Повышение конкурентоспосбобности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:46, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить конкурентоспособность продукции, сущность, значение;
- изучить факторы, критерии и показатели оценки конкурентных преимуществ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...…………………………………………………………...4
1 ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ..6
1.1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ…..………6
1.2 ФАКТОРЫ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ...……………………………………………………………….....9
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ………………………….....24
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РУП «МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»……………………………………………….…. 31
2.1 ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ……31
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….38
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ РУП «МАЗ»…………..50
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ РУП «МАЗ»………………………………………………….58
3.1 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ……………………..58
3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ……75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……….……………………………………………….….80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………….…86
ПРИЛОЖЕНИЯ..……………………………………………..……………....88

Работа состоит из  1 файл

Диплом МАЗ.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Выручка от реализации продукции в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличилась на 165001 млн. руб. или на 15,56% и составила в 2010г. 1225623 млн. руб.

Себестоимость продукции в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличилась на 200541 млн. руб. или на 25,24%.

Управленческие расходы в 2010г. по сравнению с 2009г. снизились на 16383 млн. руб. или на 57,06%.

Расходы на реализацию в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 688 млн. руб. или на 10,72%.

Прибыль от реализации в 2010г. по сравнению с 2009г. снизилась на 44595 млн. руб. или на 62% и составила в 2010г. 27333 млн. руб. Это произошло за счет увеличения себестоимости на 25,24% и увеличение расходов на реализацию на 10,72%.

Прибыль от операционных доходов и расходов в 2010г. по сравнению с 2009г. снизилась на 2129 млн. руб. или на 10,94%.

Прибыль от внереализационных доходов и расходов в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличилась на 1048 млн. руб. или на 7,52%.

Чистая прибыль в 2010г. по сравнению с 2009г. снизилась на 26202 млн. руб. или на 41,88%.

Рентабельность предприятия в 2010г. по сравнению с 2009г. снизилась на 2,93 п. или на 49,71%.

Таким образом, анализ основных экономических показателей выявил, что предприятие эффективнее работало в 2009 году. Об этом говорит снижение таких показателей, как прибыли от реализации, чистой прибыли, рентабельности в 2010г.

Проведем анализ финансового РУП «МАЗ».

В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1 - наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения;

А2- быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность и прочие активы;

А3 - медленно реализуемые активы - запасы А4 - труднореализуемые активы - итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1- наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок;

П2 - краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства;

П3 - долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства;

П4 - постоянные пассивы - итог раздела III пассива баланса.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдается следующее соотношение: А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наи­более ликвидными оборотными активами - денежными средст­вами и краткосрочными финансовыми вложениями:

 

                              Кла = А1 / (П1+П2),                                         (2.1)

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,2.

Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов:

 

                        Клб = (А1+А2) / (П1+П2),                                     (2.2)

 

Нормальный уровень коэффициента промежуточного покры­тия должен быть от 0,8 до 1.

Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) Клт показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства:

 

Клт = (А1+А2+А3) / (П1+П2),                                  (2.3)

 

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента общего покрытия должен быть равен 2 и не должен опус­каться ниже 1.

 

Из анализа платежеспособности предприятия следует, что предприятие является не платежеспособным.

Проанализируем основные фонды РУП «МАЗ» за 2009-2010г.г.

 

Таблица 2.2 - Коэффициенты платежеспособности предприятия за 2010г.

Наименование показателей

Код строки

На начало отчетного года

На конец отчетного года

 

2

3

4

Коэффициент абсолютной ликвидности

1210

0,26

0,30

Коэффициент быстрой ликвидности

1220

0,30

0,34

Коэффициент текущей ликвидности

1230

0,88

0,99

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Эффективность использования основных фондов оценивается системой показателей.

Одним из важнейших показателей является фондоотдача (Фот). Она определяется отношение объема продукции в денежном выражении (ОП) к среднегодовой стоимости основных фондов (ОФср):

 

Фот = (ОП/ ОФср)*100%                                               (2.4)

Фот2009 = (1060622/((340767+336588)/2))*100=313,7

Фот2010 = (1225623/((336588+327792)/2))*100=368,95

 

Величина обратная фондоотдаче, называется фондоемкостью. Она определяется стоимостью основных фондов, приходящейся на единицу годового объема произведенной продукции.

 

                                          Фе = (ОФср/ОП)*100%                                                 (2.5)

Фе2009 = ((340767+336588)/2/1060622)*100=31,93

Фе2010 = ((336588+327792)/2/1225623)*100=27,10

 

Рентабельность основных фондов (Ро.ф.) рассчитывается по формуле:

 

                                              Ро.ф. = (БП/ОФср.)*100%                                   (2.6)

 

где БП – балансовая прибыль, млн.руб.

Ро.ф.2009 = (106313/((340767+336588)/2))*100=31,39

Ро.ф.2010 = (60645/((336588+327792)/2))*100=18,25

Таким образом, в результате произведенных расчетов сделаем вывод, что показатели эффективности использования основных средств находятся на низком уровне и следовательно, предприятие является финансово необеспеченным и неконкурентоспособным.

Рентабельность использования основных фондов в 2010 году снизилась на 41,76%.

На рентабельность  использования основных фондов в 2010 году повлиял фактор снижения балансовой прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 годом  на 45668 млн. руб. или на 42,95%.

Оборотные фонды – это средства производства, которые обслуживают только один производственный цикл, полностью в нем потребляются и целиком переносят свою стоимость на изготовленную продукцию.

Оборотные фонды постоянно находятся в сфере производства материальных ценностей и прямо или косвенно образуют вещественное содержание готовой продукции. В состав оборотных средств входят и невещественные элементы в виде расходов будущих периодов.

После реализации произведенного продукта оборотный капитал из товарной формы вновь переходит в денежную. Размеры первоначальной суммы денег и выручки от реализации продукции (работ, услуг) не совпадают по величине. Полученный финансовый результат бизнеса (прибыль или убыток) объясняет причины несовпадения.

Время полного кругооборота оборотных средств называется временем (периодом) оборота оборотных средств.

Время (длительность) оборота оборотных средств представляет собой один из показателей оборачиваемости. Другим показателем оборачиваемости служит коэффициент оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости - это количество оборотов, которое совершают оборотные средства за определенный период; его рассчитывают по формуле:

                                                                                                                                            (2.7)

где              РП – объем реализованной продукции за рассматриваемый период;

              ОС – средний остаток оборотных средств на предприятии за тот же период.

 

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости за 2008-2009 гг.:

Коб2009= 1060622/((3152040+3674310)/2)= 0,31

Коб2010= 1225623/((3674310+384520)/2)= 0,60

 

Время (длительность) оборота принято называть оборачиваемостью в днях. Этот показатель определяют по формуле:

 

                                                                                                                                            (2.8)

где              Д – число дней в данном периоде (365);

              Коб – коэффициент оборачиваемости.

Т2009 = 365/0,31=1177дн.

Т 2010 = 365/0,60=608,3дн.

 

Длительность оборота оборотных средств в 2009г. составлял 1177 дн., в 2010г. длительность оборота ускорилась на 568,7дн., и составил в 2010г. 608,3дн.

 

2.2 Анализ конкурентной среды предприятия

 

На рынке большегрузных автомобилей в СНГ было продано в 2010 году 69 727 автомобилей (включая импортные авт.). Основными поставщиками большегрузной автотехники на этом рынке являются. ОАО «КамАЗ», РУП «МАЗ», A3 «Урал», АМО «ЗиЛ», ХК «КрАЗ» и производители западных фирм. С учетом всех поставщиков большегрузных автомобилей рынок СНГ увеличился по сравнению с 2009 годом на 17,4 %.

Общий объем продаж грузовых автомобилей производителей СНГ в 2010 году составил 55 190 шт. По сравнению с 2009годом спрос на грузовые автомобили отечественного производства увеличился на 3 248 автомобилей или на 6,2%.

Стабильность в увеличении реализации автотехники на протяжении последних трех лет наблюдается у МАЗа. Резкое увеличение реализации автомобилей по сравнению с 2009 годом прослеживается на ОАО «КамАЗ». Заводы Урал и КрАЗ на протяжении последних трех лет снижают объемы реализации автотехники.

Лидер продаж грузовой автотехники КамАЗ в 2010 году реализовал на 7266 автомобилей больше по сравнению с 2009 годом. У МАЗа и УралАЗа темп роста по автомобилям грузоподъемностью больше 5 т. составил соответственно 104,6% и 119,6%. Более чем в 2,5 раза упала реализация у ЗиЛа (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 - Анализ реализации РУП «МАЗ» и его основных конкурентов

Завод-изготовитель

Реализация, шт.

Темп роста, %

2009 г.

2010 г.

МАЗ

13311

13919

104,6

КамАЗ

14254

21518

151,0

УралАЗ

4340

5190

119,6

КрАЗ

1074

1012

94,0

ЗиЛ

242

93

38,4

Западные автомобили (новые и б/у)

26151

27995

107,1

Всего

59370

69727

117,4

Информация о работе Повышение конкурентоспосбобности продукции