Прибыль и ее значение для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, и ее значение в деятельности предприятия, а также порядок ее максимизации (в теоретическом плане) и максимизации в практическом плане на примере одного года деятельности в ЗАО «ВиД» (гор. Печора.

Содержание

Введение
1. Сущность прибыли предприятия
1. 1. Определение прибыли и её разделение на бухгалтерскую и экономическую
1. 2. Функции прибыли
1. 3. Факторы существования экономической прибыли
2. Условия максимизации прибыли предприятия
2. 1. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками
2. 2. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками
2. 3. Предельные издержки и кривая предложения в краткосрочном периоде
3. Управление максимизацией прибыли на примере строительной организации – ЗАО «ВиД» (гор. Печора)
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ПРИБЫЛЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (КУРСОВАЯ).doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

    Внешние издержки принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства, промежуточных изделий и деловых услуг. Здесь говорится о заработной плате рабочих и служащих, расходах на сырье и материалы, комиссионных вознаграждениях торговым фирмам, взносах банкам и другим финансовым учреждениям, расчетах за юридические консультации, транспортные услуги и т.п. Другими словами, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным по отношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев.

    В процессе производства фирма может также использовать ресурсы, принадлежащие ей самой. В этом случае она несет внутренние издержки. Они не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретают денежную форму. С точки зрения фирмы, они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных  способов его применения. Так, если фирма использует одно из принадлежащих ей зданий, то она не несет никаких внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренние издержки есть, так как фирма теряет  возможность получения  денег, сдавая это здание кому-либо в аренду. Хотя внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, ни существуют вполне реально и соответственно влияют на принятие экономических решений: которые обязательно должны учитывать упускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсов производителя.

    В качестве одного из элементов внутренних издержек рассматривается и так  называемая нормальная прибыль предпринимателя, т.е. вознаграждение за выполняемые им функции. Примером здесь может послужить ситуация, в которой единоличный владелец мелкой фирмы применяет в ней исключительно собственный труд и денежный капитал. Внешних издержек на выплату заработной платы и процентов он не несет. Но предприниматель, о котором идет речь, ведь мог бы положить свои деньги в банк и получать по ним проценты. Кроме того, управляя собственным предприятием, он отказывается от заработка, который мог бы иметь, предложив такие же управленческие услуги другой фирме. Та минимальная плата, которая необходима, чтобы удержать его предпринимательские способности и денежные средства в данном предприятии, называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, перед предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного способа деятельности. Практически величина нормальной прибыли определяется самим предпринимателем как оценка альтернативных возможностей приложения своего капитала (норма отдачи) и предприимчивости (норма дохода).

    На  основании этого мы можем рассматривать величину прибыли как разность между валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всеми издержками - как внешними,  так и внутренними (включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя).

    Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле - еле хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует  экономическую или чистую прибыль, т.е. доход предпринимателя, полученный сверх нормальной прибыли. Распределение валового дохода на экономические издержки и экономическую прибыль, и их соотношение с бухгалтерскими издержками и бухгалтерской прибылью показано в таблице 1.

    Экономическую прибыль следует отличать от прибыли  бухгалтерской, которая  представляет собой разность валового дохода и  внешних (денежных) платежей фирмы. Следовательно, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину внутренних издержек. Именно экономическая прибыль является стимулом для вступления новых конкурентов в данный бизнес, если она положительна, или выхода фирм из бизнеса, если она отрицательна. Если экономическая прибыль велика, новые фирмы проникают на рынок, отвлекая на себя часть платежеспособного спроса. Чтобы успешно продавать, фирмы вынуждены снижать цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта. Прибыль и экономическая прибыль снижаются, приток конкурентов уменьшается. При отрицательной, то есть недостаточной нормальной прибыли – картина обратная [13, с. 127].

Таблица 1.

Распределение валового дохода фирмы в соответствии с бухгалтерским и экономическим  принципами. 

Валовой доход
Экономические издержки Экономическая прибыль
Внешние издержки Внутренние  издержки Нормальная  прибыль
Норма отдачи Норма дохода
Бухгалтерские издержки Бухгалтерская прибыль

 

    Затраты, которые фирма несет при производстве того или иного объема продукции, зависят не только от цен на необходимые ресурсы, а и от технологии и от того, какие именно ресурсы применяются и в каком количестве.

1. 2. Функции прибыли 

    Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций. Современные экономисты, используя разные формулировки,  выделяют несколько функций прибыли:

  • Прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Прибыль – денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями любых форм собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровня себестоимости;
  • Прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом, предприятий прибыль играет ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

    Прибыль – основной источник роста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием

    с учетом перспектив его развития.

    Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции, источник социальных благ для членов трудового коллектива.

    Однако  существуют и альтернативные точки  зрения по поводу стимулирующей функции прибыли. Крупнейший собственник начала ХХ века Генри Форд считал: «Мотив только лишь прибыли, хотя и считается прочным и практическим на самом деле вовсе не практичен, ибо, как мы уже говорили, целью его является повышение цен для потребителя и снижение заработной платы. Вследствие этого он постоянно суживает рынок сбыта и в конце концов ухудшает сам себя.» [Генри Форд. Сегодня и завтра. С. 55]. Об аналогичной ситуации свидетельствуют результаты анализа деятельности современных предприятий: «…В отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т. е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции.» [20, С.74]

  • В-третьих, прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
 

1. 3. Факторы существования  экономической прибыли 

    В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижению затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

    Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

    Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные точные показатели и финансовые коэффициенты.

    В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

    В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основных источника получения прибыли:

    первый  источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или(и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

    второй  источник связан непосредственно с  производственной и предпринимательской  деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

    третий  источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли [11, c. 74].

    Теперь  определим непосредственно факторы, влияющие на величину и размер существования экономической прибыли у фирмы.

    Затраты на производство и  реализацию продукции 

    Изменение социально-экономического развития государства  в период перехода к  рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост  денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

    Важнейшим фактором роста доходов являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации  продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции) [22, c. 203]. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

Информация о работе Прибыль и ее значение для предприятия