Оптовый товарооборот предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание

Современный рынок представляет собой разветвленную систему хозяйственных связей между производителями и потребителями, а также сложнейший механизм выявления и согласования их экономических интересов. Практическое осуществление этих связей с учетом интересов всех участников товарного обращения берут на себя торговые посредники. Тем самым они способствуют формированию единого рынка товаров и услуг, расширяют возможности развития на нем конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………….……..3



Глава I. Оптовый товарооборот, его сущность, значение в

осуществлении хозяйственных связей между производством

товаров и их розничной продажей…………………………………….…….5



Глава II. Задачи экономического анализа оптового товарооборота.

Его роль в торговом обслуживании населения.

Источники используемой информации………………………………..……7


Глава III. Краткая характеристика деятельности оптовой базы…………………10


Глава IV. Оценка динамики и выполнения внутреннего плана - прогноза

оптового товарооборота c использованием абсолютных и

относительных показателей - отклонений ……………………………...12


Глава V. Факторный анализ оптового товарооборота…………………….……..16

5.1. Влияние общего индекса цен и физической массы……………...….…..16

5.2. Влияние поступления товаров и других факторов

на изменение общего объема……………………………………………...19

5.3. Оценка эффективности использования складских площадей,

степень их влияния на изменение объема товарооборота…………….23

Заключение………………………………………………………………………….…...24

Список использованной литературы……………………………………….………..

Работа состоит из  1 файл

Оптовый товарооборот предприятия.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, основной фактор успешного  развития товарооборота — обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование.

      Имея  исходные показатели за  отчетный и предыдущий годы,  можно заполнить товарный баланс оптовой торговой фирмы в действующих ценах и определить влияние различных факторов на оптовую  реализацию: 

  Таблица 5.3. Товарный  баланс торговой  базы в действующих  ценах  (тыс.руб.)

Показатели Факт.

 за  прошлый год

Отчетный  год Отклонение Повлияли  на
план Факт. от плана 
от прошл  года выполнение  плана  динамику 
1 2 3 4 5 6 7 8
Запасы  товаров на начало года

Поступление товаров

Прочее выбытие

Запасы товаров  на конец  года

Реализация  товаров

 
6030,2

35866,6

29,7 

8555,8

33311,3

 
7783,0

36395,0 
 

8338

35840

 
8555,8

39634,7

18,1 

8342,4

39830

 
+772,8

+3239,7

+18,1 

+4,4

+3990,0

 
+2525,6

+3768,1

-11,6 

-213,4

+6518,7

 
+772,8

+3239,7

-18,1 

-4,4

+3990,0

 
+2525,6

+3768,1

+11,6 

+213,4

+6518,7

 

      По  данным таблицы можно сделать  следующие выводы.

      На  перевыполнение плана товарооборота  повлияло увеличение остатков товаров  на начало года в сумме на 772,8тыс.руб., увеличение поступления товаров  на сумму 3239,7тыс.руб. и увеличение запасов на конец года на сумму 4,4тыс.руб. Прочее выбытие товаров в сумме 18,1тыс.руб снизило реализацию, которая в результате влияния суммы вышеперечисленных факторов сформировалась выше плановой на 3990,0тыс.руб.

      Против  прошлого года реализация товаров увеличилась 6518,7тыс.руб. Это произошло за счет увеличения запасов товаров на начало года, которые увеличились по сравнению с базисным периодом на 2525,6тыс.руб, увеличение поступления товаров на в сумме 3768,1тыс.руб., прочее выбытие, которое на сумму 11,6тыс.руб. ниже прошлого, а также снижение товарных остатков на конец периода на 213,4тыс.руб. 

      Объем продажи товаров находится в  зависимости от поступления и  запасов товаров. Увеличение или  уменьшение одного их этих показателей  связано с соответствующим изменением других.

      Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого и отмеченных показателей на объем оптового товарооборота торгового предприятия.

      В процессе анализа оптового товарооборота  определяется степень выполнения плана  поступления товаров по общему объему и в ассортименте. При этом показатели поступления сравниваются с соответствующими данными по оптовой реализации товаров. Такое сравнение позволяет установить, насколько соблюдены сроки завоза и отгрузки товаров, отвечают ли поступившие товары спросу потребителей. Особо подвергаются анализу показатели выполнения плана поступления по источникам и поставщикам, соответствия поступивших товаров договорам и спецификациям по количеству, сумме, внутригрупповому ассортименту и другим признакам. Выявляется роль оптовой базы в вовлечении в товарооборот дополнительных товарных ресурсов.

      Одновременно  с оценкой выполнения плана и  динамики поступления товаров выявляются конкретные причины (факторы), оказавшие влияние на отклонение фактических показателей от плановых и от соответствующих показателей за предшествующий период.

      Поступление товаров анализируется за квартал, год. В оперативном порядке осуществляется повседневный контроль за соблюдением  поставщиками сроков поставки товаров, определенных договором, соответствием поставляемых товаров ассортиментной структуре, предусмотренной спецификациями, прилагаемыми к договорам.

      Анализ  поступления товаров по базе предусматривает проверку уровня организации и результатов приемки товаров по качеству. Повышение удельного веса товаров, подвергающихся качественной проверке, является положительным показателем работы оптовой базы.

      В процессе анализа поступления товаров  проверяется правильность и своевременность оформления договоров с поставщиками товаров, согласования ассортимента, расширение прямых связей оптовой базы с промышленными предприятиями, состояние работы по осуществлению контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств по поставке товаров, уровень претензионной работы.              

      Основополагающий  показатель оптового товарооборота  – товарные запасы предприятия, которые  обслуживают складской товарооборот.

      Этот  показатель  изучается по следующим  направлениям: общий объем и структура  запасов предприятия – начинается с оценки общего объема и местонахождения товаров – по принципу: товары на складах и товары отгруженные;  отклонение фактических товарных запасов от рассчитанных нормативов, которые определяются предприятием самостоятельно; определение и измерение основных факторов, воздействующих на объем и состав товарных запасов, это может быть объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех стадий оптового товарооборота; исчисление и анализ скорости товарооборачиваемости, которая характеризует время необходимое для полного обновления запаса на оптовом предприятии.

      Товарные  запасы и их анализ проводится в  абсолютных (стоимостных, натуральных) и относительных (днях, числе оборотов) показателях.

      В оптовой торговле концентрируются запасы товаров, как текущего хранения, так и сезонного накопления и досрочного завоза. Товары сезонного спроса целесообразно накапливать главным образом на оптовых базах.

      В процессе анализа выявляются соответствие товарных запасов нормативам, размещение запасов между розничной и оптовой торговлей, оцениваются изменения, происходящие в их объеме и структуре. На этой основе разрабатываются мероприятия по нормализации товарных запасов.

      По  методике анализа товарные запасы на конец отчетного периода приводятся в сопоставимый вид с нормативом и сравниваются с нормативом следующего квартала, определяются недостающие или излишние запасы. Исчисление товарооборачиваемости и товарных запасов в днях производится на основе данных об оптово-складском обороте, включая мелкооптовый оборот базы. Сопоставление товарных запасов и товарооборачиваемости с нормативом производится в целом по оптовой базе, по складам базы и товарным группам. 
 

      5.3. Оценка эффективности  использования складских  площадей,

         степень их влияния на изменение объема товарооборота 

      Большое влияние на динамику товарооборота  оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов предприятия. Объем товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:

                                         Т = S х Ксм х Д х Вs                 (5.3.)

  где Т  — объем розничного товарооборота, руб.;

        S — площадь торгового зала  предприятия, м2;

        Вs — товарооборот на 1 м2 площади , руб. 

      Методом цепной подстановки, последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.

Таблица 5.4. Показатели основных фондов  оптовой базы торговой организации   

                                                                                                                                          (тыс.руб.)

             Показатели Прошлый год Отчетный  год Отклонение
сумма %
Товарооборот, Т

Торговая  площадь, S

Товарооборот  на 1кв.м. площади, Вs

33311,3

355

93,8

39830

385

103,5

+6518,7

+30

+9,7

+19,6

+8,4

+10,3

      Отсюда, согласно формулы, можно просчитать влияние  каждого из факторов на  динамику товарооборота.

      Так, товарооборот прошлого года  оптовой  базы составил 33311,3тыс.руб., следовательно  товарооборот оптовой базы на 1 кв.м. равен 93,8тыс.руб. (33311,3/355).

      Изменение торговой площади с 355кв.м. до 385 кв.м., то есть на 30кв.м. (385-355)  повлияло следующим  образом:

          385кв.м  х 93,8тыс.руб. – 33311,3тыс.руб = 2801,7 тыс.руб.

то есть привело к увеличению товарооборота  на 2801,7тыс.руб.

      Следовательно, увеличению товарооборота в отчетном году на 6518,6тыс.руб. способствовало так же увеличение торговых площадей на 30кв.м., за счет чего произошло увеличение его общего объема на 2801,7тыс.руб. и увеличение товарооборота на 1кв.м. площади на 5,2тыс.руб (103,5-93,8), что  способствовало положительной динамике товарооборота в размере 3717,0тыс.руб. (6518,7-2801,7).

      Заключение

      Оптовая торговля – это важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и  ускорение товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров.

      Текущий анализ структуры товарооборота  завершается  разработкой конкретных мер, обеспечивающих улучшение торговли определенными товарами и более полное удовлетворение спроса населения на них.

        Для успешного решения задач  роста товарооборота, более полного удовлетворения спроса населения на те или иные товары, следующие: правильное определение спроса населения на конкретные товары, обеспечение завоза только тех товаров, которые пользуются спросом, а также в количестве, соответствующем спросу населения;  устранение фактов перебоев в торговле достаточными товарами; установление и строгое соблюдение режима работы, удобного для покупателей; повышение обоснованности заявок и заказов;  завоз только доброкачественных товаров и в объеме, соответствующем спросу населения;  соблюдение графиков завоза товаров; проведение выставок-продаж.

      В числе резервов по улучшению работы по поставкам товаров могут быть: усиление контроля за выполнением поставщиками обязательств, предусмотренных договорами; обеспечение своевременного завоза товаров на склады базы; повышение активности работников по изысканию и вовлечению в оборот дополнительных товарных ресурсов, закупаемых в порядке децентрализованных закупок.

Информация о работе Оптовый товарооборот предприятия