Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 14:52, статья
Статья посвящена краткой характеристике каждой из трех составных частей системы управления деятельностью банка
Расследование и разрешение трудовых конфликтов и инцидентов.
Разработка, согласование
и утверждение нормативных
Разработка и реализация корпоративной (организационной) культуры.
Разработка и реализация социальных программ.
Реализация мероприятий внутреннего PR и повышения удовлетворенности персонала.
Разработка системы мотивации персонала.
Обеспечение условий труда.
Управление организационной структурой:
— инициирование изменений в оргструктуре;
— отслеживание актуальности оргструктуры и ее соответствия стратегическим целям и бизнес-процессам;
— анализ и совершенствование оргструктуры.
Структурные звенья системы
Служба персонала.
Подразделение организационно-корпоративного развития.
Кадровый комитет.
Автоматизация системы
Программные продукты и модули класса «Бизнес-моделирование»: ARIS, Business Studio, «Бизнес-Инженер», AllFusion Process Modeler, IBM WebSphere Business Modeler, MS Visio и др.
Программные продукты классов «Бухгалтерский учет», «Зарплата и кадры», «HR — управление персоналом»: 1C, SAP.
4. Система управления качеством
Цели и задачи системы
Обеспечение высокого и стабильного качества банковских продуктов, сервиса и бизнес-процессов.
Удовлетворение потребностей клиентов.
Обеспечение соблюдения в банке принятых стандартов и требований в области качества.
Обеспечение достижения целевых показателей в области качества.
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели:
— модель (дерево) стандартов и требований;
— модель показателей качества;
— модель проблем/отклонений.
Регламенты:
— Регламенты системы
менеджмента качества (СМК): Положение
о системе менеджмента
— Регламенты обязательных процедур СМК;
— внутренние стандарты банка в области качества, сервисная концепция. Большое значение для управления качеством в банке имеют единые современные стандарты обслуживания клиентов. Они включают требования к внешнему виду сотрудников банка, обустройству, удобству и внешнему виду операционных залов и точек обслуживания клиентов, общению с клиентом по телефону и на месте обслуживания, графику работы офисов банка, мероприятиям и неформальным средствам повышения удовлетворенности клиентов (подарки, кофе, бизнес-журналы и др.), показателям продуктовых бизнес-процессов (прежде всего таким, как время выполнения);
— Корпоративная культура.
Бизнес-процессы и функции системы
Разработка и документирование системы менеджмента качества (СМК):
— подготовка проекта построения СМК;
— приведение СМК банка к требованиям ISO 9000;
— внутренний аудит СМК;
— сертификация.
Аудит системы менеджмента качества:
— планирование аудита;
— проведение аудита;
— разработка отчетов по результатам аудита.
Подготовка и реализация корректирующих и предупреждающих воздействий.
Разработка и проведение
мероприятий для повышения
Интеграция системы управления качеством с другими системами управления.
Разработка, согласование
и утверждение нормативных
Обучение и консультирование персонала банка по управлению качеством.
Организация контроля качества.
Обработка и организация исполнения заявок и предложений по управлению качеством от подразделений банка.
Структурные звенья системы
Служба качества.
Подразделение организационно-корпоративного развития.
Подразделение бизнес-процессов.
Подразделение маркетинга.
Автоматизация системы
Программные продукты
и модули классов «Бизнес-моделирование»
Диагностика систем управления в банке
Проведению любых работ по формализации и оптимизации систем управления в банке, как правило, предшествует их диагностика.
Диагностика систем
управления в банке состоит из
двух этапов: (1) общая диагностика
и (2) детальная диагностика, которые
могут выполняться как
Общая диагностика
Цель общей диагностики — оценить и понять состояние систем управления в банке.
На основе общей диагностики можно получить следующие результаты:
— уровень развитости систем управления в банке;
— общие проблемы и слабые места в системах управления;
— общий план работ по формализации и оптимизации систем управления.
Для проведения общей
диагностики систем управления в
банке автором разработана
По строкам в данной матрице расположены шесть систем управления, которые входят в блок «Бизнес-архитектура».
По столбцам указаны основные пять компонентов системы управления. Компонент 2 («Основные элементы») детализирован на три подкомпонента, и его значение суммируется из значений этих трех подкомпонентов.
На пересечении строк и столбцов указывается оценка состояния (по шкале: 0, 1, 2) определенного компонента у определенной системы.
В последнем столбце автоматически рассчитывается уровень развития системы управления как сумма значений пяти компонентов.
Приведем алгоритм проведения общей диагностики с помощью предложенной матрицы.
1. Собрать исходную
информацию по состоянию всех
компонент выбранных систем
Для успеха дальнейших работ по диагностике очень важны качество, всесторонность и актуальность собранной информации. По-этому данному этапу следует уделить наибольшее внимание.
2. Проанализировать
собранную информацию и
3. Получить расчет
уровня развития систем
4. Проанализировать матрицу и сделать необходимые выводы.
Если проанализировать результаты проведения диагностики систем управления условного банка, представленные в таблице 3, то можно сделать следующие выводы.
Таблица 3. Матрица общей диагностики систем управления банком
|
Вывод первый. Наиболее развитой системой управления в банке является система управления бизнес-процессами (14 единиц). Это объясняется ее высоким уровнем автоматизации и отличным состоянием всех ее компонент. А именно:
- четко определены цели и задачи системы;
- для системы разработаны все необходимые бизнес-модели, нормативные документы и формы документов;
- четко определены процессы и функционирование системы;
- система обеспечена
достаточными человеческими
- правильно распределена ответственность.
Вывод второй. Наименее развитой системой управления является система управления качеством (3 единицы):
- банк практически
не занимается управлением
- нет информационных
систем, предназначенных для
- нет конкретных
подразделений, за которыми
- в банке не проводятся опросы удовлетворенности клиентов и нет соответствующих форм документов. Есть только целевые установки по управлению качеством и отдельные нормативные документы, в которых упоминается про качество банковских продуктов, сервиса и бизнес-процессов.
Детальная диагностика
Детальная диагностика систем управления заключается в подробном изучении и анализе состояния и состава каждого компонента. Для этого используется стандартный перечень вопросов по каждой системе управления, на которые необходимо получить ответы.
Для получения ответов и сбора информации могут применяться способы, указанные в разделе «Общая диагностика». В дополнение к ним проводится анкетирование сотрудников банка как основной способ сбора информации для детальной диагностики.
Детальная диагностика, как и общая, имеет большое значение и позволяет:
— получить подробное описание проблем и слабых мест в системах управления, а также влияющие на них факторы и причины;
— оценить возможности и способы решения проблем;
— разработать детальный план работ по формализации и оптимизации систем управления.
Детальная диагностика может быть использована для самоконтроля руководителями банка, чтобы понять:
— все ли выполняется правильно;
— совпадают ли ожидания и понимание у сотрудников с установками руководства.
На основе и в процессе детальной диагностики могут проводиться мозговой штурм и разрабатываться диаграммы причинследствий (Cause and Effect Diagram) [1].
Ниже приведен примерный перечень вопросов, сгруппированных по четырем системам управления, для проведения детальной диагностики банка.
Стратегическое управление
Каков уровень развитости
и эффективности системы
По каким бизнес-направлениям банк развивается наиболее успешно?
Какие стратегические цели стоят перед банком?
Какие требования к организации и развитию бизнеса банка со стороны акционеров, руководителей, стратегических клиентов?
Кто основные конкуренты и партнеры банка?
Насколько эффективно реализуется стратегия банка?
Какие цели и показатели наиболее проблемны?
Есть ли в банке следующие документы:
— Стратегический план развития?
— Положение о
системе стратегического
Применяется ли в банке система сбалансированных показателей — BSC (Balanced ScoreCard) и KPI (Key Performance Indicator)?
Связаны ли стратегические цели и показатели с бизнес-процессами, проектами, структурными подразделениями, должностями и системой мотивации персонала?
Какие бизнес-модели, регламенты и формы документов по системе стратегического управления есть в банке?
Формализованы ли в банке бизнес-процессы по стратегическому управлению?
Есть ли в банке подразделения/должности по стратегическому управлению (например, служба стратегического планирования и развития)?
Насколько эффективно распределены ответственность и исполнение по работам в рамках стратегического управления?
Сколько времени руководители банка уделяют решению стратегических задач, а сколько — операционной рутине?
Есть ли в банке потребность в значимом повышении рыночной стоимости, его инвестиционной привлекательности, капитализации, имиджа?
Есть ли в банке
потребность в быстром и
Информация о работе Принципы планирования в кредитных организациях