 5% = 3744,1 тыс.руб. следовательно предприятию выгодно будет предоставлять покупателям скидку в размере 5% при данной рентабельности активов. 
 

      Заключение 

     Под составом оборотных активов понимают совокупность элементов, образующих оборотные  активы. Деление оборотных активов  на оборотные производственные фонды и фонды обращения определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации.

     Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением  платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

     Для осуществления нормальной жизнедеятельности  организация должна располагать  оптимальной суммой денежных средств. Чтобы принимать оптимальные  управленческие решения, связанные  с движением денежных средств, для  достижения наилучшего эффекта хозяйственной деятельности руководству организации нужна постоянная осведомленность о состоянии денежных средств. Следовательно, необходимы систематический денежный анализ и оценка денежных потоков организации.

Информация о работе Использование оборотных средств на предпрятии