Оптовый товарооборот предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание

Современный рынок представляет собой разветвленную систему хозяйственных связей между производителями и потребителями, а также сложнейший механизм выявления и согласования их экономических интересов. Практическое осуществление этих связей с учетом интересов всех участников товарного обращения берут на себя торговые посредники. Тем самым они способствуют формированию единого рынка товаров и услуг, расширяют возможности развития на нем конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………….……..3



Глава I. Оптовый товарооборот, его сущность, значение в

осуществлении хозяйственных связей между производством

товаров и их розничной продажей…………………………………….…….5



Глава II. Задачи экономического анализа оптового товарооборота.

Его роль в торговом обслуживании населения.

Источники используемой информации………………………………..……7


Глава III. Краткая характеристика деятельности оптовой базы…………………10


Глава IV. Оценка динамики и выполнения внутреннего плана - прогноза

оптового товарооборота c использованием абсолютных и

относительных показателей - отклонений ……………………………...12


Глава V. Факторный анализ оптового товарооборота…………………….……..16

5.1. Влияние общего индекса цен и физической массы……………...….…..16

5.2. Влияние поступления товаров и других факторов

на изменение общего объема……………………………………………...19

5.3. Оценка эффективности использования складских площадей,

степень их влияния на изменение объема товарооборота…………….23

Заключение………………………………………………………………………….…...24

Список использованной литературы……………………………………….………..

Работа состоит из  1 файл

Оптовый товарооборот предприятия.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

      Первичными  документами  для составления  бухгалтерского баланса являются товарные отчеты и реестры с приложенными к ним документами: счетами-фактурами, спецификациями. Торговые отделы ведут  оперативный учет отгрузок товаров каждому покупателю, данные которого являются важным источником анализа и планирования.

        Оперативный учет расхода и  прихода товаров ведется, как  правило,  каждые 5-10 дней в развернутой  товарной номенклатуре на основе  аналитического учета.

      Поставки товаров отдельными поставщиками по количеству, ассортименту, качеству, срокам и другим признакам договора-поставки ведется также на основании материалов оперативного учета. На каждого поставщика, на каждый заключенный договор заводится отдельная карточка с соответствующими реквизитами.  Записи в карточке делаются по мере поступления товара. Поэтому поставка по отдельным поставщикам или по группе поставщиков, по количеству и видам товаров, по срокам поступления, а так же по другим элементам может быть рассмотрена по состоянию на любую дату или за любой отрезок времени.

      Углубленный анализ отклонений от условий договора поставки можно сделать также  на основе изучения первичных бухгалтерских  документов – актов, составляемых при  приемке товаров при  несоответствии количества, ассортимента, качества, цены товаров данным сопроводительных документов и условиям договора.

      Инвентаризация - сплошной подсчет всех товаров, которые  при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму.

      Снятие  остатков или оперативный учет - сверка материально-ответственными лицами фактического наличия товара с данными  товарного счета. Причем при этом подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки) затем с учетом соответствующих норм производится перерасчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам.

      Все вышеперечисленные источники информации и методы ее получения могут служить для аналитики оптового товарооборота и всех его составляющих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава III. Краткая характеристика деятельности оптовой  базы

      Для проведения экономического анализа  оптового товарооборота и факторов, оказывающих  на него влияние, рассмотрены показатели оптового звена предприятия  "Оптовик", которое занимается, главным образом, поставкой товаров  в регионы области, накапливанием и хранением сезонного товара и оптовой реализацией.  Предприятие завозит в основном продовольственные товары - 90% и часть - 10% непродовольственных – сопутствующие товаров. Общий объем товарооборота за отчетный год составил 36209,1 тыс.руб. и имеет тенденцию к росту.

      Перспективы  увеличения товарооборота  определяются  заключением договоров поставок с поставщиками, работающими в данном регионе, что предполагает снижение отпускных цен или, по крайней мере, их стабильность, так как  уровень транспортных  расходов может быть снижен за счет  их  небольшой отдаленности по сравнению с  доставкой  товаров с материка.  Работа с местными поставщиками дает возможность  выживания местным производителям, увеличению рабочих мест,  получению  налогов областью, и как следствие – увеличение  качества и уровня жизни населения.

      Работа  с торговой базой магазинов  города  позволяет последним свободней распоряжаться своими финансовыми резервами, так как дает возможность закупать товар мелкими партиями, таким образом расширять ассортимент товаров, своевременно предъявлять претензии поставщику и производителю в случае его (товара) некачественных характеристик.

      На  отчетный год  товарные запасы оптовой  базы имеют тенденцию к увеличению, в то же время увеличивается и  оборачиваемость товаров. Это  является положительным показателем в  работе базы, но том не менее требует  увеличения торговых площадей.

      Торговая  база имеет небольшие  по своему размеру площади – 300,5кв.м, но в  перспективе намечается сдача в  эксплуатацию объекта общей площадью 1000 кв.м., специально предназначенного для работы с продовольственными товарами, что позволит увеличить не только  объем товарооборота, но и  ассортимент завозимых для реализации товаров.

      База  имеет   в своем штате  на отчетный год 111 человек сотрудников, имеющих высшее и специальное  торговое образование. С увеличением  торговых площадей и товарооборота кадровый состав работников повыситься с учетом производительности на 1 метр торгово-складской площади.

      База  располагает оптово-складским и  транзитным товарооборотом. Оптово-складской  товарооборот составляет 72,2% к розничному в обслуживаемых предприятиях, что является положительным фактором, хотя его доля несколько колеблется в сторону уменьшения, что говорит о том, что предприятия розничной торговли стараются самостоятельно работать с поставщиками или сдатчиками местной продукции, тем самым стараясь работать без посредников.

      В целом, у базы имеются большие  перспективы, так как она располагает  определенными финансовыми ресурсами, основными фондами, приспособленными для торговли продовольственными товарами, отработанными связями с поставщиками, а так же квалифицированными кадрами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV.  Оценка   динамики   и   выполнения   внутреннего   плана -   прогноза   

             оптового      товарооборота      c      использованием      абсолютных    и

             относительных    показателей   

      Общий объем оптового товарооборота, его  виды, пути и звенность товародвижения представляют собой важные показатели торговой деятельности оптовой базы. Их анализ проводится с помощью методов  сравнения и разниц. Кроме того, в процессе анализа также используются некоторые расчетные показатели, такие, например, как доля оптово-складского и транзитного оборота в общем объеме оптового товарооборота, коэффициент звенности товародвижения, удельный вес централизованной доставки товаров в розничную сеть.

      Для нормального функционирования оптового торгового предприятия необходимо определить основные показатели оптового товарооборота: объем и структуру товарооборота, поступление товаров и товарные запасы.

      Анализ  оптового товарооборота рассматривается  при необходимости по формам товародвижения: складской оборот, транзитный, с участием в расчетах, без участия в расчетах; по категориям покупателей: розничные предприятия, промышленные предприятия, оптовые предприятия, экспорт, госзаказ; по регионам: местный регион, другие регионы; по структуре и ассортименту оборота: продовольственные товары, непродовольственные товары; по способу оплаты за товар: немедленная оплата, по перечислению, в кредит.

        Оптовый товарооборот характеризуется  изменениями общего объема продаж  в отчетном году по сравнению с показателями прошлых лет, темпами прироста товарооборота, средними темпами роста, изменениями в стоимостном (натуральном) измерении.  При необходимости аналогичные показатели рассчитываются в постоянных ценах.

      Можно выделить и такой показатель, - как продажа товаров каждому покупателю в разрезе товарных групп, а так же другие показатели товарооборота и структуры продаж исходя из интересов предприятия.

      Анализ  товарооборота торгового предприятия  начинается с изучения динамики его объема.

      Если  на предприятии осуществляется планирование товарооборота, необходимо проанализировать степень выполнения плана в целом  по оптовому предприятию, в разрезе  отдельных структурных подразделений и рассчитать равномерность выполнения плана товарооборота по отдельным периодам времени. 

Таблица 4.1. Анализ оптового товарооборота  за отчетный год по торговой базе

                                                                                                                                     (тыс.руб)

Группы товаров Товарооборот отклонение Темп  роста,

%

Прошлый

год

Отчетный  год от плана фактически
план факт % выпол.
Продовольственные товары

Непродовольственные товары

(сопутствующие)

Всего

 
30085,7 

3225,6 

33311,3

 
32320 

3520 

35840

 
35838,4 

3991,6 

39830

 
110,9 

113,4 

111,10

 
+3518,4 

+471,6 

+3990

 
+5752,7 

+766,0 

+6518,7

 
119,1 

123,9 

119,6

 

      Оптовый товарооборот базы за отчетный год  составил 39830,0тыс.руб., что выше показателя прошлого года на 6518,7тысруб.(39830,0-33311,3) или на 119,6% (39830/33311,3х100).

      Выполнение  планового показателя товарооборота  базы составило 111,0% (39830/35840х100), что в  сумме составляет  3990,0 тыс.руб. ( 39830 - 35840).

      Анализ  товарооборота следует проводить  не только по общему объему, но и в  разрезе отдельных товарных групп - по ассортиментной структуре. Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов2: 

                                  Ксс=  ∑(fi 1 – fi 0)2 / n ,                 (4.1.) 

где К — коэффициент  абсолютных структурных сдвигов  товарооборота;

      f1 — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде;

     f0 — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в предшествующем периоде (%);

      n — количество товарных групп. 

      Оптовый товарооборот по видам продвижения  товаров подразделяется на оптово-складской и транзитный (оплаченный и неоплаченный). Транзитный оборот, как оплаченный, так и неоплаченный, имеет определенные преимущества по сравнению с оптово-складским оборотом. Он ускоряет продвижение товаров, сокращает затраты труда и средств. Поэтому повышение доли транзитного оборота в общем объеме оптового товарооборота рассматривается как положительное явление при условии, если транзитные поставки отдельных товаров, производимые исходя из действующих норм отгрузки, не превышают потребности в них розничной сети и не затоваривают ее, что необходимо учитывать при оценке изменения соотношения оптово-складского и транзитного товарооборота.

      В процессе анализа оптового товарооборота  проверяется и оценивается состояние и развитие централизованной доставки товаров непосредственно в магазины.

      Анализ  общей звенности товародвижения по оптовой базе можно рассмотреть  примере  таблицы 4.2.

      Таблица 4.2.   Оптовый товарооборот оптовой базы за отчетный год (тыс.руб.)

Показатели Пред. год Отчет.

год

Отчетный  год к предшеств.в
% сумме
1.Оптово-складской  оборот

2.Транзитный  оборот 

(оплаченный  и неоплаченный)

28248 

5063,3

33736 

6094

119,4 

120,4

+5488 

+1030,7

3.Итого  оптовый товарооборот

(стр.1+стр.2)……………………………………….

 
33311,3
 
39830
 
119,6
 
+6518,7
4.Удельный  вес транзитного оборота в  общем оптовом товарообороте, %

(стр.2/стр.3х  100)………………………………… 

5.Розничный  товарооборот обслуживаемых организаций………………………………………

6.Оптово-складской   оборот в % к розничному в  обслуживаемых предприятиях

 стр.1/стр.5х100)…………………………………

 
 
15,2 
 

39017 
 

72,4

 
 
15,3 
 

46725,8 
 

72,2

 
 
+0,6 
 

119,8 
 

-0,3

 
 
+0,1 
 

+7708,8 
 

-0,2

Информация о работе Оптовый товарооборот предприятия