Перспективный анализ объёма продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что процесс продажи готовой продукции завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.
Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия и т. п. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятий ее получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия. Кроме того, от объема реализации зависит и величина прибыли предприятия – одного из важнейших показателей его деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Основы перспективного анализа продаж 6
1.1. Понятие, задачи и основные особенности перспективного анализа 6
1.2. Анализ объема продаж и управленческие решения на предприятии 7
1.3. Методы перспективного анализа объема продаж 16
2. Анализ показателей объема продаж продукции в ОАО «Завод-Элекон» 24
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Завод-Элекон». 24
2.2. Анализ динамики выполнения плана и ритмичности реализации готовой продукции в ОАО «Завод-Элекон» 25
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции. 28
3. Прогнозирование объема продаж изделия КНЦ -12 на октябрь-декабрь 2011г. 31
3.1.Определение наиболее вероятных объемов продаж изделия КНЦ -12 31
3.2. Оценка правильности подбора прогнозирующей функции 33
Заключение 37
Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

КОМПЛ. ЭКОНОМ. АНАЛИЗ.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

Аналогичным образом  определяется влияние структуры  реализованной продукции на сумму  выручки (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Расчет влияния реализованной  продукции ОАО «Завод-Элекон» на сумму выручки

Изделие

Оптовая цена ед.изд. руб.

Объем реализации продукции, шт.

Выручка по плановым ценам, млн. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб.

план

факт

план

Факт при план. структуре

факт

ОНЦ-РГ-09

2РТТ

ШР

СНЦ 124,125

100

200

250

300

43000

26000

25600

24000

42500

25500

25200

25830

4300

5200

6400

7200

4317

5221

6426

7229

4250

5100

6300

7750

-67

-121

-126

+521

Итого

-

118600

119030

23100

23193

23400

+207


 

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры  продукции выручка от ее реализации увеличилась на 207 тыс. руб. Это свидетельствует  об увеличении удельного веса более  дорого изделия «СНЦ 124,125» в общем  объеме продаж.

3. Прогнозирование объема продаж  изделия КНЦ -12 на октябрь-декабрь 2011г.

3.1.Определение наиболее вероятных  объемов продаж изделия КНЦ -12

Изменение объема продаж изделия КНЦ -12 за последние 12 месяцев представлено в таблице 3.1 и на диаграмме 3.1

Таблица 3.1.

Изменение объема продаж изделия  КНЦ -12

месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

объем продаж (тыс. руб.)

35

23

46

34

52

47

65

67

92

91

123

110


 


Рис. 3.1 Динамика изменения объема продаж изделия КНЦ -12

 

Применим метод трехчленной скользящей средней. Значения трехчленных скользящих средних вычислим по формуле [8, c.139]:

Yt = (yt-1 + yt + yt+1)/3,       (3.1)

где t=2, 3,…, (n-1), а yt-1; yt; yt+1 – выбираются из графика на рис.3. 1

Полученные значения скользящих средних занесем в таблицу – (таблица 3.2) и, построив систему нормальных уравнений, рассчитаем константы прогнозирующей функции.

Таблица 3.2

Полученные значения скользящих средних для динамики объема продаж изделия КНЦ -12

месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

объем продаж (тыс. руб.)

35

23

46

34

52

47

65

67

92

91

123

110

Скользящие средние

 

34,67

34,33

44,00

44,33

54,67

59,67

74,67

83,33

102,00

108,00

 

 

Решим систему нормальных уравнений  для параболической прогнозирующей функции [8, c.141]:

Yt = a+bt+ct2      (3.2)

Система нормальных уравнений:

∑yt=an+b∑t+c∑t2;

∑ytt=a∑t+b∑t2+c∑t3;     (3.2)

∑ytt2=a∑t2+b∑t3+c∑t4

Сомножитель n в первом уравнении системы характеризует объем выборочной совокупности (n = 12)/

Определим все суммы, включенные в систему нормальных уравнений. Результаты вычислений представим в таблице 3.3.

Таблица 3.3

х

Объем продаж yt

yt×t

yt×t2

t2

t3

t4

1

35

35

35

1

1

1

2

23

46

92

4

8

16

3

46

138

414

9

27

81

4

34

136

544

16

64

256

5

52

260

1300

25

125

625

6

47

282

1692

36

216

1296

7

65

455

3185

49

343

2401

8

67

536

4288

64

512

4096

9

92

828

7452

81

729

6561

10

91

910

9100

100

1000

10000

11

123

1353

14883

121

1331

14641

12

110

1320

15840

144

1728

20736

Сумма: 78,00

785

6299

58825

650

6084

60710


 

Подставим полученные результаты в систему [8, c.142]:

785 = 12a+78b+650c

6299 = 78a+650b+6084c

58825 = 650a+6084b+60710c

Решив систему, найдем константы: a = 28,07 b = 1.06, c = 0,56

Следовательно, уравнение прогноза имеет вид:

Yt= 28.07+1.06t+0.56t2      (3.3)

Определим наиболее вероятные объемы продаж в 13, 14, 15 месяцах, то есть в октябре, ноябре и декабре 2011 года:

Y13=28,07+1,06×13+0,56×132=136,5 тыс. руб

Yt=14=153,67 тыс. руб

Yt=15=169,9 тыс. руб

3.2. Оценка правильности подбора прогнозирующей функции

Оценим правильность подбора прогнозирующей функции с помощью остаточной дисперсии, остаточного среднеквадратического  отклонения и индекса корреляции [8, c.144].

Рассчитаем правильность подбора  прогнозирующей функции (в нашем  случае – параболической), сравнив ее с другой прогнозной функцией – прямой линией. Линейная функция:

Yt=a+bt,      (3.4)

а система нормальных уравнений  для нее:

∑Yt=an+b∑t;

∑Ytt=a∑t+b∑t2.      (3.5)


Искомые уравнения тренда [8, c.145]:

Параболическая функция: Yt= 28.07+1.06t+0.56t2    (3.6)

Линейная функция: Yt = 11,03+8,36t      (3.7)

Вычислим значение средней  арифметической Yср:

Yср= ∑ Yt /n = 785/12= 65,41

Рассчитаем статистические показатели, для чего промежуточные данные вычислений для суммарных значений запишем в таблицу 3.4.

Вычислим значения σ2ост, σост, М

Для параболической функции:

σ2ост=∑(yt-ytср)2 /n = 842,85/12-70,24

σост = √ σ2ост = 8,38

V = (σост / yср)×100% = 8,38/65,41×100% = 12,8

Таблица 3.4.

Промежуточные данные вычислений для суммарных значений

Месяцы

Объем продаж

(yt)

Значение прогнозирующей функции

Значения

(yt-ytср)2

(yt-ytср)2

Парабол-й

Линейной

Парабол-й

Линейной

1

35

29,69

19,39

28,20

243,67

924,77

2

23

32,43

27,75

88,92

22,56

1798,61

3

46

36,29

36,11

94,28

97,81

376,75

4

34

41,27

44,47

52,85

109,62

986,59

5

52

47,37

52,83

21,44

0,69

179,83

6

47

54,59

61,19

57,61

201,36

338,93

7

65

62,93

69,55

4,28

20,70

0,17

8

67

72,39

77,91

29,05

119,03

2,53

9

92

82,97

86,27

81,54

32,83

707,03

10

91

94,67

94,63

13,47

13,18

654,85

11

123

107,49

102,99

240,56

400,40

3316,61

12

110

121,43

111,35

130,64

1,82

1988,27

Сумма: 78

785

783,52

784,44

842,85

1263,68

11274,92


 

Для линейной функции:

σ2ост = 1263,68/12= 105,3

σост = √ σ2ост = 10,26

V = 10,26/65,41×100% = 15,68

Сравнив эти три показателя между  собой видим, что для параболической функции они меньше, чем для  линейной. Следовательно, степенная  функция в нашем случае лучше  подходит для уравнения прогноза.

Чтобы вычислить индекс корреляции Ry/t, необходимо вычислить общую дисперсию σ2общ по формуле:

σ2общ =∑(yt-yср)2 / n = 11274,92/12=939,5

Причем она одинакова для  любой прогнозирующей функции (в  нашем случае для параболической и линейной).

Рассчитаем значение индекса корреляции Ry/t:

Для параболической функции:

Ry/t = √1- (σ2ост/ σ2общ) = √1- 70,24/939,5 = 0,96

Для линейной функции:

Ry/t = √1- (σ2ост/ σ2общ) = √1-105,3/939,5=0,9

Значение индекса корреляции более 0,9; что говорит о весьма высокой силе связи между переменными. Однако для параболической функции коэффициент корреляции все же выше и поэтому критерию она подходит больше, чем линейная.

Рассчитаем возможные ошибки прогноза, определив доверительные интервалы  для индивидуальных значений объема продаж в 13, 14, 15 месяцы, то есть в октябре, ноябре и декабре 2011 года. Прогнозные расчеты, выполняемые с использованием элементов одиночного временного ряда, завершаются проверкой прогноза, т.е. оценкой его достоверности.

Из-за строгой функциональной связи  между исследуемой переменной Yt и показателем аргументом t реальное значение функции в перспективе может заметно отличаться от прогнозной оценки. Это связано с воздействием многих случайных факторов, не учитываемых в прогнозирующей функции. Поэтому необходимо оценить возможную ошибку прогноза, для чего рассчитываем доверительную зону выборочной линии регрессии (прогноза).

Для определения возможной ошибки прогноза доверительные интервалы  значений объема продаж рассчитываются по формуле [8, c.149]:

Ytв(н) = Yt±Δt,       (3.8)

где Ytв(н) - максимально (в) и минимально (н) - возможные значения объема продаж в момент времени t.

Рассчитаем доверительный интервал для прогноза значения объема продаж на момент времени t=13:

tср = ∑t / n = 78/12 = 6,5; (tср)2 = 42,25

∑t2 / n = 650/12=54,16

Вычислим Dост - остаточное среднее квадратичное отклонение:

Dост = √[∑(Yt - Ytср)/(n-N)]=√842,85/9 = 9,67,

где N-количество констант в уравнении (в нашем случае их 3:  a, b, с);

tT - табличное значение t-критерия Стьюдента, которое определяется по таблице для параметра k=n-3 и доверительной вероятностью ρ=0,99.

 tT = 3,25 для k=12-3=9

Определим верхнее и нижнее значение доверительного интервала по формуле [8, c.150]:

 

(3.9)

 

Тогда для t=13: Δt = 3,25×9,67×√ [(13-6,5)2/12(650:12-42,25) + 1/12+1] = 32,2; для t=14:Δt = 33,3; для t=15: Δt = 34,7.


Используя уравнение (3.8), получим:

Для октября 2011 г.:Yв13 = 136,49+32,2=168,7; Yн13 =136,49–32,2 = 104,3.

Для ноября: Yв14 =186; Yн14 = 119,3.

Для декабря: Yв15 = 204,6; Yн15 = 135,5.

На основании этих вычислений можно  с вероятностью 0,99 утверждать, что  объем продаж в октябре 2011 г. будет находиться в интервале 104,3 – 168,7 тыс.руб.; в ноябре  объем продаж будет находиться в интервале 119,3 – 186 тыс.руб.; в декабре объем продаж будет находиться в интервале 135,2 – 204,6 тыс.руб.

Заключение

На основании анализа  современных литературных источников, в процессе выполнения данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:

Конечным результатом  деятельности любого производственного  предприятия является выпуск готовой  продукции, выполнение работ или  предоставление услуг.

Анализ объема продаж продукции позволяет более глубоко  понять наметившиеся тенденции спада  или роста продаж. Он также позволяет  выявить такие товары, для продвижения  на рынок которых следует приложить  усилия. Проведение такого анализа  позволяет формировать более конкретные и целенаправленные управленческие решения в части продажи продукции. Анализ продаж продукции проводится в четыре этапа

Успешность бизнеса  в любой сфере деятельности основывается на эффективном планировании, которое, в свою очередь, базируется на точности прогнозного анализа. Перспективный анализ ориентирован на изучение возможных сценариев развития предприятия в определенных условиях и допущениях. Видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и угрозы и принимать соответствующие меры для их предупреждения. Выявление основных тенденций и перспектив развития, создание образа будущего предприятия, определение потенциальных возможностей и угроз — основа научного обоснования планов и выработки стратегической и тактической политики предприятия, направленных на достижение его конечных целей.

В настоящей курсовой работе был проведен анализ показателей  объема продаж продукции ОАО «Завод-Элекон».

Анализ основных технико-экономических  показателей работы предприятия  выявил, что в целом показатели деятельности в период 2009-2010 гг. в динамике с предыдущим значительно улучшились. Проанализировав объем продаж продукции, можно сделать вывод, что за эти годы объем реализация продукции возрос на 17,0 %. Таким образом, можно сказать, что предприятие нашло свою нишу на рынке товаров, и оно имеет своих постоянных клиентов-покупателей.  Проанализировав объем продаж продукции по видам можно сказать, что продажа соединителей имеет устойчивую тенденцию к росту.

Информация о работе Перспективный анализ объёма продаж