Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа
В условиях рыночных отношений, основанных на развитии всех форм собственности, объективной реальностью остается деятельность государственных органов управления в сфере экономики. Субъекты как частной, так и государственной и коммунальной собственности в своей хозяйственной деятельности ориентируются на получение прибыли, заботятся о своих интересах, не всегда совпадают с интересами государства и общества. Отсутствие или недостаточность регулирования со стороны государственных органов приводит к возможности сокрытия доходов, ввоз на территорию государства токсичных веществ, введение опасных производственных технологий, недобросовестной конкуренции, бесхозяйственного отношения к окружающей природной среде.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности
1.2. Виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию
1.3. Лицензирование хозяйственной деятельности как способ государственного регулирования экономики
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ И АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Получение лицензии
2.2. Срок действия лицензии и плата за ее выдачу
2.3. Аннулирование лицензии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Такая специфическая деятельность
со стороны государства
Государственное регулирование хозяйственной деятельности - это пути влияния государства на процесс ведения хозяйства с помощью правовых норм. Основными рычагами правового регулирования, которые используются государством в сфере ведения хозяйства, являются:
1) разрешение - предоставление субъектам ведения хозяйства права осуществлять определены личные активные действия;
2) запрет - возложение на
участников ведения хозяйства
обязанности воздерживаться от
осуществления определенных
3) позитивное стимулирование - возложение на субъектов хозяйственной деятельности обязанности к активному поведению.
Для регулирования хозяйственной деятельности государство использует разные способы и средства. В юридической литературе способы и средства регулирования определяют понятием "методы"[8].
Методы государственного
регулирования экономики - это предвиденные
законодательством способы
Однако, любая из отмеченных классификаций обязательно содержит разделение их на административные и экономические. Особенный интерес вызывает проблема соотношения этих методов в процессе государственного регулирования хозяйственной деятельности.
Экономические методы - это такие способы влияния государства на поведение субъектов ведения хозяйства, когда необходим обществу результат достигается через экономические интересы участников хозяйственного процесса. Они заключаются в стимулировании участников ведения хозяйства как через материальное поощрение, так и с помощью ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Именно ответственность обусловливает надежность действия этих методов, которое представляет позитивное их качество. В то же время экономические методы имеют негативную сторону - медленность их действия: результат наступает через значительный промежуток времени[2].
Экономические методы не предусматривают прямого влияния на поведение хозяйствующих субъектов, однако создают для них такую экономическую ситуацию, которая диктует им поведение с целью достижения позитивных экономических последствий, стимулирует экономическую заинтересованность. Это достигается с помощью экономических рычагов и стимулов[6].
Суть экономических методов сводится к сознательному использованию экономической заинтересованности субъекта ведения хозяйства и ответственности за принятые решения. Экономические методы предусматривают влияние на поведение хозяйствующих субъектов не путем императивного волеизъявления вышестоящего органа управления, а путем создания определенных обстоятельств, с помощью таких экономических рычагов, как прибыль, цена, кредит, санкции и др. Экономические методы регулирования экономики тесно связаны с административными.
Административные методы
- это такие способы влияния
государства, когда необходимый
общественный результат достигается
путем прямого приказа
Через административные методы государство осуществляет прямое влияние на поведение субъектов ведения хозяйства. Административные методы юридически закреплены в нормативных актах, которые предусматривают компетенцию отдельных органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, которые осуществляют регулирования деятельности субъектов ведения хозяйства и в некоторых законодательных актах, которые регулируют отдельные виды хозяйственной деятельности. Мероприятия прямого влияния применяются государством в том случае когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении того или другого задания.
Административные методы государственного регулирования хозяйственной деятельности воплощаются в жизнь, в том числе посредством такого средства государственного регулирования в сфере ведения хозяйства как лицензирование.
РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ И АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Получение лицензии
Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" предусматривает три подходы к получению лицензии: по заявительному принципу, по разрешительных принципу, по конкурсу.
Заявительный принцип
означает, что для получения лицензии
субъект хозяйствования должен подать
заявление на получение лицензии
и копию свидетельства о
Дозволительный принцип, который распространяется на большинство видов хозяйственной деятельности, заключается в том, что кроме заявления и копии свидетельства о государственной, нужно представить и другие документы, подтверждающие способностью предпринимателя осуществлять хозяйственную деятельность определенного вида в соответствии с лицензионных условий. Исчерпывающий перечень этих документов устанавливает Кабинет Министров Украины.
На конкурсной основе выдают лицензию на те виды хозяйственной деятельности, которые связаны с использованием ограниченных ресурсов, при условии, что в орган лицензирования поступило несколько заявлений.
К этим видам
законодательство относит
добыча урановых руд;
добыча драгоценных металлов и драгоценных камней;
поставки природного газа по регулируемому, по нерегулируемому тарифу;
хранение природного газа в объеме, превышающем уровень, установленный в лицензионных условиях;
предоставление услуг радиосвязи (с использованием радиочастот).
Представление документов для
получения лицензии
Перед подачей документов нужно выяснить
местонахождение органа лицензирования,
который выдает лицензии на определенный
вид деятельности, и подготовить следующие
документы:
заявление о выдаче лицензии;
копию свидетельства о государственной регистрации предприятия или
копию справки о внесении в Единый государственный реестр
предприятий и организаций Украины (заверенная нотариально или в органе, который выдал оригинал этого документа);
для некоторых видов хозяйственной деятельности - другие документы.
Исчерпывающий перечень которых
установлен в постановлении Кабинета
Министров Украины "Об утверждении
перечня документов, прилагаемых к заявлению
о выдаче лицензии для отдельного вида
хозяйственной деятельности" от 04.07.2001
№ 756
Образец заявления содержит в лицензионные
условия, установленные для конкретного
вида хозяйственной деятельности. Если
образца заявления о выдаче лицензии в
лицензионных условиях нет, то заявление
подается в произвольной форме, где обязательно
указываются следующие данные:
а) сведения о субъекте хозяйствования: название, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код (если лицензию получает юридическое лицо); фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер паспорта, кто и когда его выдал, место жительства), идентификационный номер физического лица - плательщика налогов и других обязательных платежей (если лицензию получает физическое лицо);
б) вид хозяйственной деятельности (полностью или частично), на который получается лицензия.
Заявление на получение лицензии и прилагающиеся к нему документы принимают по описи. Заявителю должны выдать копию этого описания с отметкой о дате принятия документов в орган лицензирования и подписью ответственного лица. Практика свидетельствует, что большинство органов лицензирования действительно выдают заявителю опись принятых документов. Однако встречаются и нарушения этой нормы. Это описание пригодится в том случае, если возникнут проблемы в процессе получения лицензии и придется доказывать свою правоту в судебном или внесудебном порядке.
Следует также помнить о том, что все документы для получения лицензии субъект предпринимательской деятельности может подать лично или через уполномоченный орган или уполномоченное лицо.
Дальнейшая судьба документов, представленных для получения лицензии, может быть такой:
заявление о выдаче лицензии оставляют без рассмотрения;
принимают решение о выдаче лицензии;
отказывают в выдаче лицензии.
Заявление о выдаче лицензии органу лицензирования разрешено не рассматривать только при соблюдении двух условий:
заявление подала (подписавшего) лицо, не имеет на такие действия никаких полномочий;
документы оформлены с
определенными нарушениями.
Документы будут считать оформленными
с нарушениями в том случае, если представлен
неполный комплект документов или не подписанные
или не заверенные документы, указаны
не все сведения в заявлении о выдаче лицензии,
приобщены дополнительные документы с
неправильными названиями и т.п.. Если заявление
в органе лицензирования не будет рассматриваться,
то в течение 13 рабочих дней со дня поступления
заявления и приложенных к нему документов
заявителю пришлет письменное уведомление,
где укажут основания такого решения.
Еще раз подать заявление и нужные документы для получения лицензии можно только после того, как будут устранены причины, которые стали основанием для того, чтобы оставить заявление без рассмотрения.
Решение о выдаче лицензии орган лицензирования должен принять в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления и приложенных к нему документов. Письменное уведомление о принятии решения о выдаче лицензии пришлет (выдадут) заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия решения. Часто о принятом решении предприниматели узнают телефону.
Решение об отказе в выдаче лицензии принимают также в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления и приложенных к нему документов. Письменное уведомление о таком отказе субьектовi предпринимательской деятельности присылают (выдают) в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения.
Основаниями для отказа в выдачи лицензии могут быть следующие:
недостоверность содержащихся в документах данных, которые указал заявитель в ходе заполнения;
несоответствие заявителя (согласно представленным документам) лицензионным условиям, установленным для того вида хозяйственной деятельности, который указан в заявлении о выдаче лицензии.
Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания такого отказа. Если заявитель считает, что такое решение является безосновательными, то он может обжаловать его в судебном или внесудебном порядке.
Если в выдаче лицензии отказано потому, что обнаружили недостоверные данные в документах, представленных для получения лицензии, то новое заявление о выдаче лицензии можно подать не ранее чем за три месяца с даты принятия решения об отказе.
В том случае, если основанием для отказа в выдачи лицензии стала несоответствие заявителя лицензионным условиям, установленным для того вида хозяйственной деятельности, который указан в заявлении, то новое заявление он имеет право подать только после устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдачи лицензии.
Орган лицензирования должен оформить лицензию в течение трех рабочих дней со дня поступления документа, который подтверждает внесение платы за выдачу лицензии.
Если в течение 30 календарных
дней от того дня, когда было отправлено
сообщение о принятии решения
о выдаче лицензии, предприниматель
не подаст документы, подтверждающий внесение
платы за лицензию, или если он не
обратится в орган
Отсчет 30-дневного срока начинается от того дня, когда было отправлено сообщение о принятии положительного решения о выдачи лицензии, а не от того дня, когда было получено такое сообщение.
Если был подан правильно заполненный платежных документ вовремя, то не позднее чем за три рабочие дни предприниматель получает лицензию на определенный вид хозяйственной деятельности.
Хозяйственную деятельность
на основании лицензии, которую выдал
центральный орган
Информация о работе Лицензирование хозяйственной деятельности