Прогнозирование спроса, структуры и объёма продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 13:05, курсовая работа

Описание

Цель работы:

· освоение методов изучения спроса;

· освоение методов прогнозирования спроса;

· использование исследований спроса в принятии маркетинговых решений.

Переход к рыночной экономике и связанные с ним коренные изменения хозяйственных отношений – разгосударствление и приватизация предприятий, замена директивного управления свободным предпринимательством – неизбежно ставят российские предприятия перед необходимостью работать по-новому, по законам и требованиям рынка, приспосабливая все стороны своей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности к меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Изучение покупательского спроса как основа изучения рынка потребительских товаров…………………………………………………………………………………4

Общая характеристика методов прогнозирования, применяемых в маркетинговых исследованиях……………………………………………………….5

Прогнозирование будущих нужд и запросов потребителей……………………8

Составление прогнозов сбыта…………………………………………………….17

Виды прогнозов……………………………………………………………………19

Методы составления прогнозов…………………………………………………..23

Порядок составления прогноза сбыта в маркетингово ориентированной компании……………………………………………………………………………….27

Изучение и оценка потребительского спроса на товар. Структура обувного рынка…………………………………………………………………………………...28

Динамика цен на обувь…………………………………………………………….31

Технология продаж………………………………………………………………...31

Анализ обеспеченности населения обувными товарами и выявление предпочтений и настроений покупателей……………………………………………34

Заключение………………………………………………………………………....36

Список литературы………………………………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)

15

чая сила может  служить заменой запасов. Взаимодействие между оборудованием, транспортными  средствами, рабочей силой и запасами определяет системный подход к управлению запасами. Торговая фирма может оптимизировать свою собственную операцию путем перенесения наиболее неотложных задач управления запасами на транспортную организацию, которая в свою очередь, может передать эту задачу фирме производителю. Может происходить также обратный процесс. Очевидно, что в любом случае оптимизация процесса управления запасами в каждой отдельной фазе не обязательно окажется полезной для фирм, образующих несколько таких фаз, располагающихся по вертикали. Таким образом, запасы, производственные мощности, транспортные средства и рабочая сила являются взаимозаменяемыми факторами. Отсюда следует, что запасы создаются, когда они обеспечивают более высокую прибыль и рентабельность торговой фирмы по сравнению с теми случаями, когда для удовлетворения спроса используется дополнительное оборудование как на производственной, так и торговой фирме, расходуются более крупные средства на транспортные услуги и рабочую силу, появляются затраты, связанные с дефицитом (отсутствием запаса) и невозможностью удовлетворить спрос потребителя и т.д.

В экономической  теории еще недостаточно исследованы  мотивы (кроме получения прибыли), побуждающие к созданию запасов. Так, Эрроу в работе [88] называет следующие  мотивы, которые вынуждают предпринимателя создавать товарные запасы вместо помещения капитала, омертвленного в этих запасах:

• необходимость  совершения торговых операций;

• предосторожность;

• спекуляция.

Обычно при  совершении торговых операций для обеспечения  заданного объема сбыта требуется определенное количество наличных денег или товарных запасов. При меньших размерах запасов или при меньшей денежной на-

16

личности торговая фирма не сможет поддержать заданный объем сбыта, а при наличии  больших денежных сумм или товарных запасов выигрыш также не бу- дет получен.

Предосторожность  выражается в защите от неопределенности, так как фирма не может прогнозировать спрос с достаточной точностью.

Во время довольно быстрого роста цен или при  наличии определенных изменений  в издержках, а также при возможности изменения сбыта в пределах обозримого времени представляет интерес и спекулятивный мотив. Этот мотив имеет исключительно важное значение, так как он подчеркивает зависимость решений, принимаемых при управлении запасами, от времени, а также требует рассмотрения в явном виде издержек, связанных с созданием запасов.

Почти все причины  и мотивы, побуждающие создание запасов, в конечном счете, ведут к получению  прибыли. Говоря о прибыли, не следует  иметь в виду лишь немедленную  и непосредственную прибыль. Возможны случаи, когда содержание запасов определенных товаров сопряжено с прямыми финансовыми убытками, однако при этом поддерживается такой уровень обслуживания кли- ентов, который увеличивает общую прибыль торговой фирмы в целом.

Итак, установлено, что создание запасов продукции почти всегда неизбежно и что хранение их связано с ограничениями, налагаемыми политикой фирмы, направленной на получение прибыли. Запасы создаются для удовлетворения спроса. Из всех возможных путей деятельности торговой фирмы наиболее приемлемым является создание запасов. Аналогично политика управления запасами также должна быть наилучшей альтернативой из всех возможных политик поведения фирмы.

Наличие альтернатив  поведения означает, что администрация  фирмы обязана принимать решения. Следовательно, задачи управления запасами являются задачами принятия решений. Находится набор правил принятия решений, удовлетворяющих функции цели, подверженной определенным ограничениям, налагаемыми политикой фирмы. Почти для всех методов решения этих задач

17

требуется построение модели процесса торговой деятельности фирмы: математической, статистической, имитационной. Обычно также модели основаны на системе соотношений, связывающих  интересующие нас переменные величины. Эти соотношения позволяют обнаруживать и выразить противоречивые цели в пределах торговой операции и фирмы, а также дают возможность заменить один показатель другим.

Проблема управления запасами продукции является универсальной  и возникает при любых взаимодействиях  между звеньями экономических систем. Характерная ситуация весьма проста и естественна: одно звено выступает как потребитель продукции, поставляемых другим звеном. Если поставщик желает удовлетворить потребительский спрос немедленно по предъявлении, то он должен иметь требуемую продукцию в наличии, а для того, чтобы запас не исчезал, его надлежит пополнять за счет внешних источников, предъявляя предварительный заказ. Правила составления текущего заказа в зависимости от состояния запаса, прогноза спроса и ранее посланных заказов являются правилами управления запасов.

Теория управления запасами есть математическая дисциплина, занимающаяся исследованием правил управления и выбором наилучших  правил.

Основная ситуация конфликта: чем больше запас, тем  меньше шансов на неудовлетворение спроса; но, с другой стороны, тем больше затраты, обусловленные его хранением, потери из-за старения и порчи, возможны потери из-за того, что имеющаяся в наличии продукция вообще не найдет сбыта. В поисках способов разрешения этого конфликта и заключается внутренняя сущность теории управления запасами.

По своей форме  теория управления запасами, как уже  сказано является математической дисциплиной, одной из ветвей общей теории управления. Исходным пунктом исследования любой  задачи управления запасами торговой фирмы является построение математической модели формализованного описания. Это описание должно включать: структуру системы, т.е. множество взаимодей-

Модели  товарооборота сети розничной торговли

 
Содержание   
 

Оглавление

Оглавление

Введение______________________________________4

Глава 1.Теоретические основы управления розничным товарооборотом________________________________8

1.1 Проблематика  прогнозирования спроса________________________8

1.2 Основные показатели  работы розничной сети____________________17

1.3 Система показателей  товарооборота__________________________24

Глава 1Ы1рименение  математических и инструментальных методов для управления товарооборотом сети розничной торговли_____55

2.1 Общее описание  нейронных сетей____________________________35

2.2 Анализ динамики  товарооборота____________________________52

2.3 Региональный  анализ товарооборота._________________________63

2.4. Экономико-математическая  модель товарооборота сети розничной  торговли. 73

Глава Ш.Научно-практические рекомендации по повышению эффективности  управления розничным товарооборотом______82

3.1 Общее описание  применения экономико-математических  моделей товарооборота__________________________________________82

3.2 Пример реализаций  модели товарооборота сети розничной  торговли.______86

3.3 Применение  нейронных сетей для прогнозирования спроса____________92

Заключение__________________________________99

Список использованных источников______________ 101

Приложения_________________________________109

Приложение 1 Каналы товародвижения_________________________110

Приложение 2 Общая классификация розничного товарооборота_________111

Приложение 3 Метод  обратного распространения ошибки (back propagation)__112

Приложение 4 Исходные тексты запросов к базе данных ERP

Системы Axapta 3.0 ______________________________________118

Приложение 5. Пример процедуры для заменяющий справочную информацию на кодовую._____________________________________________124

 
 
  Введение   
 

Введение

В России в 90-х  годах прошлого века произошла смена  экономических систем: плановая экономика  уступила место рыночной экономической  системе. Благодаря сложившимся  приватизационным процессам, займам иностранных банков и других финансовых систем, экономика России стала развиваться в новых условиях.

Одним из признаков  определяющих становление рыночных отношений, является повышение покупательской способности населения и, как  следствие, рост числа предприятий розничной торговли. За последнее десятилетие произошло изменение форматов предприятий розничной торговли. На смену ларькам, палаткам и киоскам пришли крупные, современные, технически оборудованные розничные сети.

Предприятия розничной  сети являются конечным звеном в процессе товародвижения от изготовителя к потребителям, замыкая цепь хозяйственных связей.

Главной целью  торговых предприятий является получение  максимальной прибыли. Важнейшим необходимым  условием, без которого не может  быть достигнута эта цель, выступает товарооборот. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Товарооборот  отражает пропорции между производством  и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объемом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами. Таким образом, товарооборот - это ключевой

фактор, определяющий эффективность работы розничной  сети. При оптимизации товарооборота, создаются условия для роста  и развития розничной сети.

Сложность и  многогранность показателей, определяющих розничный товарооборот, требуют разработки экономико-математических моделей, на основе которых появится возможность создания стратегии эффективного управления розничной сетью.

Все это подтверждает актуальность выбранной темы.

Значительный вклад в решение ряда актуальных теоретических и практических проблем построения моделей товарооборота розничной торговли внесли отечественные и зарубежные авторы: Вентцель Е.С., Витушкин А.Г., Горбань А.Н., Горелик В.А., Горчаков А.А., Деринг П., Дион Д., Ежов А.Л., Зайченко Ю.П., Кремера Н.Ш., Калихман И.Л., Карасев А.И., Кремер Н.Ш., Кофман А., Кохонен Т., Кузнецов Ю.Н., Кузубов В.И., Мостеллер Ф., Орлова И.В., Панкратов Ф.Г., Пахбухчиянц В.К., Топпинг Т., Ушаков И.А., Шумский С.А.

Отдавая должное  этим авторам, следует подчеркнуть, что их труды посвящены фундаментальным проблемам. Но еще многие прикладные вопросы моделирования товарооборота требуют теоретического разрешения или дальнейшего совершенствования; особенно в условиях возрастания влияния новых технологий на конкурентоспособность предприятий розничной торговли

Цель исследования

Целью исследования является разработка экономико-математических моделей товарооборота сети розничной  торговли.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

• проведен анализ существующих моделей товарооборота  и методов его прогнозирования  в розничных сетях;

• выявлены недостатки использования статистических методов  при моделировании товарооборота  сети розничной торговли;

• обоснован  подход к построению моделей розничного товарооборота на базе методов линейного программирования и нейронных сетей;

• сформулированы методики оптимизации разработанной  модели розничного товарооборота;

• разработана  методика по применению моделей прогнозирования  товарооборота;

Информация о работе Прогнозирование спроса, структуры и объёма продаж