Лицензирование хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений, основанных на развитии всех форм собственности, объективной реальностью остается деятельность государственных органов управления в сфере экономики. Субъекты как частной, так и государственной и коммунальной собственности в своей хозяйственной деятельности ориентируются на получение прибыли, заботятся о своих интересах, не всегда совпадают с интересами государства и общества. Отсутствие или недостаточность регулирования со стороны государственных органов приводит к возможности сокрытия доходов, ввоз на территорию государства токсичных веществ, введение опасных производственных технологий, недобросовестной конкуренции, бесхозяйственного отношения к окружающей природной среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности
1.2. Виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию
1.3. Лицензирование хозяйственной деятельности как способ государственного регулирования экономики
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ И АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Получение лицензии
2.2. Срок действия лицензии и плата за ее выдачу
2.3. Аннулирование лицензии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа готова!.docx

— 49.41 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности

1.2. Виды хозяйственной  деятельности, подлежащие лицензированию

1.3. Лицензирование хозяйственной  деятельности как способ государственного  регулирования экономики

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ  И АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ВЕДЕНИЕ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.  Получение лицензии

2.2. Срок действия лицензии  и плата за ее выдачу 

2.3. Аннулирование лицензии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях рыночных отношений, основанных на развитии всех форм собственности, объективной реальностью остается деятельность государственных органов  управления в сфере экономики. Субъекты как частной, так и государственной и коммунальной собственности в своей хозяйственной деятельности ориентируются на получение прибыли, заботятся о своих интересах, не всегда совпадают с интересами государства и общества. Отсутствие или недостаточность регулирования со стороны государственных органов приводит к возможности сокрытия доходов, ввоз на территорию государства токсичных веществ, введение опасных производственных технологий, недобросовестной конкуренции, бесхозяйственного отношения к окружающей природной среде.

Ситуация в сфере хозяйственной  деятельности не оставляет сомнений в необходимости ее регулирования  со стороны государства. Не выдерживает критики позиция тех, кто утверждает, что рынок способен сам все урегулировать. Ошибочность этого приходится богатым опытом стран рыночной экономики.

Место государства в рыночных структурах незаменимо: только она  в состоянии упорядочить хаотичное  движение, придав ему логичности и  законченности.

В нынешних условиях государство  не может ориентироваться только на процессы рыночного саморегулирования, государственные органы должны осуществлять целенаправленную экономическую и  социальную политику, что отнюдь не противоречит рыночной экономике. Регулирования деятельности хозяйствующих субъектов только рынком, может привести к разрушению окружающей среды, исчерпывающего использования полезных ископаемых, а также к потере финансовой и валютной стабильности, обострения социального неравенства и принесение в жертву долгосрочных потребностей общества ради реализации мгновенных возможностей.

Государство для реализации экономической политики применяет  разнообразные средства и механизмы  регулирования хозяйственной деятельности. Среди основных средств такого регулирующего влияния государства на деятельность субъектов хозяйствования ч. 2 ст. 12 Хозяйственного кодекса Украины определяется лицензирования. На это средство возлагается функция согласования интересов субъектов хозяйственной деятельности с публичными интересами всего общества. 

Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной  деятельности" определяет виды хозяйственной  деятельности, подлежащих лицензированию, порядок их лицензирования, устанавливает  государственный контроль в сфере  лицензирования, ответственность субъектов  хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в  сфере лицензирования. Действие настоящего Закона распространяется на всех субъектов хозяйствования.

Лицензирование банковской деятельности, внешнеэкономической  деятельности, лицензирование каналов  вещания, лицензирование в сфере  электроэнергетики и использования  ядерной энергии, лицензирование в  сфере интеллектуальной собственности, производства и торговли спиртом  этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными  изделиями осуществляется согласно законам, которые регулируют отношения  в этих сферах. (Часть вторая статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2209-III от 11.01.2001).

Виды хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных  частью второй настоящей статьи, не включенных в перечень видов хозяйственной  деятельности, установленного статьей 9 этого Закона, не подлежат лицензированию.

Актуальность  темы исследования. Переход Украины к рыночным отношениям сопровождается трансформацией традиционных и появлением новых средств воздействия на экономику. В механизме государственного регулирования применяется такое средство, как лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.

Объектом  исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности.

Предметом исследования выступают хозяйственно-правовые нормы, регулирующие отношения в сфере лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности

Целью курсовой  работы является исследование сущности, признаков и функций лицензирования, что позволит выяснить смысл этого понятия, определить путем проработки теоретической основы его применения и реализации в практической деятельности.

Задачи  данной работы:

  • охарактеризовать лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;
  • рассмотреть институт лицензирования хозяйственной деятельности как способ регулирования государственной экономики;
  • раскрыть порядок получения и аннулирования лицензии.

Методы  исследования. При написании данной курсовой работы использовались такие методы исследования: метод правового анализа, диалектический, синтетический, сравнительный.

Теоретическую основу исследования составили научные труды С.С. Алексеева,А.Г. Бобковой, С.М. Малышки, О.М. Винник, В.П. Жушман, И.Е. Замойского, Г.Л.Знаменского.

Структура курсовой работы: введение, 2 раздела, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

1.1. Понятие и правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности

 

Общие положения относительно лицензирования содержатся в Гражданском  кодексе Украины (ч. Из ст. 91), которая определяет лицензирование как один из элементов гражданской правоспособности юридических лиц, в Хозяйственном кодексе Украины (ст. 14,что отсылает к отдельному закону; ч. 3 в. 43 положения которой дают возможность устанавливать перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, исключительно законом; ч. 6 в. 128 - как одна из обязанностей гражданина-предпринимателя).

Базовыми документами, которые  представляют правовую основу лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности есть Закон Украины от 01.06.2000 г. № "Об утверждение перечня органов лицензирования"; Постановление Кабинета Министров Украины от 29.11.2000 г. №1755 "О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размеры и порядок зачисления платы за ее выдачу"; Постановление Кабинета Министров Украины от 08.11.2000 г. № 1658 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и пользования сведениями лицензионного реестра и представления их к Единственному лицензионному реестру"; Постановление Кабинета Министров Украины от 04.05.2001 г. № 756 "Об утверждении перечня документов, которые добавляются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности"; Приказ Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

Согласно действующему законодательству лицензированию подлежат те виды предпринимательской  деятельности, которые непосредственно  влияют на здоровье человека, окружающую среду и безопасность государства.

Для осуществления предпринимательской  деятельности, которая подлежит лицензированию необходимо получить соответствующую лицензию и придерживаться лицензионных условий, которые устанавливает Кабинет Министров Украины.

Лицензия - это документ, который выдается Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом исполнительной власти в соответствии с которым владелец лицензии имеет право заниматься данным видом хозяйственной деятельности.

Лицензионные условия - установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований обязательных для выполнения при осуществлении видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию.

В Законе Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной  деятельности" объектом лицензирования стал вид хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность - это любая деятельность (в частности предпринимательская) юридических или физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, которая связана с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ.

Именно поэтому лицензированию подлежат не только определенные виды деятельности субъектов предпринимательской деятельности - юридических или физических лиц, а и определенные виды хозяйственной деятельности юридических лиц, причем даже тех, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности.

Лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности состоит из таких основных элементов:

  • выдача лицензий;
  • переоформление лицензий;
  • выдача дубликатов лицензий;
  • ведение лицензионных дел и лицензионных реестров;
  • контроль за соблюдением лицензионных условий со стороны тех субъектов предпринимательской деятельности, которые получили лицензии;
  • издание распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий;
  • издание распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования;
  • аннулирование лицензий.

Лицензирование осуществляют органы лицензирования. К органам  лицензирования, которые определяются Кабинетом Министров Украины, относятся  центральные органы исполнительной власти или правительственные органы государственного управления, которые  действуют в составе этих органов, а также Совет Министров Автономной Республики Крым и местные государственные  администрации. Специальным уполномоченным органом по вопросам лицензирования, который осуществляет надзор за соблюдением  законодательства в сфере лицензирования со стороны органов лицензирования, является Государственный комитет  Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госпредпринимательство).

Среди важных преимуществ  системы лицензирования хозяйственной  деятельности нужно выделить такое: все процедурные вопросы, касающиеся выдачи лицензий, их переоформления, выдачи дубликатов лицензий, применения санкций, четко регулируются законом. Благодаря  этому обстоятельству процедуры  лицензирования становятся более прозрачными, а чиновники теряют возможность  устанавливать дополнительные требования к предпринимателям.

Украина проводит активную государственную политику в сфере  регулирования лицензирования отдельных  видов хозяйственной деятельности.

Нормативно-правовые акты в  сфере лицензирования хозяйственной  деятельности закрепляют основные принципы ограничения (лицензирование), осуществления определенных видов предпринимательства, структуру органов легитимации и лицензирования, а также определяет лицензионные условия, механизм легитимации и выдачи лицензий, их аннулирование и тому подобное.

С целью более успешного  выполнения законов, указов, постановлений  по вопросам предпринимательской деятельности 1 июня 2000 года был принят Закон Украины  «О лицензировании определенных видов  хозяйственной деятельности», который  упорядочивает разрешительную систему  в сфере хозяйственной, в том  числе предпринимательской деятельности, он является единым законом прямого  действия в сфере лицензирования. В административно-правовом регулировании  экономической сферы применяются, кроме лицензирования, такие средства как стандартизация, квотирование, выделение бюджетных ассигнований, расчет тарифов, ценовая политика и  др.

Лицензирование, как определяет закон — это, выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Лицензия — документ государственного образца, который удостоверяет право  лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности на протяжении определенного срока  при условии выполнения лицензионных условий.

Предисловием лицензирования предпринимательства является регистрация  и выдача лицензии на соответствующий  вид деятельности. С этого момента предприниматель вправе заниматься указанным видом деятельности. Лицензирование осуществляется исключительно по воле субъекта предпринимательства, и никто не может его заставить это делать. Основными принципами государственной политики в сфере лицензирования являются:

Информация о работе Лицензирование хозяйственной деятельности