Автор работы: Светлана Васильева, 19 Августа 2010 в 16:26, отчет по практике
В период с 2 по 14 июля я проходила учебно-коммерческую практику в магазине «В яблочко» № 12, который входит в состав торгового дома «Лиа-Лев». Торговое предприятие расположено по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, 85.
Введение.
Ознакомление с магазином, его устройством и оборудованием.
Характеристика торгового предприятия, правовой статус, архитектурно планировочные данные.
Характеристика торгово - технологического оборудования.
Санитарные требования к магазину, обслуживающему персоналу, продавцам.
Планировка торгового зала магазина.
2. Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса в магазинах и складах.
2.1. Схема торгово-технологического процесса продажи товаров в магазине: приемка, хранение, подготовка к продаже, реализация товаров, обслуживание покупателей.
2.2. Краткая характеристика поставщиков товаров и производителей.
2.3. Виды операций по подготовке товаров к реализации, отходы, образующиеся при этом, их допустимые нормы.
2.4. Правила продажи отдельных видов товаров.
3.Ознакомление с современными формами продажи товаров и торгового обслуживания покупателей.
3.1. Основные формы розничной продажи товаров: выкладка товаров, организация продажи и расчета с покупателями.
3.2. Формы внемагазинного предложения товаров.
3.3. Ознакомление с законом РФ «О защите прав потребителей».
3.4. Нормативные документы на лицензирование торговой деятельности.
Ознакомление со складским хозяйством в торговле, его задачами и функциями на современном этапе.
Характеристика склада.
Организация охраны труда, техники безопасности и противопожарной зашиты.
Заключение.
Используемая литература.
4. Территория двора должна
содержаться в надлежащей чистоте.
5. Для сбора мусора должны быть установлены контейнеры, мусоросборники с крышками на асфальтированной или бетонированной площадке, площадь которой должна быть не менее 1 м от основания каждого мусоросборника. Площадка мусоросборника должна располагаться на расстоянии не менее 25 м от предприятия и от окон и дверей жилых домов.
б) Санитарные требования к водоснабжению и канализации
1. Системы горячего, холодного водоснабжения и канализации торговых предприятий должны отвечать требованиям действующего СНиПа 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
2. Не допускается строительство новых предприятий без устройства внутреннего водопровода и канализации.
3. Торговые предприятия должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, раздельными системами бытовой и производственной канализации с самостоятельными выпусками.
4. В тамбурах туалетов необходимо предусматривать оборудование крана с подводкой горячей и холодной воды на уровне 0,5 м от пола для забора воды при уборке помещений.
В туалетах для персонала унитазы и раковины для мытья рук рекомендуется оборудовать педальными спусками.
в) Санитарные требования к вентиляции, отоплению и освещению
1. Устройство систем отопления, вентиляции и
кондиционирования воздуха помещений торгового предприятия должно предусматривать проведение технических решений, обеспечивающих нормируемые метеорологические условия, чистоту воздуха торговых и складских помещений, уровни шума и вибрации от работы оборудования, систем отопления, вентиляции и кондиционирования не выше установленных нормативов.
2. Для складских помещений продовольственных и непродовольственных товаров системы вентиляции должны быть раздельными.
3. В помещениях расфасовки сыпучих продуктов в местах термоупаковки пищевых продуктов в полимерную пленку необходимо предусматривать оборудование местной вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а также вытяжной вентиляции в моечных помещениях.
4. Естественное и искусственное освещение предприятий продовольственной торговли должно соответствовать требованиям действующего СНиПа "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования": искусственное освещение в торговых залах должно быть не менее 400 лк, в помещениях подготовки товаров - 200 лк, в кладовых - 50 лк; коэффициент естественного освещения в торговых залах и помещениях подготовки товаров при боковом освещении должен быть равен 0,4 - 0,5%, при верхнем - 2%.
5. Световые проемы запрещается загромождать тарой, продукцией как внутри, так и вне здания, а также запрещается замена остекления фанерой, картоном, закрашивание краской и т.д. Разбитые стекла в окнах необходимо немедленно заменять, запрещается устанавливать в окнах составные стекла.
Оконные стекла, витрины, стекла охлаждаемых витрин должны иметь гладкую поверхность и быть доступными для проведения уборки, осмотра и ремонта.
6. Торговые залы должны быть обеспечены отоплением в соответствии с требованиями СНиПа 2.04.05-86. Отопительные приборы во всех помещениях должны иметь гладкую поверхность и быть доступными для проведения уборки, осмотра и ремонта.
г) Санитарные требования к планировке, устройству предприятий
1. Объемно-планировочные и
конструктивные решения помещений торговых предприятий должны обеспечивать прогрессивные формы работы предприятий, применение тары-оборудования, самообслуживания, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, автоматизации производственных процессов и др.
2. Запрещается размещение в жилых зданиях (первый, второй и цокольный этажи) специализированных рыбных и овощных магазинов, а также магазинов суммарной торговой площадью более 1000 кв.м (в соответствии со СНиПом 2.08.01-89 "Жилые здания").
3. В предприятиях, расположенных в жилых зданиях, запрещается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под жилыми помещениями. Необходимо предусматривать виброшумозащитные мероприятия, обеспечивающие должные условия труда работников предприятий и условия проживания людей.
4. Для приема овощей и хлеба должны быть предусмотрены отдельные двери или люки непосредственно в кладовые.
5. Не допускается загрузка товаров со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры.
6. Торговые предприятия должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др.
7. В предприятиях, осуществляющих реализацию пищевых продуктов и непищевых товаров, складские и торговые помещения должны быть раздельными.
8. Все подсобные, административно-хозяйственные и бытовые помещения для персонала должны быть изолированы от помещений для хранения пищевых продуктов.
9. Полы в предприятиях должны быть выполнены из влагоустойчивых и влагонепроницаемых материалов, допущенных для этой цели органами здравоохранения, иметь ровную поверхность, без выбоин, а также уклон в сторону трапов.
10. Гардеробные и душевые для работников предприятий должны быть оборудованы по типу санпропускников.
11. Вход посторонних лиц в помещения для приема, хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже допускается с разрешения администрации и при обязательном использовании санитарной одежды.
з) Санитарный режим на предприятиях продовольственной торговли
1. Все помещения предприятий
должны содержаться в чистоте. По окончании работы должна проводиться влажная уборка с применением моющих средств.
Торговое и механическое оборудование (весы, прилавки, витрины, фасовочные агрегаты и др.) по окончании работы должно быть обработано щелочным раствором, затем горячей водой.
2. Один раз в неделю следует проводить генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств
3. Туалеты по мере необходимости и после окончания работы предприятия тщательно очищают, промывают и дезинфицируют путем орошения раствором хлорной извести или другим дезинфицирующим раствором.
4. Контейнеры, инвентарная тара (тележки, корзины, сетки и др.), а также чашки и платформы весов, гири должны ежедневно промываться с применением моющих средств и просушиваться.
II Санитарные требования к обслуживающему персоналу, продавцам:
1. Лица, поступающие на работу в организации торговли, проходят медицинские осмотры,
профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
2. На каждого работника
заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
3. Во всех организациях торговли создаются необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие
мыла, полотенец, туалетной бумаги и др.).
4. Совместное хранение санитарной и домашней одежды в организациях торговли не проводится.
5. Работники организации торговли обязаны соблюдать
следующие правила личной гигиены:
- оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
- перед началом работы
тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку;
- работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;
- перед посещением туалета
снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;
- при появлении признаков
простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;
- не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте).
1.4. Планировка торгового зала магазина
При составлении технологической
планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.
В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.
Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:
- создания наилучших условий
для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам выкладки и размещения;
- эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
- обеспечения свободного
движения потоков покупателей;
- рациональной организации
расчетных операций.
Планировка
торгового зала магазина
Условные обозначения:
- направление покупательских потоков
- – платежные терминалы
- – стеллаж пристенный охлаждаемый
- – холодильные камеры
- – Средне-низкотемпературные витрины
- - Электронные весы торговые с термо-печатью этикеток
- - Холодильные шкафы-витрины
- - Сканеры штрих-кодов, Компьютерный кассовый терминал
- Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса в магазинах и складах.
2.1 Схема торгово-
технологического процесса продажи товаров в магазине: приемка, хранение, подготовка к продаже, реализация товаров, обслуживание покупателей.
Приемка товаров в магазине «В яблочко» осуществляется старшим продавцом, в обязанности которого входит проверка накладных, актов на несоответствие товаров данным сопроводительных документов, сертификатов соответствия или актов экспертизы торгинспекции и др. документов. Приемка поступивших товаров по количеству и качеству является одной из наиболее важных составных частей технологического процесса магазина. Приемка товаров по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества данным сопроводительных документов. Приемка товаров по количеству включает в себя проверку состояния тары, упаковки, целостности пломб и соответствия массы тары маркировке. Приемка товаров по качеству исключает возможность поступления к покупателям товаров низкого качества, так как приемка товаров производится по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, счет-фактура, спецификация и др.). При обнаружении недоброкачественности и некомплектности товаров, приемка приостанавливается, составляется односторонний акт, обеспечиваются надлежащие условия хранения этих товаров, и вызывается представитель поставщика для участия в продолжение приемки товаров и составления двустороннего акта.
Принятый товар в магазине размещают в торговом зале или в помещениях для хранения товаров. При этом следят за перемещением товаров в кладовых, режима хранения, нормальной работой холодильных установок, поддержанием в помещениях чистоты.
Хранение товаров в магазине производят с учетом соблюдения правильного товарного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга. Учитываются сроки хранения и реализации, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.
Товары, запасы которых пополняют и реализуют сравнительно медленно, размещают в глубине помещений. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних полках - легкие.
Расстояние от товаров, размещенных на стеллажах и в штабелях, до отопительных устройств должно быть не менее 1 м, до пола - 20 см., до источников освещения - 50 см., между рядами - 70см. Высота укладки товаров в штабелях с учетом техники безопасности при отсутствии механизмов для укладки не должна превышать 2м.
Товары в магазине хранят упакованном виде или распакованном виде.
На стеллажах размещают
распакованные товары. Громоздкие, тяжеловесные товары, ящики, мешки, кипы размещают штабельным способом.
Одним из условий правильного хранения товаров является строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция помещения для хранения товаров, мытье полов с применением дезинфицирующих растворов, своевременное устранение трещин на станах и потолках, борьба с грызунами и другими вредителями.
Поступившие в магазин товары обычно не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они завезены, и нуждаются в подготовке к продаже. Она включает в себя такие операции, как распаковка и сортировка.
При подготовке товаров к продаже производится проверка соответствия цен, сортности; фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка товаров в специальную тару для подачи в торговый зал.
При размещении товаров в торговом зале соблюдаются правила товарного соседства. За каждой товарной группой закрепляют постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары размещают рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления покупателями, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом. Однородные товары размещают концентрированно. В случае если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а так же если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то их размещают в разных местах торгового зала.
Информация о работе Отчет по практике на примере магазина "В яблочко"