Оптовый товарооборот предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание

Современный рынок представляет собой разветвленную систему хозяйственных связей между производителями и потребителями, а также сложнейший механизм выявления и согласования их экономических интересов. Практическое осуществление этих связей с учетом интересов всех участников товарного обращения берут на себя торговые посредники. Тем самым они способствуют формированию единого рынка товаров и услуг, расширяют возможности развития на нем конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………….……..3



Глава I. Оптовый товарооборот, его сущность, значение в

осуществлении хозяйственных связей между производством

товаров и их розничной продажей…………………………………….…….5



Глава II. Задачи экономического анализа оптового товарооборота.

Его роль в торговом обслуживании населения.

Источники используемой информации………………………………..……7


Глава III. Краткая характеристика деятельности оптовой базы…………………10


Глава IV. Оценка динамики и выполнения внутреннего плана - прогноза

оптового товарооборота c использованием абсолютных и

относительных показателей - отклонений ……………………………...12


Глава V. Факторный анализ оптового товарооборота…………………….……..16

5.1. Влияние общего индекса цен и физической массы……………...….…..16

5.2. Влияние поступления товаров и других факторов

на изменение общего объема……………………………………………...19

5.3. Оценка эффективности использования складских площадей,

степень их влияния на изменение объема товарооборота…………….23

Заключение………………………………………………………………………….…...24

Список использованной литературы……………………………………….………..

Работа состоит из  1 файл

Оптовый товарооборот предприятия.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)
 

      В отчетном году оптовой базой был достигнут рост товарооборота в 119,6% а торговые организации, обслуживаемые оптовой базой, увеличили рост розничного товарооборота на 119,8%. При этом розничный товарооборот перевыполнен 7708,8тыс. руб. (46725,8 - 39017), а  оптовый товарооборот  на 6518,7тыс. руб. (39830 – 33311,3). В данном случае необходимо в ходе анализа структуры товарооборота установить, по каким товарным группам сверхплановый оптовый товарооборот превышает розничный, и рассмотреть состояние товарных запасов в розничной сети по этим группам. Наличие в розничной сети сверхнормативных запасов товаров по этим группам будет свидетельствовать о том, что часть товаров, поступивших в отчетном году с оптовой базы,  не была реализована населению.

      Таким образом, в отчетном году обеспечен прирост оптово-складского (119,4%) и транзитного (120,4%) оборота. При этом достигнут более высокий процент транзитного оборота, в результате чего его удельный вес в общем оптовом обороте составил 15,3%; по сравнению с предшествующим годом он возрос на 0,1% (15,3 – 15,2). Повышение в отчетном году удельного веса транзитного оборота заслуживает положительной оценки.

      Фактический коэффициент звенности (отношение  оптово-складского оборота к розничному товарообороту) составляет 72,2%. Это  означает, что из общей массы товаров, проданных населению через розничную сеть и предприятия общественного питания, 72,2% их поступило со складов оптовой базы. При этом  коэффициент звенности оказался ниже прошлогоднего показателя на 0,2% (72,2 – 72,4). Данные показатели свидетельствуют о том, что в отчетном году  роль оптовой базы в товароснабжении розничной сети несколько снизилась, что нельзя оценивать как положительный фактор.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава V.  Факторный анализ   оптового товарооборота

      На  выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние  большое число факторов.

      Анализ  показателей товарооборота, поступления  и запасов товаров во взаимной увязке  основан на применении балансового  метода - на использовании балансовой формулы3:

                                Зн + П = Тоб + Др + Зк,               (5.1.)

      откуда             Тоб =   Зн + П – Зк - Др   

      Где Зн      - товарные запасы на начало  периода (руб.);

             П        - поступление  товаров за анализируемый период (руб.);

             Тоб    - товарооборот предприятия  за анализируемый период (руб.);

              Др     - документированный  товарооборот за анализируемый  период,

                          не являющийся продажей (руб.);

              Зк     - товарные запасы  на конец  периода (руб.). 

      5.1. Влияние общего  индекса цен и  физической массы

      Анализ  динамики объема розничного товарооборота  осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах - в ценах базисного года4:

                                      Т с.ц.  =  Тф.ц. /   Iц ,               (5.2.)

  где Тс.ц. — объем товарооборота в сопоставимых ценах;

         Тфц — объем товарооборота  в фактических ценах;

          I ц — индекс изменения цен. 

      В процессе анализа товарооборота  целесообразно определить его изменение  как в стоимостном, так и в  натуральном выражении, которое  характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:

                        I т =  I ц х I q                                 (5.3.)

      где I т — индекс изменения объема товарооборота;

                  I ц индекс изменения цен;

                Iq — индекс изменения физического объема товарооборота. 

      Приведенная формула позволяет определить, в  какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой — от изменения количества реализуемых товаров.

      Влияние изменения цен и физического  объема товарооборота на величину  товарооборота продовольственных  и непродовольственных товаров, а так же  в целом  рассмотрим на  примере сложившихся показателях  оптовой базы. 

        Таблица 5.1.   Оптовый товарооборот базы за отчетный год (тыс. руб.)

Товарные группы Фактический товарооборот Средний размер повышения цен в отчетном году, %
прошлый год отчетный год
Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Итого

30085,7

3225,6

33311,3

35838,4

3991,6

39830,0

+40

+20

 

      Для анализа имеющихся данных составим  таблицу:

            Таблица 5.2. Анализ  оптового товарооборота  за отчетный год  по торговой базе 

                                                                                                                                     (тыс.руб)

Товарооборот Темп  роста. % Изменение
Группы  товаров Прошлый год Отчетный  год В

 сопост.

В действ В

сопос

уд. веса
  Сумма Уд. вес Сумма Уд.

вес

ценах ценах ценах  
Продовольственные товары

Непродовольственные товары

(сопутствующие)

Всего

 
30085,7 

3225,6 

33311,3

 
90,4 

9,6 

100,0

 
35838,4 

3991,6 

39830,0

 
90,0 

10,0 

100,0

 
25598,9 

3326,3 

28925,2

 
+ 19,1 

+ 23,7 

+ 19,6

 
-14,9 

+3,1 

-13,2

 
- 0,4 

+0,4 

-

 

        Группа продовольственных товаров  в товарообороте прошлого года представлена в сумме 30085,7 тыс.руб., что составляет 90,4% (30085,7 / 33311,3 х100–100) от общей суммы реализованных товаров, доля непродовольственных товаров представлена суммой 3225,6тыс.руб., что составляет 9,6% (3225,6 / 33311,3 х 100 – 100).

      Удельный  вес продовольственных товаров  в  товарообороте отчетного года составляет 90,0% (35838,4 / 30085,7,1 х 100 – 100), непродовольственных  – 10% (3991,6 / 39830 х 100 – 100).

      Для расчета товарооборота в сопоставимых ценах, воспользуемся средним размером повышения цен в отчетном году. При условии, что по продовольственным товарам он составил 40%, следовательно фактический товарооборот  в сопоставимых ценах отчетного года (согласно формуле 2.1.) составит  по этой группе товаров 25598,9тыс.руб.(35838,4/1,40), по группе непродовольственных товаров – 3326,3тыс.руб.(3991,6/1,20). В сумме сопоставимый товарооборот составит 28925,2тыс.руб.(25598,9+3326,3), а, индекс цен за анализируемый период составил 1,38 (39830 / 28925,2).

      Темп  роста товарооборота в действующих ценах составляет +19,6% (39830 / 33311,3 х 100 - 100), в том числе по продовольственным товарам: +19,1%(35838,4 /30085,7 х 100 – 100),  по непродовольственным товарам: +23,7% (3991,6 / 3225,6 х100 – 100).

      Темп  роста товарооборота в сопоставимых ценах снизился на 13,2%(28925,2 / 33311,3 х 100 – 100). В том числе по продовольственным товарам снижение составило 14,9% (25598,9 / 30085,7 х 100 – 100), по непродовольственным товарам произошло увеличение на 3,1% (3226,6 / 3225,6 х100 – 100).

      Изменение структуры товарооборота произошло следующим образом: доля продовольственных товаров снизилась на 0,4 %, а доля непродовольственных товаров соответственно увеличилась на  0,4 %.

      Изменение цен увеличило общий объем  товарооборота на сумму 10904,8тыс.руб.  (39830 – 28925,2).

      Изменение физического объема товарооборота  уменьшило общий объем товарооборота  на сумму 4386,1тыс.руб. (28925,2 – 33311,3)

В результате влияние этих факторов произошло  увеличение товарооборота на 6518,7тыс.руб. (10904,8 –4386,1).

      Если рассмотреть влияние изменения цен и физического объема товарооборота по товарным группам, то можно увидеть, что по продовольственным товарам за счет увеличения цен объем товарооборота увеличился на 10239,5тыс.руб.(35838,4 – 25598,9), за счет уменьшения физического объема он снизился на 4486,8тыс.руб.(25598,9 – 30085,7), эти два фактора в сумме увеличили товарооборот по группе продовольственных товаров на 5752,7 тыс.руб (10239,5 – 4486,8).

      По  непродовольственным товарам за счет увеличения цен объем товарооборота увеличился на 665,3тыс.руб.(3991,6 – 3326,3), за счет изменения физического объема снизился на 100,7тыс.руб.(3326,3 – 3225,6), что повлекло за собой увеличение товарооборота по непродовольственной группе в сумме 564,6тыс.руб.(665,3 – 100,7).

      Применяя формулу коэффициента  абсолютных структурных сдвигов (4.1) в разрезе отдельных товарных групп - по ассортиментной структуре  коэффициент составит:

            К сс = √ ∑(90,0 – 90,4)2 + (10,0 – 9,6)2/ 2         = √0,32 / 2 = √ 0,16 = 0,4 

      5.2. Влияние поступления товаров и других факторов на изменение

             общего объема

      Вторым  показателем, оказывающим влияние  на  оптовый товарооборот, является поступление товаров на оптовое  предприятие. Здесь необходимо проанализировать  источники поступления товара и  конкретных поставщиков товара. По источникам поступления выделяются поступления от предприятий изготовителей, оптовых посредников, по импорту. Выделяются поставщики своего региона и других регионов. Учет и анализ  ведется по товарной структуре, сопоставимой со структурой оптовых продаж.

      Поступление товаров по отдельным поставщикам  рассматривается по объему выполненных  заказов, по его структуре, срокам и  качеству продукции. Результаты анализа  этих показателей являются базой  для оценки выполнения заключенных  контрактов на поставку товаров.

      Под влиянием многочисленных экономических, социальных, демографических, природно-климатических  и других факторов, которые постоянно  изменяются в процессе развития общественного  производства, формируется  и спрос  на товары. Поэтому с помощью маркетинга коммерческие работники получают информацию о товарах, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о емкости рынка в отдельных регионах. Так, например, оптовые предприятия используют следующие методы изучения и прогнозирования спроса: оперативный учет продажи товаров и  движения товарных запасов за определенный период, изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на завоз товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса.

      Руководствуясь  этими исследованиями, оптовые базы строят свою политику закупок, заключая долгосрочные соглашения с поставщиками товаров, на которые ожидается повышение спроса, это позволяет оптовому звену заблаговременно подготовиться к смене поставщиков морально устаревших товаров на других, осваивающих выпуск более совершенных или принципиально новых товаров.

Информация о работе Оптовый товарооборот предприятия