Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:52, курсовая работа
В существующей экономике оценочная деятельность выступает важным и необходимым дополнением к бухгалтерскому учёту. Бухгалтерский учёт выполняет свои задачи, но не может объективно учесть факторы вне организации, например изменение рыночной стоимости объектов недвижимости, основных средств, нематериальных активов. Независимая оценка позволяет восстановить объективно упущенные бухгалтерским учётом изменения и восстановить реальную стоимость объектов.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы оценки бизнеса................4
1.1 Сущность и содержание бизнеса ..........................................................4
1.2 Основные виды стоимости ....................................................................5
1.3 Принципы оценки бизнеса .................................................................. 8
1.4 Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса....................12
1.5 Процесс оценки бизнеса ......................................................................15
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ “ИНГОССТРАХ”...........................................16
2.1. Краткая характеристика компании...................................................16
2.2. Финансовый анализ деятельности ОСАО «ИНГОССТРАХ».........17
2.3. Расчет стоимости с помощью затратного подхода..........................20
2.4. Расчет стоимости с помощью сравнительного подхода..................21
2.5. Расчет стоимости с помощью доходного подхода...........................23
2.6. Преимущества и недостатки методов оценки
страховой компании............................................................................26
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы …
Также при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства. Одним из важных моментов действия данного принципа является соответствие размеров предприятия потребностям рынка.
Третья группа принципов напрямую обусловлена действием рыночной среды.
Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной экономике, является соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях совершенного рынка.
В долгосрочном аспекте спрос и предложение являются относительно эффективными силами в определении направления изменения цен. Но в короткие промежутки времени силы спроса и предложения могут и не иметь возможности эффективно работать на рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могут быть следствием монопольного положения собственников. Кроме того, на этот рынок могут влиять государственные механизмы контроля.
Как уже отмечалось, полезность определена во времени и пространстве. Рынок учитывает эту определенность, прежде всего, через цену. Если предприятие соответствует рыночным стандартам, характерным в данное время для данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения; если же объект не соответствует требованиям рынка, то это, как правило, отражается через более низкую цену на данное предприятие.
С действием такой закономерности связан другой принцип — принцип соответствия, согласно которому предприятия, которые не соответствуют требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т. д., скорее всего, будут оценены ниже среднего.
С принципом соответствия связаны принципы регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого предприятия вероятно не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия имеет место, когда в результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия, скорее всего, окажется выше его стоимости.
На ценообразование влияет конкуренция. Содержание принципа конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.
Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но, во многом, — внешними. Стоимость предприятия, стоимость его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Отсюда следует, что при оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды.
Следовательно, оценка стоимости предприятия должна проводиться на определенную дату. В этом заключается суть принципа изменения стоимости. При рассмотрении альтернатив развития может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных прав на собственность, если таковое позволит увеличить общую стоимость. Экономическое разделение имеет место, если права на объект можно разделить на два или более имущественных интереса, в результате чего общая стоимость объекта возрастает. Принцип экономического разделения гласит, что имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.
Результатом такого анализа является определение наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, иначе говоря, определение направления использования собственности предприятия, которое юридически, технически осуществимо и которое обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества.
Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного, затратного
и сравнительного. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Так, при оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях.
Доходный подход - это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания. Хотя, как правило, доходный подход является наиболее приемлемым для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подход является более точным и эффективным. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной с помощью других подходов.
Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и финансирования. Действенность такого подхода снижается, если сделок было мало и моменты их совершения и оценки разделяет продолжительный период, если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому следует провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.
Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Собираемая информация включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов. Затратный подход основан на принципе замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения.
В целом все три подхода взаимосвязаны. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например,
основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка. При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различными аспектами рынка. На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Каждый из трех рассмотренных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов.
Рис.1.1 Методы доходного подхода
Согласно методу капитализации рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле V = D / R, где D - чистый доход бизнеса за год; R – коэффициент капитализации.
Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании
этих потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода (рис. 1.1).
Рис. 1.2 Методы затратного подхода
Рыночная стоимость бизнеса методом чистых активов определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и его обязательствами.
Ликвидационная стоимость предприятия представляет собой разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию (рис. 1.2).
Рис.1.3 Методы сравнительного подхода
Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую компанию. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны служить ориентиром для определения цены оцениваемой компании.
Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.
Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики
Процесс оценки бизнеса предусматривает определение задачи, сбор и анализ информации в целях получения обоснованной оценки стоимости. Процесс оценки бизнеса может быть разделен на семь этапов:
1. Определение задачи.
2. Составление плана оценки.
3. Сбор и проверка информации.
4. Выбор уместных подходов к оценке.
5. Согласование результатов и подготовка итогового заключения.
6. Отчет о результатах оценки стоимости.
Глава 2. Анализ и оценка рыночной стоимости бизнеса
на примере ОСАО “ИНГОССТРАХ”
2.1. Краткая характеристика компании.
Страховая компания «Ингосстрах» работает на международном и внутреннем рынках с 1947 года. За этот период «Ингосстрах» из скромного управления, входящего в Министерство финансов СССР, вырос в солидную компанию с разветвленной региональной сетью. Сегодня это крупнейшая страховая компания федерального уровня и один из лидеров отечественного страхового рынка как по объему страховой премии и сумме выплаченного страхового возмещения, так и по основным балансовым показателям.
Высокая деловая репутация страховой компании «Ингосстрах» подтверждена международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s: долгосрочный кредитный рейтинг контрагента и рейтинг финансовой устойчивости «Ингосстраха» на уровне «ВВВ-», рейтинг по национальной шкале «ruАА+», прогноз «Стабильный». Российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» в очередной раз присвоило «Ингосстраху» максимальный рейтинг A++. Впервые этот рейтинг страховщик получил в 2002 году.
Обеспечивать комплексную защиту финансовых интересов клиентов компании позволяют лицензии на осуществление всех видов страхования, предусмотренных Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также на перестрахование.
«Ингосстрах» предоставляет полный спектр страховых услуг, в том числе страхование имущества, добровольное медицинское страхование (ДМС), ОСАГО, ДСАГО, КАСКО, страхование детей, страхование туризма, комплексное обслуживание юридических лиц (страхование имущества, репутации, ответственности, коммерческой деятельности, пенсионные программы).
2.2 Финансовый анализ деятельности страховой компании
Проведем анализ динамики и структуру активов и пассива баланса и сделаем выводы.
Таблица 2 – Анализ динамики и структуры актива баланса
Актив | Начало периода | Конец периода | Абсолют. откл. в тыс.руб. | Темп роста, % | ||
тыс.руб. | % к итогу | тыс.руб. | % к итогу | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6(4-2) | 7(5-3) |
Иммобилизованные активы, в т.ч.: | 2 401 615 | 7,42 | 2 407 844 | 5,51 | 6 229 | 100,26 |
основные средства; | 2 302 466 | 7,11 | 2 385 160 | 5,46 | 82 694 | 103,59 |
не материальные активы; | 10 049 | 0,03 | 8 577 | 0,02 | -1 472 | 85,35 |
незавершенное строительство; | 89 100 | 0,28 | 14 107 | 0,03 | -74 993 | 15,83 |
Мобильные оборотные средства, в т.ч.: | 29 978 388 | 92,58 |
| 94,49 | -29 978 388 | 0,00 |
инвестиции; | 18 042 103 | 55,72 | 23 941 579 | 54,76 | 5 899 476 | 132,70 |
материалы и предметы потребления; | 100 437 | 0,31 | 163 110 | 0,37 | 62 673 | 162,40 |
дебиторская задолженность по операциям страхования и сострахования; | 3 696 128 | 11,41 | 4 335 872 | 9,92 | 639 744 | 117,31 |
дебиторская задолженность по операциям перестрахования; | 852 659 | 2,63 | 703 613 | 1,61 | -149 046 | 82,52 |
прочая дебиторская задолженность; | 905 245 | 2,80 | 963 500 | 2,20 | 58 255 | 106,44 |
доля перестраховщиков в страховых резервах; | 4 802 497 | 14,83 | 9 041 564 | 20,68 | 4 239 067 | 188,27 |
денежные средства и ценные бумаги; | 1 260 034 | 3,89 | 1 887 993 | 4,32 | 627 959 | 149,84 |
отложенные налоговые активы; | 96 571 | 0,30 | 71 509 | 0,16 | -25 062 | 74,05 |
иные активы. | 222 714 | 0,69 | 207 564 | 0,47 | -15 150 | 93,20 |
Итого: | 32 380 003 | 100,00 | 43 724 148 | 100,00 |
1144145
|
135,03
|