Планирование издержек (на примере ОАО "Гастелловское")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание

Методы исследования: сравнительного анализа, монографический, группировок, экспертных оценок и анкетирования.
Исследования и разработки: изучены методы и принципы планирования издержек и их влияние на себестоимость продукции, дана оценка целесообразности показателей затрат на ОАО «Гастелловское», разработаны конкретные предложения по их снижению.

Работа состоит из  1 файл

Планирование курсач.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

Затраты на продукцию - это затраты, связанные с производством продукции или с приобретением товаров для реализации, в частности:

- Прямые материалы; 

- Прямая заработная  плата; 

- Покупная стоимость  товаров для реализации;

Этот вид затрат причисляют к производственной себестоимости  продукции.

Затраты периода - это затраты, которые прямо не связаны с изготовлением конкретного товара, а относятся к тому периоду, в котором они возникли. В затраты периода входят:

- Административные;

- Сбытовые;

- Маркетинговые; 

- Амортизация  зданий.

В зависимости  от цели расчета себестоимости различают  классификацию затрат по экономическим  элементам затрат и по калькуляционным  статьям расходов.

Группировка затрат по экономическим элементам необходимо для анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Оно показывает, что потрачено и сколько, не указывая конкретно, на какие нужды, то есть устанавливают общую сумму затрат на предприятии, но не конкретизируют направление затрат непосредственно на производство конкретного вида продукции.

Элементы затрат:

- Материальные  затраты; 

- Затраты на  оплату труда; 

- Отчисления  на социальные мероприятия; 

- Амортизационные  отчисления;

- Остальные  затрат.

Для расчета себестоимости единицы определенного вида продукции используют классификацию по калькуляционным статьям расходов. Такой вид классификации отражают целевые направления использования ресурсов и конкретные затраты предприятия на изготовление и реализацию единицы определенного вида продукции.

Статьи затрат:

- Сырье и  материалы; 

- Работы и  услуги;

- Расходы на оплату труда;

- Отчисления на социальные нужды;

- Затраты на  содержание и эксплуатацию оборудования;

- Затраты на  организацию и управление производством;

- Прочие.

Кроме того, расходы  можно классифицировать на те, которые  включают в себестоимость, и те, которые  не включают.

Распределение затрат на постоянные и переменные осуществляется по признаку зависимости  с изменением объема производства или продажи продукции.

Постоянные  затраты - это затраты, сумма которых не меняется при изменении объемов производства. Постоянные затраты предприятия есть даже тогда, когда временно не выпускает продукцию. К ним относятся:

- Амортизация; 

- Арендная плата;

- Отопление; 

- Освещение; 

- Административные  затраты. 

Переменные - это затраты, общая сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов производства. В них входят:

- Сырье и  материалы; 

- Комплектующие; 

- Заработная  плата производственных рабочих;

- Топливо и  энергия на технологические нужды; 

- Другие. 

К тому же у предприятия  могут возникать затраты, которые  трудно отнести полностью к постоянным или переменным. Их называют смешанными.

Кроме того, затраты  согласно второму направлению классификации подразделяются на:

- Релевантные  и нерелевантные; 

- Маржинальные (предельные);

- Дифференциальные (приростные);v - Альтернативные.

Нерелевантные затраты - это затраты предприятия независимо от принятия управленческого решения.

Релевантные - затраты, которые зависят от принятия управленческих решений.

Маржинальные  затраты (предельные) - это затраты на изготовление каждой последующей единицы продукции.

Дифференциальные (приростные)  - затраты, которые составляют разницу между альтернативными решениями.

Альтернативные  затраты - это упущенная выгода, когда выбор или принятие одного решения требует отказаться от другого (альтернативного решения).

Классификация затрат согласно третьему направлению  «Для контроля и регулирования» содержит два вида затрат: контролируемые и неконтролируемые. Их различают для планирования работы структурных подразделений предприятия.

Контролируемые - это затраты, которые управленцы на предприятии могут контролировать или существенно влиять на них.

Неконтролируемые - это затраты, на которые управленцы предприятия не могут влиять и не могут контролировать их.

1.3 Методы планирования издержек

При планировании себестоимости продукции применяются  следующие методы.[ 8, c. 498]

1. Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При планировании себестоимости этот метод применяется с целью:

- обеспечения  сопоставимости показателей плана  с аналогичными показателями других периодов;

- осуществления  укрупненного расчета основных  технико-экономических показателей  производственно-хозяйственной деятельности  на стадии подготовки и сравнения  вариантов предложений по объемам  производства;

- наиболее полного учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;

- определения  участия отдельных служб, отделов  и производственных подразделений  в снижении издержек и повышении  эффективности производства, материального  поощрения за это участие, сводимости показателей по предприятию, объединению, отрасли и в целом по региону;

- анализа и  сопоставления издержек производства  на различных предприятиях и  объединениях.

2. Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.

Сметный метод  позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.

Смета затрат представляет собой таблицу следующего вида:

Таблица 2 — Смета затрат (млн. руб.)

Элементы затрат

1-й месяц

2-й месяц

3-й месяц

Квартал

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Сырьё и материалы

325

330

380

363

380

374

1085

1067

Затраты на оплату труда

500

497

530

554

560

542

1590

1593

Работы и  услуги

0,5

0,2

0,4

0,2

0,5

0,6

1,4

1

Прочие

10

6

8

3

10

9

28

18

Итого:

835,5

833,2

918,4

920,2

950,5

925,6

2704,4

2679


Примечаие —  Источник: собственная разработка

Смета затрат может составляться как по предприятию в целом, так  и производству отдельной продукции  или ферме.

3. Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия; заказы; марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

4. Нормативный  метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат.

Пример — Норма расхода подстилки на одну голову в год составляет 1.2 т. Зная стоимость соломы и количество голов, мы посчитаем расходы на подстилку. Стоимость одной тонны равна 69 тыс. руб. Голов в хозяйстве 1257.

1257*1,2*69=104079,6 тыс.  рублей

Важнейшее достоинство  нормативного метода планирования себестоимости  продукции — возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

При планировании себестоимости продукции указанные  методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек. Они дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек сквозным.

2. Общая  характеристика ОАО «Гастелловское»

2.1. Общие сведения и анализ производственно-экономических показателей деятельности ОАО «Гастелловское»

ОАО «Гастелловское» расположено юго-западнее г. Минска.

Территория  предприятия представляет собой  единый компактный массив, вытянутый  с севера на юг на 10 км и с запада на восток на 8 км. Исключением является площадь (125 га) временного землепользования, расположенная в 15 км от границы хозяйства, на территории филиала СПК «Заславский» ОАО «Минский завод отопительного оборудования».

ОАО «Гастелловское» по своей площади относится к числу средних сельскохозяйственных предприятий. На территории ОАО «Гастелловское» расположено 10 сельских населенных пунктов, в которых проживает 9 600 человек, из них 241 человек работает на предприятии. Центральная усадьба – агрогородок Сенница, расположенная в 2 км от г. Минска.

Общая площадь земель ОАО «Гастелловское» составляет 3510 га, в т. ч. 3145 га сельскохозяйственных земель. Распаханность земельных угодий составляет 89,2 % (2805 га). Плодородие сельскохозяйственных земель оценивается в 44,0 балла, пашни – в 44,8 балла.

Признаком, определяющим качество земель, является характер почвенного покрова и степень его окультуренности. В хозяйстве преобладают связносупесчаные почвы на водоупорных породах, которые характеризуются относительно устойчивым водным режимом и значительными запасами питательных веществ. Почвы наиболее приемлемы для выращивания требовательных к почвам культур.

Из всех обрабатываемых земель к разряду неудовлетворительных относятся земельные участки, на которых растениеводческое производство убыточно. Удельный вес таких земель в ОАО «Гастелловское» ничтожно мал.

Почвы сельхозугодий  ОАО «Гастелловское» по своему состоянию относятся к средне окультуренным.

Эффективность деятельности организации

Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются величиной получаемой прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль дает представление об экономическом положении организации. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует организация и устойчивее ее финансовое состояние.

Основные финансовые результаты и показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия представлены в таблице 3.

 

 

 

Таблица 3 – Финансовые результаты и показатели эффективности производственно-хозяйственной  деятельности, млн. руб.

Наименование  показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010г.

2011 г.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг 

8279

11676

11496

14342

27014

Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.)

7383

10386

10209

12750

24278

Себестоимость реализованной продукции

7314

8940

10362

13013

18786

Затраты на реализацию продукции

0

0

0

0

0

Прибыль (убыток) от реализации

69

1446

-153

-263

5492

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

107

189

1624

1269

2779

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

553

810

122

587

-723

Прибыль/убыток за отчетный период

729

2445

1593

1593

7548

Налоги, сборы и прочие расходы и платежи  из прибыли

0

 

0

0

0

Чистая  прибыль/убыток

729

2445

1593

1593

7548

Рентабельность  продукции, %

0,94

16,17

-1,48

-2,02

29,23

Рентабельность  продаж, %

0,83

12,38

-1,33

-1,83

20,33

Информация о работе Планирование издержек (на примере ОАО "Гастелловское")