Классификация управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Что же такое решение? Обычно в процессе, какой - либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение - это выбор альтернативы.

Содержание

1.Особенности управленческих решений 4
1.1Общий подход к классификации управленческих решений 4
1.2Классификация управленческих решений по субъектно-объектному признаку 5
1.3Классификация решений по форме, содержанию и времени действия 6
1.4 Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления 7
1.5 Иерархия решений 11
1.6 Классификация решений по признакам 12
Заключение 17
2. Практическая часть 18
2.1. Определить цель проекта 18
2.2Рассчитать временные параметры проекта 20
2.2.1 Составить перечень работ по проекту, указав их минимальную, наиболее вероятную и максимальную продолжительность 20
2.2.2Построить сетевой график проекта 23
2.2.3Рассчитать временные параметры всех работ (ожидаемую продолжительность, дисперсию, ранние и поздние начала и окончания работ и резервы времени работ) 24
2.2.4Построить диаграмму Ганнта, с указанием резервов времени для работ проекта 25
2.2.5Оценка максимально возможного срока выполнения всего комплекса работ с определённой вероятностью 27
2.2.6 Расчет стоимостных параметров сетевого графика 28
2.2.7 Оптимизация сетевого графика 31
2.3. Расчёт срока окупаемости: 34
Заключение 41
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Теоретическая часть.docx

— 128.87 Кб (Скачать документ)

К наиболее сложным и ответственным  относят решения, которые называют технологическими или управленческо-технологическими.

Класс технологических решений  в производственных организациях включает в себя, в частности: определение  цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств  и способа производства работ, постановку задач подразделениям и т. д.

Наиболее ответственным  в классе технологических решений является определение цели, на основании чего строятся остальные элементы решения и критерий эффективности Цель при этом является не внешним фактором по отношению к технологическому решению, а частью его содержания.

В ряде случаев первоначальная цель, хотя бы и четко сформулированная, претерпевает существенные изменения в процессе подготовки технологического решения, появляются дополнительные цели и подцели. Нередко первоначальная цель отодвигается на задний план.

Следует помнить, что технологическое  решение всегда задает определенное действие, тогда как организационное действие не связано с конкретным действием, его содержанием и способом осуществления.(4)

1.5 Иерархия решений

Совокупность решений  руководителей различных рангов, находящихся в отношениях подчинения, составляет иерархию решений, которая определяет структурные связи между ними. В процессе образования иерархии могут превалировать различные тенденции: 
·        снизу вверх (то есть общие решения на более высоких уровнях принимаются на основании частных решений, принятых на нижних уровнях); такое построение характерно для информационных решений; 
·        сверху вниз, что характерно для организационных решений;  
·        навстречу, когда решения на нижних уровнях развивают (применительно к собственным условиям) и реализуют решения верхних уровней, а решения на верхних уровнях принимаются с учетом ранее принятых решений на нижних уровнях; такое построение характерно для технологических решений. 

Внутри иерархии решений  циркулируют потоки информации, которые обеспечивают поступление и согласование входящих данных. Непрерывно изменяющаяся система решений вместе с причинными связями между ними образует ту логическую основу, на которой развивается вся деятельность организаций. Поскольку всякое решение принимается с учетом связей с другими и, прежде всего, на основании вышестоящего решения, возникают ограничения, которые определяют «степени свободы», допустимой вариантности данного решения. В пределах этих «степеней свободы» решение может варьироваться, изменяться, приниматься в том или ином своем варианте. Следует отметить, что для обеспечения согласованности решений недостаточно выполнения ограничений. Необходим еще целенаправленный, согласованный стиль мышления руководителей. Большое значение имеет содержание решений верхних уровней иерархии и контроль сверху вниз. К такому контролю относится и утверждение решений нижних уровней на верхних уровнях.

От типа и класса решения  зависит методология его подготовки. Часто, однако, приходится принимать  решения широкого плана, включающие информационную, организационную и технологическую части. Тогда классы решений рассматриваются как этапы и элементы более общего решения.

1.6 Классификация решений по признакам

Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками (таблица 1).

Таблица 1. Классификация решений, принимаемых организацией

Критерии

Классы решений

Степень повторяемости

проблемы

Традиционные

Нетипичные

Содержание

Экономические Социальные

Организационные

Технические

Научные

Длительность реализации

Долгосрочные Краткосрочные

Количество критериев  выбора

Однокритериальные Многокритериальные

Значимость цели

Стратегические

Тактические

Форма принятия решения

Индивидуальные

Групповые

Уровень принятия решения

Организации в целом

Структурных подразделений

Функциональных служб

Отдельных работников

Уровень творчества

Рутинные

Творческие

Направления решения

Внутри организации как  системы

Выходящие за пределы организации

Способ фиксации решения

Документированные

Недокументированные




 

При рассмотрении данной классификации  следует иметь в виду, что, как  и любая классификация, приведенная  классификация решений использует частично пересекающиеся, порой не однозначно определенные классификационные  признаки. Например, трудно провести четкие разграничения между творческими  и рациональными решениями, при  принятии последних, безусловно, присутствуют элементы творчества. То же можно сказать  про программируемые и формализуемые  решения, про творческие и уникальные решения и т.п. Реальные решения  одновременно могут относиться к  различным типам решений.

Рассмотрим представленную в таблице классификацию  более подробно.

Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

Содержание. В зависимости от содержания принятого руководителем решения, управленческие решения могут быть: экономические, социальные, организаторские, технические и т.д.

Длительность  реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев.  Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок - решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты, осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Количество  критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию, то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальные, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т. п.

Значимость  цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.

Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно индивидуальным. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т. е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие решения называются групповыми. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению групповых форм принятия решений.

Уровень принятия решения. Результат решения может сказаться на каком - либо одном или нескольких подразделениях организации.

Уровень творчества определяется степенью использования руководителем творческого потенциала. Рутинные решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются четкими законами и правилами, критериями, характеризующими соответствие кандидатов определенным требованиям (имеется в виду объективный подход к принятию данных решений). Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке стратегических планов, различных комплексных программ, принятии уникальных решений.

Направление решения. Принятое управленческое решение может быть направлено на решение задач внутри организации, как системы, так и выходить за ее пределы.

Способ  фиксации. По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документированные (т. е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.

Решения можно оценивать  как хорошие или плохие по любому из двух общих критериев:

1) соответствие объективным  требованиям к хорошему решению  в то время, когда оно принимается;

2) правильность решения,  выявляемая позднее.

Соответствие решения  общему критерию предполагает, что  указанное решение:

      • действенное и прагматичное, четко определяет, что, когда и как будет сделано по проблеме;
      • выработано в интересах достижения целей организации;
      • осуществлено эффективно, т. е. его реализация приносит организации определенную выгоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, сделаем следующие  выводы:

1. Решение - это выбор  альтернативы. Необходимость принятия  решений объясняется сознательным  и целенаправленным характером  человеческой деятельности, возникает  на всех этапах процесса управления  и составляет часть любой функции  менеджмента.

2. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий  от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

3. На характер принимаемых  решений огромное влияние оказывает  степень полноты и достоверной  информации, которой располагает  менеджер. В зависимости от этого  решения могут приниматься в  условиях определенности (детерминированные  решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

4. Комплексный характер  проблем современного менеджмента  требует комплексного, всестороннего  их анализа, т.е. участия группы  менеджеров и специалистов, что  приводит к расширению коллегиальных  форм принятия решений.

5. Принятие решения - не  одномоментный акт, а результат  процесса, имеющего определенную  продолжительность и структуру.  Процесс принятия решений - циклическая  последовательность действий субъекта  управления, направленных на разрешение  проблем организации и заключающихся  в анализе ситуации, генерации  альтернатив, выборе из них  наилучшей и ее реализации.

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

2.1. Определить цель проекта

1.Цель проекта

Открыть гостиницу для  домашних животных.

2.Пперечень работ:

  1. проведение маркетингового исследования рынка сбыта и конкурентного рынка данных вид услуг в городе Пскове,  определения круга задач деятельности фирмы;
  2. составление бизнес-плана проекта;
  3. поиск финансовых ресурсов под реализацию данного проекта;
  4. подготовка финансовых документов для предоставления их в банковские учреждения с целью получения кредита под реализацию проекта;
  5. оформление и получение кредита под проект;
  6. разработать учредительные документы (устав, протокол, заявление);
  7. пройти регистрацию учредительных документов в налоговой инспекции;
  8. заказать и получить коды и печать фирмы;
  9. встать на учёт в фонды (медицинский, социальный, пенсионный);
  10. внести фирму в государственный реестр;
  11. найти и снять помещение под гостиницу;
  12. договор на техническое обслуживание (электрика, водоснабжение), заключение СЭС, заключение пожарной инспекции;
  13. закупить оборудование, сырьё и материалы;
  14. подбор и найм персонала;
  15. ремонт и оформление интерьера;
  16. провести презентацию или открытие гостиницы.

3.  Определение перечня участников:

- ИП (физическое лицо);

- государственные внебюджетные  фонды;

- уполномоченный орган;

- сотрудники гостиницы;

- клиенты гостиницы.

Непосредственно в работе самой гостиницы будут задействованы  следующие участники (Табл.1)

Таблица 1

№ п\п

Должность

кол-во

1

директор

1

2

администратор

1

3

ветеринарный фельдшер

2

4

Специалист по присмотру  за животными

2

5

дрессировщик

1

6

мастер по стрижке животных

2

7

уборщица

1

 

итого

10

Информация о работе Классификация управленческих решений