Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:04, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что процесс продажи готовой продукции завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.
Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия и т. п. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятий ее получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия. Кроме того, от объема реализации зависит и величина прибыли предприятия – одного из важнейших показателей его деятельности.
Введение 3
1. Основы перспективного анализа продаж 6
1.1. Понятие, задачи и основные особенности перспективного анализа 6
1.2. Анализ объема продаж и управленческие решения на предприятии 7
1.3. Методы перспективного анализа объема продаж 16
2. Анализ показателей объема продаж продукции в ОАО «Завод-Элекон» 24
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Завод-Элекон». 24
2.2. Анализ динамики выполнения плана и ритмичности реализации готовой продукции в ОАО «Завод-Элекон» 25
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции. 28
3. Прогнозирование объема продаж изделия КНЦ -12 на октябрь-декабрь 2011г. 31
3.1.Определение наиболее вероятных объемов продаж изделия КНЦ -12 31
3.2. Оценка правильности подбора прогнозирующей функции 33
Заключение 37
Список использованных источников 40
Из таблицы 2.3 видно, что среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции в ОАО «Завод-Элекон» за последние 5 лет, составляет 2,3 %.
Анализ объема продаж продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (таблица 2.4). Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций.
Таблица 2.4
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации товарной продукции ОАО «Завод-Элекон» за 2010 год
Изделие |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Реализация продукции, млн. руб. | ||||||
план |
факт |
+,- |
% к плану |
план |
факт |
+,- |
% к плану | |
ОНЦ-РГ-09 |
4000 |
4500 |
+500 |
+12,5 |
4300 |
4250 |
-50 |
-1,2 |
2РТТ |
6000 |
5500 |
-500 |
-8,3 |
5200 |
5100 |
+100 |
+1,9 |
ШР |
6000 |
6500 |
+500 |
+8,3 |
6400 |
6300 |
-100 |
+1,6 |
СНЦ 124,125 |
7900 |
7500 |
-400 |
+6,3 |
7200 |
7750 |
+500 |
+6,9 |
Итого |
23900 |
24000 |
-100 |
-0,42 |
23100 |
23400 |
+550 |
+2,38 |
В процессе анализа определим выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по ОАО «Завод-Элекон», в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясним причины недовыполнения плана, и дадим оценку деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции ОАО «Завод-Элекон» за август 2010 г.
Изделие |
Потреби-тель |
План поставки по договору, тыс. руб. |
Фактически отгружено, тыс.руб. |
Недопоставка продукции, тыс.руб. |
Зачетный объем в пределах плана тыс. руб. |
ОНЦ-РГ-09 |
1 |
200,0 |
300,0 |
-50,0 |
200,0 |
2 |
400,0 |
350,0 |
350,0 | ||
3 |
380,0 |
380,0 |
380,0 | ||
2РТТ |
1 |
500,0 |
500,0 |
500,0 | |
2 |
420,0 |
420,0 |
420,0 | ||
Итого |
1900,0 |
1950,0 |
-50,0 |
1850,0 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем:
Кдп=(ОПпл-ОПн)/ОПпл (2.1)
Кдп= (1900-50)/1900=0,97 или 97%
Из табл. 2.6 видно, что за март месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 50 тыс. руб., или на 3 %, а в целом за год - на 5 % (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Анализ договорных обязательств за 2010 год.
Месяц |
План поставки продукции, тыс. руб. |
Недопоставка продукции, тыс. руб. |
Выполнение, % | |||
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года | |
Январь Февраль Март
Декабрь |
2000 1800 1900
2100 |
2000 3800 5700
23100 |
-100 -50 -50
-120 |
-100 -150 -200
-900 |
96,0 98,7 90,0
100,0 |
96,0 97,4 94,8
96,3 |
Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
Критм. = 29 + 33 + 37,7 = 99,7 %.
Таблица 2.7
Ритмичность выпуска продукции ОАО «Завод-Элекон» по декадам
Декада |
Выпуск продукции за год, млн. руб. |
Удельный вес продукции, % |
Выполнение плана, коэффициент |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
Первая Вторая Третья |
6970 7970 8960 |
7000 8000 9000 |
29,0 33,3 37,7 |
29,0 33,0 38,0 |
1,004 1,003 1,005 |
29,0 33,0 37,7 |
Всего |
23900 |
24000 |
100 |
100 |
1,004 |
99,7 |
Коэффициент вариации Кв определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции [12, c.376]:
Кв = (√∑Δx2/n)/xпл (2.2)
где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания; п - число суммируемых плановых заданий; х - среднедекадное задание по графику.
В нашем случае коэффициент вариации составляет 0,008, то есть выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 0,8 %:
Кв = √[(70-69,7)2+(80-79,7)2+(90-
Для оценки ритмичности
производства на предприятии рассчитывается
также показатель аритмичности как
сумма положительных и
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.
Таблица 2.8
Выполнение плана по ассортименту продукции ОАО «Завод-Элекон» в 2010 г
Изделие |
Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб. |
Процент выполнения плана |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту | |
план |
факт | |||
ОНЦ-РГ-09 2РТТ ШР СНЦ 124,125 |
4000 6000 6000 7900 |
4500 5500 6500 7500 |
112,5 91,7 108,3 94,9 |
4000 5500 6000 7500 |
Итого |
23900 |
24000 |
100,4 |
23000 |
Из табл. 2.8 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 96,2 % (23000 / 23900 × 100) .
Существуют как внешние, так и внутренние причины недовыполнения плана по ассортименту. К внешним относятся:
- конъюнктура рынка,
- изменение спроса на отдельные виды продукции,
- состояние материально-
- несвоевременный ввод
в действие производственных
мощностей предприятия по
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на объем продаж и выручки от продаж. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее реализации в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.
Для расчета влияния
структурного фактора на объем производства
продукции в стоимостном выраже
Таблица 2.8
Расчет изменения средней цены единицы изделия за счет структурного фактора
Изделие |
Оптовая цена ед.изд., руб. (Ц) |
Структура продукции, % |
Изменение средней цены за счет структуры, руб. (ΔЦстр) | ||
План (УДпл) |
Факт (УДф) |
+,- | |||
ОНЦ-РГ-09 2РТТ ШР СНЦ 124,125 |
100 200 250 300 |
50 30 13 8 |
52 27 14 7 |
+2 -3 +1 -1 |
2 -6 2,5 -3 |
Итого |
- |
100 |
100 |
0 |
-4,5 |
Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены единицы изделия (ΔЦстр) за счет структуры [7, c.235]:
ΔЦстр=∑(УДiф-УДiпл)×Цiпл/100
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении (Vф общ), узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
ΔВПстр=ΔЦстр×Vф общ (2.4)
ΔВПстр= -4,5 руб. × 123500 шт. = -536 тыс. руб.
Расчет влияния структурного
фактора на изменение выпуска
продукции в стоимостном
ΔЦстр=∑(Цiпл×УДiф)/100-∑(Цiпл×
Цф = (100×52+200×27+250×14+300×7)/
Цпл = (100×50+200×30+250×13+300×8)/
ΔЦстр = 16200 руб. - 16650 руб. = - 4500 руб.
ΔВПстр=ΔЦстр×Vф общ = -4,5 тыс.руб. × 123500 = -536 тыс. руб.