Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 14:52, статья
Статья посвящена краткой характеристике каждой из трех составных частей системы управления деятельностью банка
Блок «Бизнес-архитектура» — система управления IТ. В данном случае блок «Бизнес-архитектура» задает требования к автоматизации, а система управления IТ их реализует.
Блок «Бизнес-архитектура» — система управления рисками. В данном случае блок «Бизнес-архитектура» формирует различные виды рисков (прежде всего операционные), а система управления рисками обеспечивает минимизацию рисков.
Блок «Бизнес-архитектура» — система управления финансами. В данном случае идет распределение финансовых ресурсов по системам управления (финансовая часть стратегии, процессное и проектное бюджетирование, система мотивации персонала и др.).
Системы управления блока «Бизнес-архитектура» можно схематично изобразить в виде дома (рис. 2).
Рис. 2. Системы управления банком — блок «Бизнес-архитектура»
Для него «крышей» (верхней частью) является система стратегического управления, поскольку задает направление развития и служит для оценки влияния всех других систем управления на достижение целей и показателей.
«Опорами» (средней частью) являются перечисленные ранее системы управления, поскольку они обеспечивают развитие и поддерживают работу банка каждая по своему участку.
«Фундаментом» (нижней
частью) является система оперативного
управления и документооборота. Данная
система позволяет организовать
управленческую работу на нижнем уровне:
распределить по сотрудникам и
Для каждой системы
управления далее будет приведено
ее максимально расширенное
Р.А. Исаев, консалтинговая компания «Бизнес-инжиниринговые технологии (БИТЕК)» (ЗАО), ведущий консультант
Читайте далее: http://bankir.ru/
0. Интегрированная система управления (ИСМ)
Поскольку ИСМ относится к метауровню (т.е. стоит над системами управления), то присвоим ей номер «0», чтобы не нарушать нумерацию основных систем управления. Интегрированная система управления должна опираться на комплексную бизнес-модель банка. Успешный реальный пример такой комплексной бизнес-модели представлен в [1].
Цели и задачи системы
1. Обеспечение банка
необходимыми системами
2. Обеспечение целостной и эффективной работы всех систем управления банком.
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели: архитектура ИСМ.
Регламенты: Положение об ИСМ.
Бизнес-процессы и функции системы
Разработка архитектуры и регламентов ИСМ.
Интеграция систем управления в рамках ИСМ.
Управление и
Оценка степени влияния каждой системы управления на эффективность ИСМ в целом.
Сбор и аккумулирование информации от владельцев систем управления.
Инициирование и реализация проектов по совершенствованию ИСМ.
Структурные звенья системы
Подразделение ИСМ.
Подразделение организационно-корпоративного развития.
Подразделение корпоративной архитектуры.
Автоматизация системы
См. автоматизацию систем управления.
1. Система стратегического управления
Цели и задачи системы
Обеспечение долгосрочного развития банка, разработки и реализации стратегии банка.
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели:
— модель стратегий;
— модель бизнес-направлений;
— модель стратегических целей;
— модель показателей KPI;
— модель проектов/стратегических инициатив;
— стратегическая/счетная карта BSC.
Регламенты:
— Положение о стратегическом управлении банком;
— стратегический план.
Бизнес-процессы и функции системы
Диагностика стратегического управления в банке.
Стратегический анализ:
— выделение бизнес-направлений банка;
— сбор информации о внешней и внутренней среде банка;
— выполнение различных методов анализа: SWOT-анализ, PEST-анализ, BCG-анализ, ABC и др.;
— подготовка отчетов по стратегическому анализу;
— проведение бенчмаркинга.
Стратегическое планирование:
— разработка стратегической концепции;
— разработка стратегий:
а) разработка элементов стратегического планирования (цели, показатели, проекты, бюджеты и др.);
б) разработка стратегических планов и задач;
в) разработка системы сбалансированных показателей (BSC);
— распределение показателей по бизнес-процессам;
— бизнес-планирование и стратегическое бюджетирование.
Реализация стратегии:
— управление мотивацией персонала по реализации стратегических задач;
— управление выполнением бизнес-процессами стратегических целей и показателей;
— управление проектами по реализации стратегических целей;
— привлечение необходимых ресурсов;
— оперативное управление реализацией задач на нижнем уровне;
— принятие управленческих решений.
Контроль и регулирование:
— план-фактный анализ;
— разработка и реализация корректирующих действий.
Структурные звенья системы
Правление и собственники банка.
Подразделение стратегического планирования.
Планово-экономическое подразделение.
Подразделение организационно-корпоративного развития.
Проектный офис.
Стратегический комитет.
Автоматизация системы
Программные продукты и модули класса «Стратегическое управление»: ARIS Strategy Platform, Business Studio, «Бизнес-инженер», Dialog Strategy, QPR ScoreCard и др.
2. Система управления бизнес-процессами
Цели и задачи системы
1. Обеспечение банка
актуальными и эффективными
2. Обеспечение стабильной
и эффективной работы бизнес-
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели:
— модель (дерево) бизнес-процессов;
— матрица (сеть) бизнес-процессов;
— модель окружения бизнес-процесса;
— модель бизнес-процесса (технологическая карта).
Регламенты:
— Положение о процессной системе управления;
— Соглашение по бизнес-моделированию;
— Положение о разработке, согласовании и утверждении нормативных документов;
— Регламенты бизнес-процессов.
Бизнес-процессы и функции системы
Диагностика процессного управления в банке.
Разработка целей, задач и требований по управлению бизнес-процессами.
Организация рабочих групп по бизнес-процессам.
Разработка, актуализация регламентов по процессному управлению (соглашение по бизнес-моделированию и др.).
Разработка плана проекта по описанию, оптимизации бизнес-процессов.
Описание бизнес-процессов:
— проведение интервью и сбор информации;
— анализ нормативной документации банка;
— разработка моделей
и регламентов бизнес-
— согласование, утверждение и публикация регламентов бизнес-процессов.
Анализ и оптимизация бизнес-процессов.
Актуализация бизнес-процессов.
Администрирование
базы бизнес-процессов и
Интеграция системы управления бизнес-процессами с другими системами управления.
Оценка соответствия
бизнес-процессов
Разработка бизнес-моделей, необходимых для описания бизнес-процессов (оргструктура, библиотека документов и др.).
Обучение и консультирование по процессному управлению сотрудников банка.
Методологическое
обеспечение бизнес-процессов
— анализ нормативных документов Банка России, других законодательных актов;
— внесение корректировок в бизнес-процессы для удовлетворения необходимых требований;
— разработка форм банковских документов;
— разработка, согласование и утверждение методологических нормативных документов банка.
Структурные звенья системы
Подразделение методологии.
Подразделение бизнес-процессов.
Подразделение банковских технологий.
Подразделение организационно-корпоративного развития.
Технологический комитет.
Автоматизация системы
Программные продукты и модули класса «Бизнес-моделирование»: ARIS, Business Studio, «Бизнес-инженер», AllFusion Process Modeler, IBM WebSphere Business Modeler, MS Visio и др.
3. Система управления персоналом и оргструктурой
Цели и задачи системы
Обеспечение банка стабильным и квалифицированным составом персонала.
Обеспечение выполнения всех необходимых процессов по работе с персоналом.
Обеспечение удовлетворенности и высокой мотивации персонала.
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели:
— модель организационной структуры;
— модель территориальной структуры;
— модель бизнес-ролей;
— матрица распределения ответственности;
— модель компетенций и полномочий.
Регламенты:
— Штатное расписание;
— Организационный порядок;
— Положение о корпоративной культуре;
— Положение об оплате труда;
— Положение об обучении и развитии сотрудников.
Бизнес-процессы и функции системы
Подбор персонала.
Прием персонала.
Организация кадровых перемещений.
Увольнение персонала.
Кадровый учет и администрирование.
Обучение и аттестация персонала.
Планирование карьеры и развития персонала.
Управление знаниями и компетенциями персонала.
Управление обратной связью с сотрудниками.
Анализ эффективности
труда персонала и
Расчет трудоемкости
бизнес-процессов и
Разработка и корректировка штатного расписания.
Контроль за соблюдением организационного порядка и штатной дисциплины.
Анализ ключевых показателей по управлению персоналом и принятие необходимых корректирующих действий.
Информация о работе Принципы планирования в кредитных организациях