Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является проведение финансового анализа и, прогнозирования финансовых результатов деятельности предприятия и бизнес-планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть роль и значение финансового анализа в современных условиях, а также его модели и методику проведения;
- изучить методы и модели финансового анализа и прогнозирования предприятия;
- провести финансовый анализ деятельности ООО «Атлас Парк-Отель»;
- выработать рекомендации по оптимизации показателей финансовой деятельности предприятия.
Введение 3
1.Теоретические аспекты экономического анализа при обосновании бизнес - планов фирм ГТБ 6
2.Организация аналитической работы на предприятиях гостинично-туристского комплекса 15
2.1. Разработка положения об аналитической службе гостиничного (туристского) предприятия 15
2.2. Организационная структура управления аналитической службой гостиницы (турфирмы) 16
2.3. Программа, основные этапы проведения экономического анализа и его содержание. Исполнители аналитической работы. Распределение аналитической работы по исполнителям и срокам 16
3. Разработка методики экономического анализа хозяйственной деятельности гостиницы (туристской фирмы) 18
3.1. Определение источников и объема аналитической информации 18
3.2. Определение системы экономических показателей 18
3.3. Определение необходимых и достаточных видов и приемов экономического анализа 20
3.4. Методика проведения экономического анализа деятельности гостиницы или туристской фирмы 20
4. Экономический анализ хозяйственной деятельности гостиницы (туристской фирмы) 23
4.1. Характеристика объекта экономического анализа - гостиницы (туристской фирмы) 23
4.2. Анализ выполнения показателей бизнес-плана 27
4.3. Анализ динамики основных показателей гостиницы (туристской фирмы) 30
4.4. Анализ структуры и структурных сдвигов основных показателей гостиницы (туристской фирмы) 35
4.6. Факторный анализ 42
4.7. Выводы 46
Литература 49
На основании данных таблицы 1 можно сделать следующие выводы:
1. план по доходам не выполнялся в 1997 и 1998гг., выполнение составляло 99,8% и 99,0%. На снижение выполнения плана повлияли невыполнение по следующим направлениям:
- продажа номеров (99,5% и 98,6%);
- напитки (98,0% и 99,9%);
- дополнительные услуги (93,4% и 98,7%);
- доходы от аренды (87,9% и 95,3%), т.е. имели наибольшее снижение.
2. С 1999г. по 2001г. план стал выполняться и выполнение плана соответственно составляло 100,7%, 100,1% и 100,5%. Выполнение связано с выполнением плана по продаже номеров (повысился уровень загрузки с 99,5% в 1997г. до 100,7%, в 2001году питания и напитков.
Особенно наглядно динамика доходов по направлениям представлена на рис. 3.
Рис. 3. Динамика доходов по направлениям
Для анализа динамики выбираются несколько показателей основной деятельности гостиницы (турфирмы): объем доходов, общая сумма расходов, численность персонала, прибыль, уровень загрузки (для гостиницы); 2-3 производных показателя, определяемых или зависящих от выбранной темы курсового проекта.
По отчетным значениям рассматриваемых показателей рассчитываются цепные, базисные и среднегодовые темпы роста (снижения), результаты оформляются в виде табл. 2.
Таблица 2
Динамика показателей деятельности предприятия
показатель |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
среднегодовой темп изменения в % | ||||||||
абсол. Знач. |
абсол. Знач. |
темп изм. в % |
абсол. Знач. |
темп изм. в % |
абсол. Знач. |
темп изм. в % |
абсол. Знач. |
темп изм. в % | ||||||
базис. |
цепн. |
базис. |
цепн. |
базис. |
цепн. |
базис. |
цепн. | |||||||
Доходы -Всего, тыс. $ |
3558,0 |
3524 |
0,96 |
0,96 |
3523 |
0,98 |
0,03 |
3554 |
0,11 |
-0,88 |
3579 |
-0,59 |
-0,70 |
-0,70 |
Расходы -Всего, тыс. $ |
2974,5 |
2963,7 |
0,36 |
0,36 |
2984 |
-0,32 |
-0,68 |
3127,5 |
-5,14 |
-4,81 |
3099,4 |
-4,20 |
0,90 |
0,90 |
Прибыль, тыс. $ |
206,2 |
185,7 |
9,94 |
9,94 |
243,8 |
-18,23 |
-31,29 |
117,1 |
43,21 |
51,97 |
136,6 |
33,75 |
-16,65 |
-16,65 |
Численность персонала,ед. |
326 |
324 |
0,61 |
0,61 |
320 |
1,84 |
1,23 |
329 |
-0,92 |
-2,81 |
320 |
1,84 |
2,74 |
2,74 |
уровень загрузки,% |
63,9 |
61 |
4,54 |
4,54 |
60,8 |
4,85 |
0,33 |
63,5 |
0,63 |
-4,44 |
65,1 |
-1,88 |
-2,52 |
-2,52 |
выработка на 1-го работника,$ |
10,91 |
10,88 |
0,34 |
0,34 |
11,01 |
-0,87 |
-1,22 |
10,80 |
1,02 |
1,88 |
11,18 |
-2,48 |
-3,54 |
-3,54 |
На рис. 4 представлена динамика доходов, расходов и прибыли за 1997-2001гг.
Рис.4. Динамика доходов, расходов и прибыли за 1997-2001гг.
Выводы по проведенному экономическому анализу.
На основании данных таблицы 1 можно сделать следующие выводы:
1. план по доходам не выполнялся в 1997 и 1998гг., выполнение составляло 99,8% и 99,0%. На снижение выполнения плана повлияли невыполнение по следующим направлениям:
- продажа номеров (99,5% и 98,6%);
- напитки (98,0% и 99,9%);
- дополнительные услуги (93,4% и 98,7%);
- доходы от аренды (87,9% и 95,3%), т.е. имели наибольшее снижение.
2. С 1999г. по 2001г. план стал выполняться и выполнение плана соответственно составляло 100,7%, 100,1% и 100,5%. Выполнение связано с выполнением плана по продаже номеров (повысился уровень загрузки с 99,5% в 1997г. до 100,7%, в 2001году питания и напитков.
Таблица 3
Анализ выполнения плановых показателей
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | |||||||||||
показатель |
План |
Факт |
%вып. |
План |
Факт |
%вып. |
План |
Факт |
%вып. |
План |
Факт |
%вып. |
План |
Факт |
%вып. |
Затраты, всего |
2958,1 |
2974,5 |
100,6 |
2990,4 |
2963,7 |
99,1 |
2957,5 |
2984 |
100,9 |
3053,0 |
3127,5 |
102,4 |
3107,9 |
3099,4 |
99,7 |
в том числе: переменные |
1960,2 |
2031,6 |
103,6 |
1993,6 |
2036,9 |
102,2 |
2047,5 |
2018,7 |
98,6 |
2105,2 |
2132,4 |
101,3 |
2132,4 |
2075,8 |
97,3 |
в т.ч. - зарплата с начислениями |
1069,2 |
1117,2 |
104,5 |
1103,6 |
1124,2 |
101,9 |
1116,5 |
1152 |
103,2 |
1136 |
1105,3 |
97,3 |
1149,9 |
1123,8 |
97,7 |
эксплуатация и ремонт номерного фонда |
424,1 |
437,6 |
103,2 |
427,2 |
412,3 |
96,5 |
444,5 |
458 |
103,0 |
458 |
494 |
107,9 |
466,4 |
440,2 |
94,4 |
оплата телефонной службе |
74,8 |
78,3 |
104,7 |
89,0 |
91,6 |
102,9 |
80,5 |
42,3 |
52,5 |
99,4 |
124,4 |
125,2 |
92,6 |
96,6 |
104,3 |
закупка продуктов и напитков |
392,0 |
398,5 |
101,7 |
373,8 |
408,8 |
109,4 |
406 |
166,4 |
41,0 |
411,8 |
408,7 |
99,2 |
423,6 |
415,2 |
98,0 |
постоянные |
997,9 |
942,9 |
94,5 |
996,8 |
926,8 |
93,0 |
910 |
965,3 |
106,1 |
947,9 |
995,1 |
105,0 |
975,4 |
1023,6 |
104,9 |
в т.ч. - административные |
156,8 |
145,9 |
93,0 |
149,5 |
141 |
94,3 |
157,5 |
119,8 |
76,1 |
163,3 |
195,5 |
119,7 |
167,3 |
175,4 |
104,8 |
энергоносители |
135,4 |
138,8 |
102,5 |
135,3 |
130,4 |
96,4 |
126 |
116,3 |
92,3 |
131,4 |
124,4 |
94,7 |
138,8 |
136 |
98,0 |
амортизация ОС и HМА |
199,6 |
188,6 |
94,5 |
206,5 |
193,8 |
93,8 |
199,5 |
221,9 |
111,2 |
205,9 |
213,2 |
103,5 |
202,9 |
204 |
100,5 |
эксплуатация и ремонт зданий |
106,9 |
103,2 |
96,5 |
110,4 |
112,8 |
102,2 |
87,5 |
133,9 |
153,0 |
92,3 |
127,9 |
138,6 |
103,2 |
132,4 |
128,3 |
маркетинг |
71,3 |
64,0 |
89,8 |
74,8 |
67 |
89,6 |
70 |
77,5 |
110,7 |
71 |
81,7 |
115,1 |
74,8 |
82,3 |
110,0 |
оплата за аренду |
60,6 |
56,9 |
93,9 |
64,1 |
59,9 |
93,4 |
63 |
88,1 |
139,8 |
67,5 |
28,4 |
42,1 |
64,1 |
68 |
106,1 |
продолжение таблицы 3
прочие расходы (пошлины и сборы) |
178,2 |
170,8 |
95,8 |
160,2 |
148 |
92,4 |
129,5 |
112,7 |
87,0 |
134,9 |
127,9 |
94,8 |
146 |
139,6 |
95,6 |
зарплата управленческого персонала |
89,1 |
74,7 |
83,8 |
96,1 |
74 |
77,0 |
77 |
95,1 |
123,5 |
81,7 |
96 |
117,5 |
78,3 |
85,9 |
109,7 |
На основании данных таблицы 3 можно сделать следующие выводы:
1.В 1997, 1999 и 2000гг. фактические затраты были выше плановых и соответственно составляли 100,6% , 100,9% и 102,4%. На рост затрат повлиял рост по следующим статьям:
- зарплата с начислениями;
- эксплуатация и ремонт номерного фонда;
- оплата телефонной службе;
- закупка продуктов и напитков;
- энергоносители.
2. В 1998г. – 2001гг. фактические затраты были ниже плановых и соответственно составляли 99,1% и 99,7%. Снижение затрат произошло практически по всем статьям.
Таблица 4
Анализ выполнения плановых показателей
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | |||||||||||
показатель |
План |
Факт |
%вып. |
План |
Факт |
%вып. |
План |
Факт |
%вып. |
План |
Факт |
%вып. |
План |
Факт |
%вып. |
1.Численность персонала, чел. |
318 |
326 |
102,5 |
320 |
324 |
101,3 |
318 |
320 |
100,6 |
321 |
329 |
102,5 |
318 |
320 |
100,6 |
в том числе: |
|||||||||||||||
в службе приема |
46 |
48 |
104,3 |
47 |
48 |
102,1 |
47 |
48 |
102,1 |
48 |
50 |
104,2 |
47 |
48 |
102,1 |
на этажах |
56 |
62 |
110,7 |
57 |
61 |
107,0 |
57 |
59 |
103,5 |
57 |
62 |
108,8 |
57 |
57 |
100,0 |
в ресторанной службе |
160 |
158 |
98,8 |
159 |
155 |
97,5 |
160 |
156 |
97,5 |
160 |
158 |
98,8 |
160 |
158 |
98,8 |
в телефонной службе |
7 |
5 |
71,4 |
7 |
6 |
85,7 |
5 |
6 |
120,0 |
7 |
7 |
100,0 |
6 |
7 |
116,7 |
в дополнительных услугах |
11 |
13 |
118,2 |
12 |
13 |
108,3 |
11 |
12 |
109,1 |
11 |
12 |
109,1 |
12 |
11 |
91,7 |
в аппарате управления |
28 |
30 |
107,1 |
28 |
30 |
107,1 |
28 |
30 |
107,1 |
28 |
30 |
107,1 |
27 |
30 |
111,1 |
в коммерческой службе |
10 |
9 |
90,0 |
10 |
11 |
110,0 |
10 |
10 |
100,0 |
10 |
10 |
100,0 |
9 |
9 |
100,0 |
2. Принято всего, чел. |
12 |
8 |
14 |
8 |
9 |
||||||||||
3. Уволено всего, чел. |
14 |
12 |
5 |
17 |
8 |
На основании данных таблицы 10 можно сделать следующие выводы:
На протяжение анализируемого
периода с1997 г по 2000г. план по численности
выполнялся, выполнение плана соответственно
составляло 102,5%, 101,3%, 100,6%,102,5%, 100,6%.
Проанализируем структуру всех основных показателей деятельности гостиничного (туристского) предприятия - доходов, расходов, численности персонала. Результаты анализа представим в табл. 5.
Таблица 5
Структура доходов гостиницы, %
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | ||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |
Доходы -Всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,0 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
В том числе |
||||||||||
номера |
54,20 |
54,00 |
54,30 |
54,10 |
54,30 |
54,20 |
54,30 |
54,50 |
54,30 |
54,40 |
питание |
25,40 |
25,90 |
25,50 |
25,80 |
25,50 |
25,30 |
25,50 |
25,70 |
25,50 |
25,60 |
напитки |
11,10 |
10,90 |
11,00 |
11,10 |
11,00 |
11,60 |
11,00 |
11,90 |
11,00 |
11,30 |
телефон |
3,70 |
4,10 |
3,50 |
3,60 |
3,60 |
3,40 |
3,70 |
3,10 |
3,50 |
3,30 |
дополнительные услуги |
3,10 |
2,90 |
3,00 |
2,80 |
3,00 |
3,20 |
2,90 |
2,60 |
3,10 |
3,00 |
доходы от аренды |
2,50 |
2,20 |
2,70 |
2,60 |
2,60 |
2,30 |
2,60 |
2,20 |
2,60 |
2,40 |
Графическое изображение анализа структуры показателей представлено на рис.5 и 6 в виде круговых диаграмм для первого и последнего годов анализируемого периода.
Рис. 5. Диаграмма анализа структуры показателей за 1997 год
Рис. 6. Диаграмма анализа структуры показателей за 2001год
Изменения
в структуре отдельных
структурных сдвигов.
Структурные сдвиги определяются сопоставлением фактической структуры со структурой, предусмотренной планом, или со структурой за предыдущий период.
Влияние структурных сдвигов на общее изменение показателя рассчитывается по формуле:
ΔДП = П показ - 100 = ∑(УД'показ, х 1 показ.-УДпоказ,
где ΔП - отклонение (изменение)
показателя - показывает, на сколько
процентов изменился
Ппоказ. - процент выполнения плана (изменения) по рассматриваемому показателю, %;
УД показ., УД'показ.1 - соответственно плановая и фактическая доли (удельный вес) i-ro показателя в общем совокупном показателе, %;
I показ. - индекс выполнения
плана (изменения) по
п - количество составных частей в общем совокупном показателе.
Например, применительно к структуре доходов формула выглядит следующим образом:
ΔПd=Пd-100 = ∑ (УД1х1d-УД<1),
i=i
где ΔHd - процент изменения фактического уровня общей суммы доходов по сравнению с базовым, %;
Пd - процент выполнения плана (изменения) доходов, %;
УДdi, УД'dj - соответственно плановая и фактическая доли i-ro вида деятельности в общем объеме доходов, %;
1d - индекс выполнения плана (изменения) общей суммы доходов;
п - количество доходообразующих видов деятельности.
Результаты расчета приводятся в табл. 6.
Таблица 6
Анализ структурных сдвигов по доходам) за 2001год
Вид деятельности (состав затрат, группы персонала) |
Доходы (расходы, численность персонала) |
% выпол- нения плана |
Структура, % |
Структур- ные сдвиги (ДП) | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
Продажа номеров |
1933,1 |
1947 |
101,6 |
54,30 |
54,40 |
0,10 |
Питание |
907,8 |
916,2 |
101,8 |
25,50 |
25,60 |
0,10 |
Напитки |
391,6 |
404,4 |
104,1 |
11,00 |
11,30 |
0,31 |
Телефон |
124,6 |
118,1 |
95,8 |
3,50 |
3,30 |
-0,19 |
дополнительные услуги |
110,4 |
107,4 |
98,1 |
3,10 |
3,00 |
-0,10 |
доходы от аренды |
92,6 |
85,9 |
93,6 |
2,60 |
2,40 |
-0,19 |
Итого |
3560,0 |
3579,0 |
100,5 |
100,0 |
100,0 |
0,03 |