Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:04, курсовая работа
Методы исследования: сравнительного анализа, монографический, группировок, экспертных оценок и анкетирования.
Исследования и разработки: изучены методы и принципы планирования издержек и их влияние на себестоимость продукции, дана оценка целесообразности показателей затрат на ОАО «Гастелловское», разработаны конкретные предложения по их снижению.
Затраты на продукцию - это затраты, связанные с производством продукции или с приобретением товаров для реализации, в частности:
- Прямые материалы;
- Прямая заработная плата;
- Покупная стоимость товаров для реализации;
Этот вид затрат причисляют к производственной себестоимости продукции.
Затраты периода - это затраты, которые прямо не связаны с изготовлением конкретного товара, а относятся к тому периоду, в котором они возникли. В затраты периода входят:
- Административные;
- Сбытовые;
- Маркетинговые;
- Амортизация зданий.
В зависимости
от цели расчета себестоимости
Группировка затрат по экономическим элементам необходимо для анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Оно показывает, что потрачено и сколько, не указывая конкретно, на какие нужды, то есть устанавливают общую сумму затрат на предприятии, но не конкретизируют направление затрат непосредственно на производство конкретного вида продукции.
Элементы затрат:
- Материальные затраты;
- Затраты на оплату труда;
- Отчисления на социальные мероприятия;
- Амортизационные отчисления;
- Остальные затрат.
Для расчета себестоимости единицы определенного вида продукции используют классификацию по калькуляционным статьям расходов. Такой вид классификации отражают целевые направления использования ресурсов и конкретные затраты предприятия на изготовление и реализацию единицы определенного вида продукции.
Статьи затрат:
- Сырье и материалы;
- Работы и услуги;
- Расходы на оплату труда;
- Отчисления на социальные нужды;
- Затраты на
содержание и эксплуатацию
- Затраты на
организацию и управление произ
- Прочие.
Кроме того, расходы можно классифицировать на те, которые включают в себестоимость, и те, которые не включают.
Распределение затрат на постоянные и переменные осуществляется по признаку зависимости с изменением объема производства или продажи продукции.
Постоянные затраты - это затраты, сумма которых не меняется при изменении объемов производства. Постоянные затраты предприятия есть даже тогда, когда временно не выпускает продукцию. К ним относятся:
- Амортизация;
- Арендная плата;
- Отопление;
- Освещение;
- Административные затраты.
Переменные - это затраты, общая сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов производства. В них входят:
- Сырье и материалы;
- Комплектующие;
- Заработная плата производственных рабочих;
- Топливо и
энергия на технологические
- Другие.
К тому же у предприятия могут возникать затраты, которые трудно отнести полностью к постоянным или переменным. Их называют смешанными.
Кроме того, затраты согласно второму направлению классификации подразделяются на:
- Релевантные и нерелевантные;
- Маржинальные (предельные);
- Дифференциальные (приростные);v - Альтернативные.
Нерелевантные затраты - это затраты предприятия независимо от принятия управленческого решения.
Релевантные - затраты, которые зависят от принятия управленческих решений.
Маржинальные затраты (предельные) - это затраты на изготовление каждой последующей единицы продукции.
Дифференциальные (приростные) - затраты, которые составляют разницу между альтернативными решениями.
Альтернативные затраты - это упущенная выгода, когда выбор или принятие одного решения требует отказаться от другого (альтернативного решения).
Классификация затрат согласно третьему направлению «Для контроля и регулирования» содержит два вида затрат: контролируемые и неконтролируемые. Их различают для планирования работы структурных подразделений предприятия.
Контролируемые - это затраты, которые управленцы на предприятии могут контролировать или существенно влиять на них.
Неконтролируемые - это затраты, на которые управленцы предприятия не могут влиять и не могут контролировать их.
1.3 Методы планирования издержек
При планировании
себестоимости продукции
1. Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При планировании себестоимости этот метод применяется с целью:
- обеспечения
сопоставимости показателей
- осуществления
укрупненного расчета основных
технико-экономических
- наиболее полного учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;
- определения
участия отдельных служб,
- анализа и
сопоставления издержек
2. Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.
Сметный метод позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.
Смета затрат представляет собой таблицу следующего вида:
Таблица 2 — Смета затрат (млн. руб.)
Элементы затрат |
1-й месяц |
2-й месяц |
3-й месяц |
Квартал | ||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |
Сырьё и материалы |
325 |
330 |
380 |
363 |
380 |
374 |
1085 |
1067 |
Затраты на оплату труда |
500 |
497 |
530 |
554 |
560 |
542 |
1590 |
1593 |
Работы и услуги |
0,5 |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
0,6 |
1,4 |
1 |
Прочие |
10 |
6 |
8 |
3 |
10 |
9 |
28 |
18 |
Итого: |
835,5 |
833,2 |
918,4 |
920,2 |
950,5 |
925,6 |
2704,4 |
2679 |
Примечаие — Источник: собственная разработка
Смета затрат может составляться как по предприятию в целом, так и производству отдельной продукции или ферме.
3. Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия; заказы; марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.
4. Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат.
Пример — Норма расхода подстилки на одну голову в год составляет 1.2 т. Зная стоимость соломы и количество голов, мы посчитаем расходы на подстилку. Стоимость одной тонны равна 69 тыс. руб. Голов в хозяйстве 1257.
1257*1,2*69=104079,6 тыс. рублей
Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции — возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.
При планировании
себестоимости продукции
2. Общая
характеристика ОАО «
2.1. Общие сведения и анализ производственно-экономических показателей деятельности ОАО «Гастелловское»
ОАО «Гастелловское» расположено юго-западнее г. Минска.
Территория предприятия представляет собой единый компактный массив, вытянутый с севера на юг на 10 км и с запада на восток на 8 км. Исключением является площадь (125 га) временного землепользования, расположенная в 15 км от границы хозяйства, на территории филиала СПК «Заславский» ОАО «Минский завод отопительного оборудования».
ОАО «Гастелловское» по своей площади относится к числу средних сельскохозяйственных предприятий. На территории ОАО «Гастелловское» расположено 10 сельских населенных пунктов, в которых проживает 9 600 человек, из них 241 человек работает на предприятии. Центральная усадьба – агрогородок Сенница, расположенная в 2 км от г. Минска.
Общая площадь земель ОАО «Гастелловское» составляет 3510 га, в т. ч. 3145 га сельскохозяйственных земель. Распаханность земельных угодий составляет 89,2 % (2805 га). Плодородие сельскохозяйственных земель оценивается в 44,0 балла, пашни – в 44,8 балла.
Признаком, определяющим качество земель, является характер почвенного покрова и степень его окультуренности. В хозяйстве преобладают связносупесчаные почвы на водоупорных породах, которые характеризуются относительно устойчивым водным режимом и значительными запасами питательных веществ. Почвы наиболее приемлемы для выращивания требовательных к почвам культур.
Из всех обрабатываемых
земель к разряду неудовлетворительных
относятся земельные участки, на
которых растениеводческое
Почвы сельхозугодий ОАО «Гастелловское» по своему состоянию относятся к средне окультуренным.
Эффективность деятельности организации
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной получаемой прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль дает представление об экономическом положении организации. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует организация и устойчивее ее финансовое состояние.
Основные финансовые результаты и показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия представлены в таблице 3.
Таблица
3 – Финансовые результаты и показатели
эффективности производственно-
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
2011 г. |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг |
8279 |
11676 |
11496 |
14342 |
27014 |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.) |
7383 |
10386 |
10209 |
12750 |
24278 |
Себестоимость реализованной продукции |
7314 |
8940 |
10362 |
13013 |
18786 |
Затраты на реализацию продукции |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прибыль (убыток) от реализации |
69 |
1446 |
-153 |
-263 |
5492 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
107 |
189 |
1624 |
1269 |
2779 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
553 |
810 |
122 |
587 |
-723 |
Прибыль/убыток за отчетный период |
729 |
2445 |
1593 |
1593 |
7548 |
Налоги, сборы и прочие расходы и платежи из прибыли |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Чистая прибыль/убыток |
729 |
2445 |
1593 |
1593 |
7548 |
Рентабельность продукции, % |
0,94 |
16,17 |
-1,48 |
-2,02 |
29,23 |
Рентабельность продаж, % |
0,83 |
12,38 |
-1,33 |
-1,83 |
20,33 |
Информация о работе Планирование издержек (на примере ОАО "Гастелловское")