Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:46, дипломная работа
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить конкурентоспособность продукции, сущность, значение;
- изучить факторы, критерии и показатели оценки конкурентных преимуществ;
ВВЕДЕНИЕ………...…………………………………………………………...4
1 ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ..6
1.1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ…..………6
1.2 ФАКТОРЫ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ...……………………………………………………………….....9
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ………………………….....24
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РУП «МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»……………………………………………….…. 31
2.1 ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ……31
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….38
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ РУП «МАЗ»…………..50
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ РУП «МАЗ»………………………………………………….58
3.1 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ……………………..58
3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ……75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……….……………………………………………….….80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………….…86
ПРИЛОЖЕНИЯ..……………………………………………..……………....88
Экологичность представленных марок автомобилей респонденты оценили следующим образом. Наивысшие оценки принадлежат иномаркам: Volvo 9,2, Man 8,2, Mercedes 8,2, Iveco 8, Renault 7,6 баллов. Оценки марок автомобилей стран СНГ находятся в одном диапазоне, однако наиболее высокую оценку имеет КАМАЗ (5,2), далее следуют МАЗ (4,8), КРАЗ (4,3), наименьшую же - УРАЛ (3,0)
На последнем месте по важности представлен показатель эстетичность автомобиля. Наиболее эстетичными, по - мнению респондентов, являются иномарки: Volvo и Scania (9,2), Mercedes (9,0), Iveco и Man 8,4 балла, Renault (7,2). Лидером по эстетичности среди российских авто является КАМАЗ 6,1 балл, за ним следуют: МАЗ (4,2), УРАЛ (3,2), КРАЗ (2,8).
Далее подсчитывалась общая полезность марки. Данный показатель подсчитывается как сумма частных полезностей, по отдельных атрибутам.
Результаты таковы. Наибольшая полезность присутствует в Volvo - 7,4, далее следует Mercedes - 7,2. Следует отметить, что далее позиции марок располагаются с небольшим отрывом: Man - 7,0, Scania - 6,9, КРАЗ - 6,7, Iveco - 6,6, КАМАЗ- 6,32, Renault - 6,24, УРАЛ - 5,7, МАЗ - 5,7. Исходя из этого, можно сказать, что обладая наименьшей полезностью в глазах потребителей, фирма не имеет большого конкурентное преимущество.
Полученная информация позволяет провести анализ приверженности (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 - Анализ приверженности на рынке Российской Федерации
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
Графическое изображение данного анализа наглядно показывает удаленность марок относительно друг друга исходя из степени удовлетворенности и обладаемой доли рынка Российской Федерации.
Таким образом, обладая наибольшей степенью удовлетворенности (77,4) Volvo занимает при этом, не самую высокую долю рынка (18%). Renault (64,6) имея самую низкую долю рынка располагается на одной прямой по удовлетворенности с такими марками, как: МАЗ (63,2) и КАМАЗ (62,2). В свою очередь, Iveco и УРАЛ занимают равные позиции по доли рынка - 10%, однако, расхождения по удовлетворенности довольно весомо – (52,4 - Iveco; 69,4 - УРАЛ). Очень близкие позиции занимают Mercedes и Man, удовлетворенность ими оставляет соответственно 72,4 и 75. При чем данные марки имеют также равные доли рынка - 12%. Самую низкую удовлетворенность имеет КРАЗ - 51,4, при этом его доля рынка равна 15%. Scania, при доле рынка 28% имеет довольно высокую степень удовлетворенности 71,8. Следует отметить, что в случае, когда фирма не стремится наиболее полно удовлетворить своего клиента, неминуемо может потерять высокую долю рынка. Так как, в первую очередь усилия фирмы должны быть сконцентрированы на создании лояльного, приверженного потребителя. Поэтому, для удержания своих позиций или для увеличения доли рынка руководством фирм должны быть четко продуманы мероприятия по удовлетворению потребностей потребителей.
Таким образом, проведенный анализ показал, что наиболее важные технические параметры, по мнению потребителей, присутствуют в марке МАЗ в незначительной мере, по сравнению с фирмами-конкурентами.
Если говорить о рынках сбыта в 2007 году, то следует отметить, что по примерным расчетам, до 80% всех проданных седельных тягачей Минского автозавода поступило в Россию, около 16,7% - в другие страны СНГ и чуть более 3% - в государства дальнего зарубежья.
В сегменте грузовых автомобилей это соотношение выглядит следующим образом: 68-69%—20-22% —10%. Таким образом, можно без большой натяжки утверждать, что благополучие МАЗа зависит, прежде всего, от объемов сбыта его продукции на российском рынке, емкость которого продолжает расти высокими темпами вслед за увеличением мировых цен на энергоносители. И даже если нефтегазовая конъюнктура изменится, данное утверждение будет оставаться справедливым еще долгое время. А именно до тех пор, пока технический уровень и экономические показатели изделий Минского автозавода не позволят ему стать игроком глобального масштаба.
Если попытаться оценить итоги работы отечественного автогиганта с точки зрения изменения его доли в общем объеме продаж тяжелых грузовиков в России, то они выглядят не столь оптимистично. Отдельные эксперты склоняются к тому, что сегодня удельный вес продукции МАЗа на рынке РФ вряд ли достигает 16%, тогда как совсем недавно он зашкаливал за 20%, а еще раньше уверенно перекрывал отметку 30%.
Основная причина ослабления позиций Минского автозавода в России состоит в том, что его главные конкуренты (как из РФ, так и из третьих стран) смогли более эффективно воспользоваться ростом платежеспособного спроса российских субъектов хозяйствования, стимулируемого неиссякающим потоком нефтедолларов.
Они заметно потеснили белорусов в сегменте большегрузных автомобилей как "снизу" (за счет предложения несколько менее качественных, но и существенно более дешевых изделий — здесь пальма первенства принадлежит китайцам), так и "сверху" (когда более высокая цена компенсируется набором более высоких потребительских свойств — тут все сильнее нажимают европейские концерны).
Удерживать свои позиции РУП «МАЗ» позволяет лишь относительно более высокий (по сравнению с китайскими и некоторыми российскими машинами) технический уровень продукции. Но по мере того, как ее цена приближается к стоимости изделий ведущих мировых производителей, это преимущество исчезает.
Между тем конкуренты увеличивают свои доли на рынке автомобилей. По данным официальных источников, из проданных в 2007 году КамАЗом 52648 грузовых автомобилей 39187 (или 74,43%) было куплено в России. При этом удельный вес продукции КамАЗа в нише тяжелых грузовиков у него на родине превысил 27%.
Успешным 2011 год был и для автозавода "Урал", который в настоящее время входит в состав Группы ГАЗ. Он увеличил выпуск готовой продукции до 15751 единицы.
А еще более высокими темпами в 2011 году росла реализация в РФ тяжелых грузовиков из дальнего зарубежья. Российский импорт этой продукции (без учета поставок из Беларуси) за 12 месяцев вырос в 2 раза—до 65-67 тыс. штук, а ее рыночная доля составила 45%. При этом обращает на себя внимание рост поставок китайских автомобилей, которые за короткое время смогли нарастить годовой экспорт большегрузов в Россию от нескольких сотен до более чем 10 тыс. шт.
В ситуации, когда затраты на разработку новой продукции, освоение ее в производстве и продвижение на рынок растут в геометрической прогрессии, практически единственным выходом является создание стратегических альянсов между наиболее близкими по интересам предприятиями.
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»
Сначала проведем сравнительную характеристику самосвала «МАЗ» и двух его конкурентов – самосвалов КАМАЗ и MAN (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Технические характеристики самосвалов с колесной формулой 6х4
Позиция сравнения | МАЗ-551605 | КАМАЗ 6520 | MAN TGA 40390 |
Колесная формула | 6х4 | 6х4 | 6х4 |
Максимальная загрузка на переднюю ось, кг | 7000 | 7500 | 8000 |
Максимальная нагрузка на задний мост, кг | 26000 | 25600 | 32000 |
Грузоподъемность, кг | 18500 | 20000 | 27000 |
Объем кузова, м3 | 11 | 12 | 19 |
Объем топливного бака, л., материал бака | 350, сталь | 350, сталь | 300, сталь |
Модель двигателя (европейский стандарт) | ЯМЗ-238ДЕ (Euro-1) | КАМАЗ 740.51 (Euro-2) | MAN D2066LF02 (Euro-3) |
Мощность двигателя, л.с. | 330 | 320 | 390 |
Расположение и число цилиндров | V-образное, 8 | V-образное, 8 | Рядный, 6 |
Рабочий объем, л | 14,86 | 11,76 | 12 |
Модель КПП | ЯМЗ-238М | ZF 16S 151 | ZF 16S |
Тип КПП | Механика | Механика | Механика |
Ступеней КПП | 8 | 16 | 16 |
Ориентировочная стоимость, долл. США | 80000 | 93000 | 164000 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
Как видно из таблицы 2.5, самосвал МАЗ-551605 уступает конкурентам по ряду показателей, так максимальная загрузка на переднюю ось у него ниже чем у КАМАЗа, на 500 кг и на 1000 кг у MANа соответственно.
Максимальная нагрузка на задний мост у МАЗа выше, чем у КАМАЗа на 400 кг, но ниже чем у MANа на 6000 кг, что весьма существенно.
МАЗ отличается от двух исследуемых конкурентов и наименьшей грузоподъемностью и объемом кузова.
Модель двигателя на МАЗе соответствует стандарту Euro-1, в то время как исследуемые конкуренты имеют двигателя более соответствующие современным стандартам – Euro-2 и Euro-3.
МАЗ обладает большей мощностью двигателя, чем КАМАЗ, но меньшей, чем MAN.
У МАЗа наименьшее количество ступеней передач – 8, но и наименьшая цена из всех исследуемых конкурентов, хотя при том, что все показатели, изученные в таблице, ниже показателей самосвалов-конкурентов, это не удивительно.
Отделом маркетинга РУП «МАЗ» было проведено исследование конкурентоспособности продукции (таблице 2.6).
Таблица 2.6 - Показатели конкурентоспособности самосвалов МАЗ-551605 и МАЗ 6520
Показатель | КАМАЗ 6520 | МАЗ-551605 | Единичный показатель gi | Весовой коэфф. ai | Групповой показатель G |
Качественные параметры | |||||
Внешний вид | 0,9 | 0,7 | 1,3 | 0,15 | 0,190 |
Экономичность | 1 | 0,9 | 1,1 | 0,20 | 0,22 |
Технические показатели | 1 | 0,9 | 1,1 | 0,25 | 0,27 |
Ремонтоспособность | 1 | 1 | 1 | 0,10 | 0,10 |
Надежность в эксплуатации | 0,9 | 0,8 | 1,1 | 0,15 | 0,16 |
Сервис | 0,8 | 0,7 | 1,1 | 0,15 | 0,19 |
Итого: |
|
|
|
| 1,13 |
Экономические параметры | |||||
Цена | 93000 | 80000 | - | - | - |
Затраты на эксплуатацию 5% | 4650 | 4000 | - | - | - |
Расходы на ремонт 10% | 9300 | 8000 | - | - | - |
Расходы на транспортировку 0,5% | 465 | 400 | - | - | - |
Итого: | 107415 | 92400 | - | - | 1,16 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
Рассчитаем интегральный показатель (I) по формуле:
I = Gm / Gэ,
где Gm – групповой показатель по техническим параметрам;
Gэ – групповой показатель по экономическим параметрам.
I = 1,13 / 1,16 = 0,97
Так как интегральный показатель меньше единицы (0,97 < 1), то самосвал МАЗ-551605 уступает самосвалу КАМАЗ 6520 и по качественным параметрам и по экономическим параметрам.
На РУП «МАЗ» также применяется методика определения конкурентоспособности производимой продукции с использованием экспертной оценки.
1. Экспертной комиссией отбираются критерии или оценочные показатели, которые в наибольшей степени характеризуют продукцию.
2. Исходя из технических параметров, регламентированных ГОСТами, а также общими тенденциями сегмента рынка, основных конкурентов, анализа прошлых периодов, определяются максимальное и минимальное значения всех оцениваемых показателей.
3. Исследуется информация по показателям критериев образцов техники, конкурирующей с единицей предприятия. Методы сбора информации:
- Аналитический, с использованием различных источников;
- Экспертный, с оценкой неизмеримых показателей, таких как эргономичность, эстетичность, наличие специального оборудования и другие показатели;
- Метод проведения испытаний над контрольным и конкурирующими образцами, который имеющий высокую стоимость.
4. Рассчитываются выбранные показатели с использованием формул, которые приведены далее.
5. После расчета критериев измеримые и неизмеримые показатели приводятся в сопоставимый вид (для этого изначально и измеряются максимальные и минимальные значения параметров).
6. Полученные показатели по каждому образцу суммируются и делятся на их общее количество. Таким образом, и получается средний показатель конкурентоспособности.
Таким образом, для определения конкурентных преимуществ выпускаемой заводом автотехники необходимо сопоставить в безразмерной форме перечисленные ниже параметры моделей-аналогов—суммарная площадь профиля характеризует конкурентоспособность каждой модели в выбранном диапазоне показателей. Конкурентоспособность в таблице 2.6 оценивается по следующим показателям:
Информация о работе Повышение конкурентоспосбобности продукции