Принципы планирования в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 14:52, статья

Описание

Статья посвящена краткой характеристике каждой из трех составных частей системы управления деятельностью банка

Работа состоит из  1 файл

Принципы планирования в кредитных организациях04.docx

— 207.14 Кб (Скачать документ)

Таким образом, можно  говорить о единой системе менеджмента  банка (бизнес-архитектуре) и о технологии ее разработки (формализации управления).

Бизнес-инжиниринг и системы управления: основные понятия  и определения

Бизнес-инжиниринг —  это деятельность (технологии) по проектированию/описанию, оптимизации и управлению бизнесом компании в соответствии с определенными  правилами, процедурами и системой обозначений. Результатом проведения бизнес-инжиниринга является система управления (или ее компоненты) в организации, построенная с нуля либо усовершенствованная.

В основе бизнес-инжиниринга лежат процессный и системный подходы.

Следует отличать понятие  «бизнес-инжиниринг» от понятия  «реинжиниринг», которое относится к реорганизации и перестройке бизнеса, что является лишь частью бизнес-инжиниринга.

Одно из ключевых понятий  в бизнес-инжиниринге — это «система управления в организации».

Система управления в  организации — это совокупность взаимосвязанных функциональных, организационных, технологических, информационных и  других средств по управлению определенным видом деятельности (либо объектами) на предприятии.

Сразу отметим, что  в рамках данной статьи автор рассматривает  систему управления не как какой-либо программный продукт или информационную систему.

В нашем случае это  более широкое понятие, для которого IT-обеспечение (автоматизация) является лишь одним из многих компонентов.

Совокупность систем управления, которая охватывает большинство  основных сфер деятельности и объектов управления на предприятии, носит название «интегрированная система менеджмента» (ИСМ), или просто «система менеджмента».

Интегрированная система  менеджмента определяет:

- цели и направления  развития бизнеса;

- процессы и технологии  бизнеса;

- структуру бизнеса;

- информацию и ресурсы,  необходимые для бизнеса.

Бизнес-инжиниринг тесно  связан с бизнес-моделированием, которое также является его частью и представляет собой процесс разработки различных бизнес-моделей [1] предприятия (стратегия, процессы, оргструктура, ресурсы) в целях формализации и оптимизации деятельности предприятия. Таким образом, бизнес-модели являются неотъемлемой частью системы управления на предприятии.

Необходимость и уровни формализации систем управления в  банках

Любой банк — это  система. У него есть цели, определенная оргструктура, процессы и функции, информационные технологии и т.д. У любого банка есть и управление, которое также представляет собой систему. Однако не всегда наблюдается такая идеальная картина. У некоторых банков, как и у управления этих банков, отсутствуют многие свойства системы, что позволяет говорить об их неэффективности.

На основе исследования управленческой деятельности в различных  банках в рамках консалтинговых проектов автором сформулированы следующие  проблемы и выводы.

1. Элементы управления  абстрактны (существуют лишь на  бумаге) и почти не соответствуют  реальной ситуации в управлении  банком. Например, многие нормативные  документы хранятся «для виду»  и для проверок Банка России, некоторые из них устарели  и «не работают».

2. В элементах управления  наблюдается большая несогласованность,  а иногда даже противоречивость. Например: проблемное взаимодействие  подразделений; долгие согласования  нормативных документов; размытая  ответственность за процессы, задачи  и проекты.

3. Слабая адаптация  управленческой деятельности к  изменениям внешней среды. Например, отсутствие механизмов оперативного  принятия и реализации правильных  управленческих решений.

4. Слабая коммуникативность элементов управления. Например, слабая осведомленность персонала банка о его стратегии, бизнес-процессах и корпоративной культуре, непонимание (а соответственно и неиспользование в работе) персоналом нормативных документов.

5. Отсутствие формализованной  структуры управленческой деятельности (элементы управления закреплены  на словах и в мысленных  представлениях руководителей).

На основе данных проблем  можно сделать вывод о необходимости  формализации управления в банке  и, как следствие, получении больших  выгод и преимуществ в результате проведения данной работы.

Выделим четыре уровня формализации систем управления (табл. 1), для которых система управления (1) отсутствует, (2) слабо формализована/устарела, (3) формализована и актуальна, (4) формализована и соответствует современным технологиям и стандартам.

Таблица 1. Уровни формализации и развития систем управления в банке

Отсутствует Слабо формализована/устарела Формализована и  актуальна Соответствует современным  технологиям и стандартам
— элементы управления (стратегия, процессы, полномочия и др.) закреплены «на словах»;

— постоянные задержки и ошибки при решении управленческих задач и в повседневной деятельности банка

— большая часть  информации на бумажном носителе;

— часть информации неактуальна;

— формализованы  лишь некоторые основные элементы управления

— формализовано  и актуально большинство систем управления; — вся необходимая  информация и регламенты доведены до сотрудников и используются в  работе; — проводятся работы по анализу  и оптимизации систем управления — используется профессиональный  
программный продукт бизнес-моделирования; 
— используются современные технологии  
бизнес-инжиниринга;  
— реализованы требования одного или  
нескольких стандартов менеджмента

Данные уровни расположены  в таблице по возрастанию степени  формализации и развития системы  управления (от наименьшей к наибольшей).

По каждому уровню укажем его характерные признаки.

По оценкам различных  экспертов, в России не более 10% от общего количества банков имеют полностью  формализованную и эффективную  систему управления (уровень 4), соответствующую  современным технологиям бизнес-инжиниринга и стандартам менеджмента (прежде всего это менеджмент качества по ISO 9000).

Типовой состав системы управления

Как было отмечено выше, система управления предназначена  для управления определенным видом  деятельности (либо объектами) в банке  и включает в себя совокупность необходимых  средств и компонентов (элементов).

Поскольку для разных видов деятельности (объектов) эта  совокупность средств и компонентов  мало отличается, можно выделить типовой  состав (компоненты) системы управления.

В рамках данной работы их выделено шесть:

1) цели и задачи  системы;

2) основные содержательные  элементы, бизнес-модели и регламенты системы;

3) бизнес-процессы  и функции системы;

4) структурные звенья  системы;

5) автоматизация системы;

6) финансы системы.

1. Цели и задачи  системы

Каждая система  управления должна быть целенаправленной и иметь определенные цели и задачи.

2. Основные содержательные  элементы, бизнес-модели и регламенты системы

Суть системы управления, ее устройство, детальное содержание, особенности, применение описываются  в виде бизнес-моделей и текстовых регламентов. При разработке основных содержательных элементов системы необходимо применять системный подход, то есть данные элементы должны быть взаимосвязанными, охватывать основные аспекты и области системы, учитывать различные факторы, варианты и взаимовлияние.

Более подробную информацию о бизнес-моделях всех систем управления, рассматриваемых в данной работе, можно найти в материале [1].

По каждой системе  управления будет представлен список задействованных в ней бизнес-моделей, регламентов и других содержательных элементов.

3. Бизнес-процессы  и функции системы

Функционирование  системы управления и ее связи  с другими системами по входам-выходам  описываются в виде бизнес-процессов, которые на нижнем уровне детализуются на функции (элементарные действия). Необходимость  описания бизнес-процессов диктуется  процессным подходом как одним из основных принципов построения систем управления.

По каждой системе  управления будет представлено дерево (иерархический список) задействованных  в ней бизнес-процессов банка.

4. Структурные звенья  системы

Для работы системы  управления необходимы структурные  звенья (подразделения и персонал банка), которые закрепляются за конкретными  бизнес-процессами и задачами в рамках системы.

По каждой системе  управления будет представлен список задействованных в ней подразделений  банка.

В банках разного размера  существует разная иерархия структурных  подразделений. Наиболее общая цепочка  выглядит так:

- блок;

- департамент;

- управление;

- отдел/служба.

В рамках данной работы договоримся называть все упоминаемые  структурные единицы подразделениями, хотя по иерархии в некоторых банках они могут быть названы как  отделами, так и департаментами.

Например, в некоторых  банках есть один небольшой отдел  методологии, а в других банках может  существовать большой департамент  методологии, который включает в  себя отдел общебанковской методологии, отдел методологии розничных продуктов, отдел методологии корпоративных продуктов и другие отделы.

5. Автоматизация системы

Эффективность, стабильность и качество работы системы управления обеспечиваются в том числе за счет ее автоматизации. Для этого необходимы специализированные программные продукты, IT-функции и модули которых закрепляются за конкретными элементами и процессами системы.

По каждой системе  управления будет представлен список задействованных в ней программных  продуктов и информационных систем банка.

6. Финансы системы

Для успешного функционирования любой системы управления необходимы ресурсы, прежде всего финансовые. По данной компоненте необходимо разработать  финансовые модели и регламенты. Прежде всего это касается бюджетирования, например: стратегическое бюджетирование, процессное бюджетирование, бюджетирование по мотивации персонала и т.д.

Поскольку настоящая  статья посвящена в основном бизнес-инжинирингу, то финансовые темы в ней не рассматриваются.

Структура и детальное описание основных систем управления в банке

Итак, системы управления предназначены для управления объектами  деятельности банка (объектами управления — ОУ). Перечислим самые распространенные объекты управления в банках и  соответствующие им системы (табл. 2).

Таблица 2. Объекты и системы  управления в банке

Объекты управления Система управления
Стратегия, развитие Система стратегического  управления
Бизнес-процесс, процедура Система управления бизнес-процессами
Персонал, организационная  структура Система управления персоналом и оргструктурой
Качество, удовлетворенность  клиента Система управления качеством
Проекты Система управления проектами
Задачи, документы Система оперативного управления и документооборота
IТ, банковские технологии Система управления IТ
Безопасность, конфиденциальность Система управления безопасностью
Риски Система управления рисками
Маркетинг, отношения с клиентами, продажи Система управления маркетингом
Финансы Система управления финансами
Филиалы, территориальная  структура Система управлении филиалами

Выделим в интегрированной  системе менеджмента банка два  условных блока («Бизнес-архитектура» и «Обеспечение»), по которым распределим  перечисленные системы управления в банках (рис. 1).

Рис. 1. Системы управления банком

Блок «Бизнес-архитектура» состоит из систем управления, которые  входят в предметную область и  представляют наибольший интерес для  бизнес-инжиниринга. Первые четыре из этих систем будут подробно рассмотрены в настоящей работе, за исключением детальных методик их построения. Данные методики рассматриваются в специализированных материалах (например, [2], [3], [4]).

Остальные системы  управления банка объединены во второй блок с условным названием «Обеспечение».

Данные два блока  тесно взаимосвязаны между собой. Рассмотрим вкратце основные виды связей.

Информация о работе Принципы планирования в кредитных организациях