Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 14:52, статья
Статья посвящена краткой характеристике каждой из трех составных частей системы управления деятельностью банка
Таким образом, можно говорить о единой системе менеджмента банка (бизнес-архитектуре) и о технологии ее разработки (формализации управления).
Бизнес-инжиниринг и системы управления: основные понятия и определения
Бизнес-инжиниринг — это деятельность (технологии) по проектированию/описанию, оптимизации и управлению бизнесом компании в соответствии с определенными правилами, процедурами и системой обозначений. Результатом проведения бизнес-инжиниринга является система управления (или ее компоненты) в организации, построенная с нуля либо усовершенствованная.
В основе бизнес-инжиниринга лежат процессный и системный подходы.
Следует отличать понятие «бизнес-инжиниринг» от понятия «реинжиниринг», которое относится к реорганизации и перестройке бизнеса, что является лишь частью бизнес-инжиниринга.
Одно из ключевых понятий в бизнес-инжиниринге — это «система управления в организации».
Система управления в
организации — это совокупность
взаимосвязанных
Сразу отметим, что
в рамках данной статьи автор рассматривает
систему управления не как какой-либо
программный продукт или
В нашем случае это более широкое понятие, для которого IT-обеспечение (автоматизация) является лишь одним из многих компонентов.
Совокупность систем управления, которая охватывает большинство основных сфер деятельности и объектов управления на предприятии, носит название «интегрированная система менеджмента» (ИСМ), или просто «система менеджмента».
Интегрированная система менеджмента определяет:
- цели и направления развития бизнеса;
- процессы и технологии бизнеса;
- структуру бизнеса;
- информацию и ресурсы, необходимые для бизнеса.
Бизнес-инжиниринг тесно связан с бизнес-моделированием, которое также является его частью и представляет собой процесс разработки различных бизнес-моделей [1] предприятия (стратегия, процессы, оргструктура, ресурсы) в целях формализации и оптимизации деятельности предприятия. Таким образом, бизнес-модели являются неотъемлемой частью системы управления на предприятии.
Необходимость и уровни формализации систем управления в банках
Любой банк — это система. У него есть цели, определенная оргструктура, процессы и функции, информационные технологии и т.д. У любого банка есть и управление, которое также представляет собой систему. Однако не всегда наблюдается такая идеальная картина. У некоторых банков, как и у управления этих банков, отсутствуют многие свойства системы, что позволяет говорить об их неэффективности.
На основе исследования управленческой деятельности в различных банках в рамках консалтинговых проектов автором сформулированы следующие проблемы и выводы.
1. Элементы управления
абстрактны (существуют лишь на
бумаге) и почти не соответствуют
реальной ситуации в
2. В элементах управления
наблюдается большая
3. Слабая адаптация
управленческой деятельности к
изменениям внешней среды.
4. Слабая коммуникативность элементов управления. Например, слабая осведомленность персонала банка о его стратегии, бизнес-процессах и корпоративной культуре, непонимание (а соответственно и неиспользование в работе) персоналом нормативных документов.
5. Отсутствие формализованной
структуры управленческой
На основе данных проблем
можно сделать вывод о
Выделим четыре уровня формализации систем управления (табл. 1), для которых система управления (1) отсутствует, (2) слабо формализована/устарела, (3) формализована и актуальна, (4) формализована и соответствует современным технологиям и стандартам.
Таблица 1. Уровни формализации и развития систем управления в банке
|
Данные уровни расположены в таблице по возрастанию степени формализации и развития системы управления (от наименьшей к наибольшей).
По каждому уровню укажем его характерные признаки.
По оценкам различных
экспертов, в России не более 10% от общего
количества банков имеют полностью
формализованную и эффективную
систему управления (уровень 4), соответствующую
современным технологиям
Типовой состав системы управления
Как было отмечено выше, система управления предназначена для управления определенным видом деятельности (либо объектами) в банке и включает в себя совокупность необходимых средств и компонентов (элементов).
Поскольку для разных видов деятельности (объектов) эта совокупность средств и компонентов мало отличается, можно выделить типовой состав (компоненты) системы управления.
В рамках данной работы их выделено шесть:
1) цели и задачи системы;
2) основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы;
3) бизнес-процессы и функции системы;
4) структурные звенья системы;
5) автоматизация системы;
6) финансы системы.
1. Цели и задачи системы
Каждая система управления должна быть целенаправленной и иметь определенные цели и задачи.
2. Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Суть системы управления, ее устройство, детальное содержание, особенности, применение описываются в виде бизнес-моделей и текстовых регламентов. При разработке основных содержательных элементов системы необходимо применять системный подход, то есть данные элементы должны быть взаимосвязанными, охватывать основные аспекты и области системы, учитывать различные факторы, варианты и взаимовлияние.
Более подробную информацию о бизнес-моделях всех систем управления, рассматриваемых в данной работе, можно найти в материале [1].
По каждой системе
управления будет представлен список
задействованных в ней бизнес-
3. Бизнес-процессы и функции системы
Функционирование системы управления и ее связи с другими системами по входам-выходам описываются в виде бизнес-процессов, которые на нижнем уровне детализуются на функции (элементарные действия). Необходимость описания бизнес-процессов диктуется процессным подходом как одним из основных принципов построения систем управления.
По каждой системе управления будет представлено дерево (иерархический список) задействованных в ней бизнес-процессов банка.
4. Структурные звенья системы
Для работы системы управления необходимы структурные звенья (подразделения и персонал банка), которые закрепляются за конкретными бизнес-процессами и задачами в рамках системы.
По каждой системе
управления будет представлен список
задействованных в ней
В банках разного размера существует разная иерархия структурных подразделений. Наиболее общая цепочка выглядит так:
- блок;
- департамент;
- управление;
- отдел/служба.
В рамках данной работы
договоримся называть все упоминаемые
структурные единицы
Например, в некоторых банках есть один небольшой отдел методологии, а в других банках может существовать большой департамент методологии, который включает в себя отдел общебанковской методологии, отдел методологии розничных продуктов, отдел методологии корпоративных продуктов и другие отделы.
5. Автоматизация системы
Эффективность, стабильность и качество работы системы управления обеспечиваются в том числе за счет ее автоматизации. Для этого необходимы специализированные программные продукты, IT-функции и модули которых закрепляются за конкретными элементами и процессами системы.
По каждой системе
управления будет представлен список
задействованных в ней
6. Финансы системы
Для успешного функционирования любой системы управления необходимы ресурсы, прежде всего финансовые. По данной компоненте необходимо разработать финансовые модели и регламенты. Прежде всего это касается бюджетирования, например: стратегическое бюджетирование, процессное бюджетирование, бюджетирование по мотивации персонала и т.д.
Поскольку настоящая статья посвящена в основном бизнес-инжинирингу, то финансовые темы в ней не рассматриваются.
Структура и детальное описание основных систем управления в банке
Итак, системы управления предназначены для управления объектами деятельности банка (объектами управления — ОУ). Перечислим самые распространенные объекты управления в банках и соответствующие им системы (табл. 2).
Таблица 2. Объекты и системы управления в банке
|
Выделим в интегрированной
системе менеджмента банка два
условных блока («Бизнес-архитектура»
и «Обеспечение»), по которым распределим
перечисленные системы
Рис. 1. Системы управления банком
Блок «Бизнес-архитектура» состоит из систем управления, которые входят в предметную область и представляют наибольший интерес для бизнес-инжиниринга. Первые четыре из этих систем будут подробно рассмотрены в настоящей работе, за исключением детальных методик их построения. Данные методики рассматриваются в специализированных материалах (например, [2], [3], [4]).
Остальные системы управления банка объединены во второй блок с условным названием «Обеспечение».
Данные два блока
тесно взаимосвязаны между
Информация о работе Принципы планирования в кредитных организациях