Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 09:24, курсовая работа
Современный рынок представляет собой разветвленную систему хозяйственных связей между производителями и потребителями, а также сложнейший механизм выявления и согласования их экономических интересов. Практическое осуществление этих связей с учетом интересов всех участников товарного обращения берут на себя торговые посредники. Тем самым они способствуют формированию единого рынка товаров и услуг, расширяют возможности развития на нем конкуренции.
Введение………………………………………………….………………………….……..3
Глава I. Оптовый товарооборот, его сущность, значение в
осуществлении хозяйственных связей между производством
товаров и их розничной продажей…………………………………….…….5
Глава II. Задачи экономического анализа оптового товарооборота.
Его роль в торговом обслуживании населения.
Источники используемой информации………………………………..……7
Глава III. Краткая характеристика деятельности оптовой базы…………………10
Глава IV. Оценка динамики и выполнения внутреннего плана - прогноза
оптового товарооборота c использованием абсолютных и
относительных показателей - отклонений ……………………………...12
Глава V. Факторный анализ оптового товарооборота…………………….……..16
5.1. Влияние общего индекса цен и физической массы……………...….…..16
5.2. Влияние поступления товаров и других факторов
на изменение общего объема……………………………………………...19
5.3. Оценка эффективности использования складских площадей,
степень их влияния на изменение объема товарооборота…………….23
Заключение………………………………………………………………………….…...24
Список использованной литературы……………………………………….………..
В отчетном году оптовой базой был достигнут рост товарооборота в 119,6% а торговые организации, обслуживаемые оптовой базой, увеличили рост розничного товарооборота на 119,8%. При этом розничный товарооборот перевыполнен 7708,8тыс. руб. (46725,8 - 39017), а оптовый товарооборот на 6518,7тыс. руб. (39830 – 33311,3). В данном случае необходимо в ходе анализа структуры товарооборота установить, по каким товарным группам сверхплановый оптовый товарооборот превышает розничный, и рассмотреть состояние товарных запасов в розничной сети по этим группам. Наличие в розничной сети сверхнормативных запасов товаров по этим группам будет свидетельствовать о том, что часть товаров, поступивших в отчетном году с оптовой базы, не была реализована населению.
Таким образом, в отчетном году обеспечен прирост оптово-складского (119,4%) и транзитного (120,4%) оборота. При этом достигнут более высокий процент транзитного оборота, в результате чего его удельный вес в общем оптовом обороте составил 15,3%; по сравнению с предшествующим годом он возрос на 0,1% (15,3 – 15,2). Повышение в отчетном году удельного веса транзитного оборота заслуживает положительной оценки.
Фактический коэффициент звенности (отношение оптово-складского оборота к розничному товарообороту) составляет 72,2%. Это означает, что из общей массы товаров, проданных населению через розничную сеть и предприятия общественного питания, 72,2% их поступило со складов оптовой базы. При этом коэффициент звенности оказался ниже прошлогоднего показателя на 0,2% (72,2 – 72,4). Данные показатели свидетельствуют о том, что в отчетном году роль оптовой базы в товароснабжении розничной сети несколько снизилась, что нельзя оценивать как положительный фактор.
Глава V. Факторный анализ оптового товарооборота
На
выполнение плана и динамику розничного
товарооборота оказывают
Анализ показателей товарооборота, поступления и запасов товаров во взаимной увязке основан на применении балансового метода - на использовании балансовой формулы3:
откуда Тоб = Зн + П – Зк - Др
Где Зн - товарные запасы на начало периода (руб.);
П - поступление
товаров за анализируемый
Тоб - товарооборот предприятия за анализируемый период (руб.);
Др - документированный товарооборот за анализируемый период,
не являющийся продажей (руб.);
Зк - товарные запасы
на конец периода (руб.).
5.1. Влияние общего индекса цен и физической массы
Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах - в ценах базисного года4:
где Тс.ц.
— объем товарооборота в
Тфц — объем товарооборота в фактических ценах;
I ц — индекс изменения цен.
В процессе анализа товарооборота целесообразно определить его изменение как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:
I т = I ц х I q
где I т — индекс изменения объема товарооборота;
I ц — индекс изменения цен;
Iq — индекс изменения физического объема
товарооборота.
Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой — от изменения количества реализуемых товаров.
Влияние
изменения цен и физического
объема товарооборота на величину
товарооборота
Таблица 5.1. Оптовый товарооборот базы за отчетный год (тыс. руб.) | |||
Товарные группы | Фактический товарооборот | Средний размер повышения цен в отчетном году, % | |
прошлый год | отчетный год | ||
Продовольственные
товары
Непродовольственные товары Итого |
30085,7
3225,6 33311,3 |
35838,4
3991,6 39830,0 |
+40
+20 |
Для анализа имеющихся данных составим таблицу:
Таблица 5.2. Анализ оптового товарооборота за отчетный год по торговой базе
Товарооборот | Темп роста. % | Изменение | ||||||
Группы товаров | Прошлый год | Отчетный год | В
сопост. |
В действ | В
сопос |
уд. веса | ||
Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд.
вес |
ценах | ценах | ценах | ||
Продовольственные
товары
Непродовольственные товары (сопутствующие) Всего |
30085,7 3225,6 33311,3 |
90,4 9,6 100,0 |
35838,4 3991,6 39830,0 |
90,0 10,0 100,0 |
25598,9 3326,3 28925,2 |
+ 19,1 + 23,7 + 19,6 |
-14,9 +3,1 -13,2 |
- 0,4 +0,4 - |
Группа продовольственных
Удельный вес продовольственных товаров в товарообороте отчетного года составляет 90,0% (35838,4 / 30085,7,1 х 100 – 100), непродовольственных – 10% (3991,6 / 39830 х 100 – 100).
Для
расчета товарооборота в
Темп роста товарооборота в действующих ценах составляет +19,6% (39830 / 33311,3 х 100 - 100), в том числе по продовольственным товарам: +19,1%(35838,4 /30085,7 х 100 – 100), по непродовольственным товарам: +23,7% (3991,6 / 3225,6 х100 – 100).
Темп
роста товарооборота в
Изменение структуры товарооборота произошло следующим образом: доля продовольственных товаров снизилась на 0,4 %, а доля непродовольственных товаров соответственно увеличилась на 0,4 %.
Изменение цен увеличило общий объем товарооборота на сумму 10904,8тыс.руб. (39830 – 28925,2).
Изменение
физического объема товарооборота
уменьшило общий объем
В результате влияние этих факторов произошло увеличение товарооборота на 6518,7тыс.руб. (10904,8 –4386,1).
Если рассмотреть влияние изменения цен и физического объема товарооборота по товарным группам, то можно увидеть, что по продовольственным товарам за счет увеличения цен объем товарооборота увеличился на 10239,5тыс.руб.(35838,4 – 25598,9), за счет уменьшения физического объема он снизился на 4486,8тыс.руб.(25598,9 – 30085,7), эти два фактора в сумме увеличили товарооборот по группе продовольственных товаров на 5752,7 тыс.руб (10239,5 – 4486,8).
По непродовольственным товарам за счет увеличения цен объем товарооборота увеличился на 665,3тыс.руб.(3991,6 – 3326,3), за счет изменения физического объема снизился на 100,7тыс.руб.(3326,3 – 3225,6), что повлекло за собой увеличение товарооборота по непродовольственной группе в сумме 564,6тыс.руб.(665,3 – 100,7).
Применяя формулу коэффициента абсолютных структурных сдвигов (4.1) в разрезе отдельных товарных групп - по ассортиментной структуре коэффициент составит:
К сс = √ ∑(90,0 – 90,4)2
+ (10,0 – 9,6)2/ 2
= √0,32 / 2 = √ 0,16 = 0,4
5.2. Влияние поступления товаров и других факторов на изменение
общего объема
Вторым показателем, оказывающим влияние на оптовый товарооборот, является поступление товаров на оптовое предприятие. Здесь необходимо проанализировать источники поступления товара и конкретных поставщиков товара. По источникам поступления выделяются поступления от предприятий изготовителей, оптовых посредников, по импорту. Выделяются поставщики своего региона и других регионов. Учет и анализ ведется по товарной структуре, сопоставимой со структурой оптовых продаж.
Поступление товаров по отдельным поставщикам рассматривается по объему выполненных заказов, по его структуре, срокам и качеству продукции. Результаты анализа этих показателей являются базой для оценки выполнения заключенных контрактов на поставку товаров.
Под влиянием многочисленных экономических, социальных, демографических, природно-климатических и других факторов, которые постоянно изменяются в процессе развития общественного производства, формируется и спрос на товары. Поэтому с помощью маркетинга коммерческие работники получают информацию о товарах, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о емкости рынка в отдельных регионах. Так, например, оптовые предприятия используют следующие методы изучения и прогнозирования спроса: оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за определенный период, изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на завоз товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса.
Руководствуясь этими исследованиями, оптовые базы строят свою политику закупок, заключая долгосрочные соглашения с поставщиками товаров, на которые ожидается повышение спроса, это позволяет оптовому звену заблаговременно подготовиться к смене поставщиков морально устаревших товаров на других, осваивающих выпуск более совершенных или принципиально новых товаров.